Невозможно переоценить влияние, которое поп-культура и искусство в целом имеют на общественное мнение. Именно поэтому важно поднимать различные социальные проблемы в фильмах, сериалах, компьютерных играх и музыке. И если еще лет 20 назад насилие по отношению к женщинам в основном романтизировалось и сексуализировалось, то последнее время в книгах и фильмах мы видим все больше примеров его негативных последствий для женщин в разных сферах жизни.
Репрезентация насилия в кино и на телевидении активно обсуждается в медиа, особенно в зарубежных. Можно найти большое количество аналитических материалов в изданиях Washington Post или The Guardian. PR-менеджер Ресурсного центра для ЛГБТ в Екатеринбурге Алла Чикинда собрала фильмы и сериалы (и книги, на которых некоторые основаны), которые впечатлили ее сильнее всего. Она надеется, что какие-то из них понравятся вам или помогут посмотреть на знакомые истории под новым углом.
Осторожно, спойлеры!
Сериалы
Невероятное (Unbelievable)
Основанный на статье, получившей Пулитцеровскую премию, сериал рассказывает о серийном насильнике, которого не могли поймать несколько лет из-за ошибки полицейских. Ошибка заключалась в том, что они не поверили девушке-подростку, заявившей об изнасиловании. Она — сирота с не очень хорошей репутацией, сменившая несколько приемных семей. Предвзятость полиции привела к тому, что жертвами насильника стали многие женщины в разных штатах. И все это реальная история. Сцену допроса девушки смотреть больнее, чем собственно сцену изнасилования. Она сидит, напуганная и съежившаяся, а двое взрослых полицейских нависают над ней и грозно говорят: «Наверное, ты все это придумала? На вот, подпиши заявление, что это неправда. У нас есть более важные дела». Этот сериал отлично показывает, что жертв изнасилований должны допрашивать женщины, потому что у мужчин нет достаточного опыта, чтобы сопереживать и верить им.
Большая маленькая ложь (Вig Little Lies)
Этот сериал поднимает много важных тем, и одна из них — домашнее насилие, которое остается невидимым для внешнего мира. Героиня Николь Кидман — Селеста — с виду благополучная женщина, ее семья кажется образцовой. Все, даже близкие подруги, восхищаются идеальным браком Селесты, завидуют любви и гармонии между ней и мужем. И тем сильнее шок окружающих, когда выясняется, что женщина систематически подвергалась физическому насилию со стороны своего «идеального» мужа. Когда Селеста начинает терапию, она в конце концов приходит к осознанию того, что происходящее с ней ненормально.
Роковой патруль (Doom Patrol)
Этот сериал обычно преподносят как историю о лузерах с суперспособностями, которые объединяются, чтобы спасать мир. Но для меня это метафора психотерапии, проработки внутренних травм и иллюстрация разных способов их избегания. Одна из героинь — Джейн — страдает диссоциативным расстройством личности, и каждая из ее субличностей имеет свои сверхспособности. В одной из серий мы погружаемся в подсознание Джейн и узнаем, что в детстве она подвергалась насилию со стороны отца и ее психика нашла лучший способ защиты от этой ситуации — создание субличностей. На мой взгляд, эта серия — самая сильная в первом сезоне.
Академия «Амбрелла» (The Umbrella Academy)
Еще одна супергеройская история по комиксам. Почти все немногочисленные женские персонажи в ней сталкиваются с разными формами насилия. Нам показывают на контрасте две эпохи. В первом сезоне это относительно современный мир, в котором уже взрослые приемные дети отца-ученого вспоминают эпизоды из детства. Они выросли в атмосфере абьюза и манипуляций со стороны отца. Например, замкнутая героиня Ваня Харгривз росла в отстраненности от братьев и сестер, якобы потому что у нее не было сверхспособностей. Но впоследствии она смогла вспомнить, как ее запирали в бункере в одиночестве, потому что отец не знал, как с ней справиться. Ее мозг вытеснил этот факт, как часто в реальной практике происходит с детьми. На примере того, как скрытые суперсилы прорываются наружу, сериал показывает, какие мощные последствия могут быть у абьюза.
А во втором сезоне мы видим еще одну яркую историю, которая происходит уже в 1960-х. Героиня Сисси живет с мужем-тираном, который считает женщин людьми второго сорта, которые должны обслуживать мужчин. Будучи настоящим патриархальным мужчиной, он не считает зазорным кричать и поднимать руку на жену. Когда он узнает о романтической связи жены с другой женщиной, он угрожает, что заберет себе сына и не позволит ей с ним видеться. В то время гомосексуальные отношения осуждались обществом и это считалось нормой. В современной России, к сожалению, мужчины до сих пор угрожают женщинам лишением родительских прав из-за однополых отношений.
Убийство на пляже (Broadchurch)
Популярность сериала привела к тому, что создатели решили снять еще один сезон, хотя история убийства на пляже полностью завершилась со вторым. Поэтому в третьем сезоне мы видим совсем другое расследование — изнасилование, произошедшее на вечеринке. Триш — женщина средних лет, работающая в магазине фермерских товаров. Она обращается в полицию, чтобы сообщить о возможном изнасиловании, поскольку она не помнит, что с ней произошло, и это пугает ее сильнее всего. Сцены, в которых она дает показания и пытается вспомнить, что же именно случилось, очень эмоциональны. Эта история отлично показывает, что абсолютно любая женщина, независимо от возраста и социального статуса, может стать жертвой насильника.
13 причин почему (13 reasons why)
Сериал про то, как опасна школьная травля. Я бы рекомендовала смотреть его в обязательном порядке школьникам, их родителям, а также сотрудникам учебных заведений. Здесь очень подробно разбираются разные аспекты и механизмы травли (а ведь это один из видов психологического насилия) — от вовлечения коллектива в процесс буллинга до неверия со стороны взрослых. И даже когда главная героиня приходит к школьному психологу с доказательствами, он не воспринимает ее всерьез. Помимо травли, в этом сериале обсуждаются такие проблемы, как сексуальное насилие и обвинение жертвы, а также позиция нейтральных наблюдателей, которые вроде бы не вмешиваются, но и не оказывают поддержки жертве.
Почему женщины убивают (Why Women Kill)
Действие сериала разворачивается в трех временах — в 60-е, в 80-е и в наши дни. История из 60-х крутится вокруг темы домашнего насилия и отношения к нему в те годы. Главная героиня Бет Энн — домохозяйка, которая всеми силами пытается угодить мужу. Он ее усилий не ценит и обращается с ней скорее как с прислугой, не учитывает ее мнение, а иногда повышает голос. Бет Энн случайно узнает, что сосед избивает жену, но, когда она пытается вынести эту ситуацию на публику, соседка выступает против, боясь общественного осуждения. При этом муж Бет Энн, ожидаемо, занимает сторону соседа и говорит, что его жена заслужила такое обращение. Грустно осознавать, что спустя полвека многие люди до сих пор придерживаются такого мнения.
С большой буквы (The Bold Type)
Сериал о буднях глянцевого журнала Scarlett (явно вдохновленного Cosmopolitan), в особенности — трех его сотрудниц. Помимо модных съемок и перипетий личной жизни главных героинь сериал затрагивает много важных актуальных проблем — от расизма и гомофобии до неравной оплаты труда и непрозрачности принятия решений советом директоров (который, сюрприз-сюрприз, состоит из одних мужчин). Несколько серий посвящены проблеме насилия над женщинами, и впервые это происходит в последней серии первого сезона.
Журналистка Джейн пишет материал о жертве харассмента Мии. Ее агрессора суд оправдал, она всю жизнь несет этот груз и в итоге решает организовать в городском парке перформанс — она стоит и целый день держит в руках весы (символизирующие этот груз). Любая женщина, прошедшая через подобный опыт, может подойти и принять эстафету. Эта история побуждает редакторку журнала вспомнить и о своем прошлом, когда на заре карьеры она стала жертвой домогательств со стороны начальника и предпочла промолчать, потому что он был в позиции власти. В конце этой серии на экране появляется телефон горячей линии для жертв насилия. К сожалению, только в США. Это хороший пример того, как поп-культура может выполнять и функцию социальной поддержки, и просвещения.
Фильмы
Дневник памяти (The Notebook)
«Дневник памяти» считается одной из лучших романтических историй нулевых. Однако если смотреть на него через призму фем-оптики, то герой Райана Гослинга оказывается не таким уж героем. В нескольких эпизодах он проявляет себя как искусный манипулятор и в целом ведет себя довольно крипово. Даже самая первая сцена их знакомства с героиней Рэйчел Макадамс должна натолкнуть зрителей на мысль, что что-то тут явно не так. Он подходит и приглашает девушку на свидание, на что она отвечает отказом. В нормальном мире этого должно быть достаточно, однако нас очень долго приучали к тому, что «если девушка говорит нет — это значит, что ее нужно поуговаривать». Поэтому главный герой начинает ее преследовать, залезает на колесо обозрения, рискуя жизнью и мешая ее отдыху с друзьями. В конце концов, он ложится под грузовик и говорит, что если она не пойдет с ним на свидание, то он убьет себя. Это должно считаться апогеем романтики? В общем, этот фильм — пример того, как не надо ухаживать.
Готика (Gothika)
Если убрать все паранормальные элементы фильма, можно увидеть, что он поднимает очень важную проблему насилия в медицинских учреждениях и неверия жертвам. В данном случае, речь идет о психиатрической больнице, что усугубляет проблему: если пациентки страдают от ментальных расстройств, то как можно быть уверенными, что они говорят правду? Героиня Холли Берри сама попала в эту ловушку, когда думала, что рассказы героини Пенелопы Крус о систематических изнасилованиях — не более, чем фантазии. Еще одна сложность, с которой столкнулись девушки, пытаясь доказать свою правоту — все старшие сотрудники больницы и полицейские были мужчинами в позиции власти и они не воспринимали слова девушек всерьез. Это типичная ситуация, с которой сталкиваются жертвы домашнего (и не только) насилия — мужчины им не верят, списывая все на чрезмерную женскую «эмоциональность».
Оно (It)
Стивен Кинг часто обращается к теме домашнего насилия в своих книгах, и «Оно» — это один из примеров. Но я здесь выбрала именно эту историю не только потому, что она многократно экранизирована, а образ ребенка с красным шариком в руке стал знаменитым символом опасного доверия, а потому, что она хорошо и наглядно показывает последствия изувеченного детства для взрослых людей. Героиня Беверли росла с отцом-абьюзером, который контролировал каждый ее шаг и запрещал общаться с друзьями. В итоге, несмотря на то, что многие детали детства были вытеснены из ее памяти, во взрослом возрасте она выбрала себе в партнеры человека, очень напоминающего отца. Многочисленные исследования доказывают, что люди, пережившие в детстве насилие со стороны родственников, с большей вероятностью будут подвергаться насилию и во взрослой жизни.
Тоня против всех (I, Tonya)
Еще один пример того, как детство в компании абьюзивных родителей приводит к абъюзивным отношениям во взрослой жизни. Мать Тони была не очень нежной и любящей, но расчетливой. Распознав талант фигуристки в дочери, она практически лишила ее детства. Когда Тоня выросла и обрела независимость от матери (но это не точно), она вышла замуж за человека, который тоже не был с ней особенно ласков. Несколько раз она пыталась от него уйти, но безуспешно. И когда мать начинает обвинять Тоню в том, что она сама терпит насилие со стороны мужа и не уходит, Тоня в ответ обвиняет ее. И во многом она, конечно, права.
Комната (Room)
Оскароносный фильм 2015 года показывает экстремальную форму насилия над женщиной — изоляцию от внешнего мира и заточение в бункере. И, как будто одного этого мало, мы видим сексуальное и психологическое насилие разных видов. При этом героиня Джой старается не показывать своих страданий и делает вид, что все в порядке, ради своего сына, который вырос в этом бункере. Когда же они оказываются на свободе, психика героини сдается, и мы видим, насколько она на самом деле травмирована. И если ее сын при должной помощи сможет социализироваться и прожить нормальную жизнь, то Джой уже никогда не оправится от травмы и не вернется к обычной жизни.
Исчезнувшая (Gone Girl)
Может показаться, что этой истории здесь делать нечего, ведь на самом деле Эми не была жертвой домашнего насилия. Тем не менее, чтобы заставить всех поверить в то, что ее муж — настоящий абьюзер, Эми очень детально изучила этот вопрос. И именно с этой точки зрения интересно рассмотреть эту историю. Эми собрала много разных признаков домашнего насилия, от самых неочевидных до наглядных. Здесь и психологическое давление, и эпизоды перепадов настроения, и неконтролируемая агрессия, и репродуктивное насилие, когда происходит принуждение к зачатию и вынашиванию ребенка, и, конечно, физическое и сексуальное насилие. Просто методичка по тому, какие формы насилия существуют.
С меня хватит (Enough)
Фильм про то, как героиня, которую играет Дженнифер Лопез, годами страдала из-за мужа абьюзера, и в конце концов настал момент, когда она решила взять ситуацию в свои руки. Этот фильм — хороший ответ тем, кто говорит, что женщине ничего не стоит уйти от мужа. Потому что героиня убегает вместе с дочерью, однако муж продолжает преследовать их, и они живут в постоянном страхе, что он снова их найдет и, скорее всего, убьет. В итоге она идет на курсы самообороны и в решающий момент защищает свою жизнь.
Белый Олеандр (White Oleander)
Слоган фильма «Самооборона — это не убийство» в нашей стране сейчас актуален, как никогда. В России до сих пор закон не на стороне жертв домашнего насилия. Например, прошлогоднее совместное исследование «Новой газеты» и «Медузы»* показало, что 79% женщин, осужденных за убийство, на самом деле защищались от домашнего насилия. Получается, что в большинстве случаев самооборона все же приравнивается к убийству.
Мать Астрид сидит в тюрьме за убийство любовника, а девочка кочует из одной приемной семьи в другую. И в каждой семье — своя атмосфера и свои проблемы. Физическое и сексуальное насилие, депрессия, алкогольная и наркотическая зависимость — чего только не насмотрелась Астрид за несколько лет. Но самый главный абьюзер в ее жизни — родная мать, которую в экранизации сыграла Мишель Пфайффер. Обычно принято считать, что абьюзеры — это мужчины, однако женщины тоже могут причинять боль и травмировать психику детей. В этой истории мать и дочь связывают созависимые отношения, и только достигнув совершеннолетия и полностью оборвав связи с матерью, Астрид смогла освободиться от ее манипуляций и начать жить своей полноценной жизнью.
Песни о насилии
Песня о том, что жертв домашнего насилия в большинстве случаев нельзя распознать по внешнему виду. И что, возможно, соседский мальчик или девочка, которых вы встречаете каждый день во дворе или на лестничной клетке, живут в атмосфере страха и беспомощности.
Леди Гага часто делает треки на социальные темы, в данном случае она вместе с композитором Дайан Уоррен обращается к тем, кто в попытке поддержать столкнувшихся с насилием говорит «я понимаю, что ты чувствуешь», и настаивает, что «пока ты сам/а с этим не столкнешься, ты не поймешь, что я чувствую».
Песня вдохновлена историей из сводки новостей о женщине, которую систематически избивал партнер, а потом убил. Интересно, что в США, когда вышел этот релиз, некоторые критики негативно отреагировали на песню, а вот в Великобритании трек быстро попал в чарты.
Пример того, что не стоит добиваться взаимности девушки словами: «Если ты не будешь моей, то лучше уж я тебя убью, чтобы ты не досталась никому другому». Впоследствии Джон Леннон признался, что сожалеет о создании этой композиции.
Автобиографичная песня, содержащая воспоминания о детстве певицы и об отце-абьюзере. Он бил мать певицы, держал в страхе ее саму. «Не так легко забыть все эти шрамы, которые ты оставил на ее шее, меня ты вышвыривал на холодный лестничный пролет, и каждый день я боялась возвращаться домой в ожидании наихудшего», — поет Агилера.
Еще одна автобиографичная песня, где американская певица Тори Эймос рассказывает об эпизоде изнасилования. Например, в ней есть такие слова: «Да, на мне была облегающая красная штучка. Значило ли это, что меня нужно было отдать тебе, твоим друзьям, твоему отцу, мистер Эд?»
Рассказ о девочке, которая подвергается насилию со стороны матери. И хотя школьные учителя догадываются о происходящем, они никому об этом не сообщают и не предпринимают попыток помочь ребенку.
Еще одна история, основанная на сводках новостей. Курт Кобейн от лица насильника поет о девушке-подростке, которая стала жертвой похищения и изнасилования.
История о жертве домашнего насилия, которая нашла в себе силы уйти от агрессора.
Песня посвящена детям — жертвам насилия и инцеста.
P.S.: Я не кинокритик и не эксперт, и этот список — сугубо мое личное мнение. Это фильмы и сериалы, которые нравятся мне и показывают разнообразные формы насилия наглядно.
*Внесена в список «СМИ-иноагентов» по решению Минюста
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.