Агент Купер из КГБ, молодой Ельцин и «бекмамбетовские красоты»«Перевал Дятлова» уже назвали одним из главных российских сериалов этого года. Справедливо ли это?

«Перевал Дятлова» уже назвали одним из главных российских сериалов этого года. Справедливо ли это?

20 ноября, 05:00, 2020г.    Автор: Ваня Рублев

На ТНТ вышли первые четыре эпизода нового сериала «Перевал Дятлова» о трагической гибели студентов-туристов в горах Северного Урала в 1959 году. Для России это первая серьезная экранизация истории дятловцев, если не считать множества документальных фильмов и телешоу с реконструкцией событий.

Кинокритики уже назвали работу одним из главных российских сериалов 2020 года. Однако зрители готовы с этим поспорить и критикуют первые серии за неожиданные упоминания оккультных практик общества «Аненербе», экспериментов нацистов и молодого Бориса Ельцина. Несмотря на это, авторы довольны предварительными итогами и уже отчитываются о рекордных просмотрах.

Предупреждение: во второй части текста содержатся небольшие спойлеры.

Он состоит из восьми серий и композиционно разделен на две независимые друг от друга части. Нечетные серии рассказывают о ходе расследования, которое ведут майор КГБ Костин и судмедэксперт Катя.

Четные раскрывают историю самого похода дятловцев, сняты в черно-белом цвете и наполнены советской романтикой вечной дружбы, робкой любви и веры в высокие идеалы.

Нечетные серии снимались на широкую пленку. Ими занимались начинающие режиссеры, но руководили съемкой опытные продюсеры Валерий Федорович и Евгений Никишев.

Четные серии снимал Павел Костомаров — режиссер сериала «Эпидемия», который недавно похвалил писатель Стивен Кинг. Сценарий для всех эпизодов написал Илья Куликов, известный по российскому «Чернобылю».

Родственники дятловцев уже подумывали подать в суд на ТНТ — по их словам, реальные имена участников похода использовали в сериале без их разрешения. Но позже выяснилось, что большинство подписали соглашение с каналом.

«Взять на себя ответственность художественным образом воспроизвести «величайшую тайну прошлого века» — для этого надо быть очень смелыми людьми. Впрочем, Федорович и Никишов — пуганые, за их плечами такие экстремальные проекты, как «Гоголь», «Обычная женщина», «Измены», «Полицейский с Рублевки» и та же «Эпидемия»», — пишет кинообозреватель.

«Любопытно, если дятловская часть отдает лиричностью, то линия следователя Костина выстраивается в типичный нуаровский детектив: майор мрачен, за плечами — потери, на голове шляпа с широкими полями, а за окном все время вечереет».

Но в сериале есть и третья линия, которая забрасывает зрителя и героя в военное время, где мистика смешивается с исторической правдой. Так Костин неожиданно оказывается в Германии в таинственном бункере, где находит буддийского монаха, обезьяну и труп девушки с выбитым на руке номером.

«Удивительно, что мировой кинематограф начал осваивать перспективный сюжет относительно недавно: самым известным стал триллер Ренни Харлина «Тайна перевала Дятлова», вышедший на экраны в феврале 2013 года. Возможно, теперь все изменится — новый сериал, запущенный продюсерами Валерием Федоровичем и Евгением Никишовым, способен вернуть интерес к загадочной истории не только в России», — прогнозирует автор.

«Экран встречает телезрителя бекмамбетовскими красотами: камера пролетает сквозь живописные лопасти вертолета, зависает под колесами мчащейся по обледенелой дороге машины, проползает через содержимое рюкзака одного из мертвых лыжников», — описывает критик.

«Бекмамбетовские красоты», по словам автора, — это не ирония, но и не комплимент. Это термин, который описывает смелый, но уже устаревший визуальный язык режиссера Тимура Бекмамбетова в его фильмах начала нулевых.

«Главный герой — ведущий расследование майор [Костин] КГБ в атмосферной шляпе, красивый, как Колин Фаррелл (Петр Федоров). Красивый-то он, может, и красивый, но ему далеко до агента Купера: вместо соответствующей эзотерическому расследованию эксцентрики актер Федоров демонстрирует лишь томное бормотание, знакомое по каждому первому усталому супергерою из ментовских сериалов с канала НТВ», — подытоживает критик.

«Перед ним [майором Костиным] тут же вытягиваются, как по струнке, свердловские партработники и милиционеры. А еще к нему проявляет интерес судмедэксперт (Мария Луговая), красивая вдова советского солдата и мать ершистого сына. Их знакомство поначалу напомнит союз разума и чувств, как дуэт главных героев из «Секретных материалов», — пишет Москвитин.

«Походную» часть сериала критик описывает одним простым словом — благородство. Она очень сильно напоминает советские картины 60-х наподобие «Девчат» и «Неотправленного письма». Все детали похода — палатки, личные вещи, игрушки и одежда, по его словам, показывают на экране с почти религиозным трепетом.

«Это сериал, внутри которого органично уживаются любопытный (но местами абсурдный) жанровый аттракцион и пронзительное авторское кино. Фантастический детектив, за которым просто забавно следить — и марш обреченных, с каждым из которых хочется по-настоящему подружиться. По всей видимости, это очередной российский проект, который заметят в других странах», — заключает Москвитин.

Пользователи соцсетей высказываются противоречиво. Среди них нашлись те, кто оценил качество съемки на 16-мм пленку, компьютерную графику и актерскую игру. Однако были и те, у кого смешение реальной истории с военными флешбэками, мертвыми нацистами и призраками вызвало отвращение. 

Некоторые еще больше удивились появлению во второй серии молодого Бориса Ельцина, который, как и дятловцы, тоже учился в свердловском УПИ, но закончил его раньше. По сюжету он просит компанию взять его с собой в экспедицию. Но ему отказывают, чем спасают жизнь.

Но окончательные выводы, по словам многих зрителей, делать пока рано. Сериал затягивает своей мистикой и романтизмом, но опытные зрители предчувствуют что-то неладное.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: