На ТНТ вышли первые четыре эпизода нового сериала «Перевал Дятлова» о трагической гибели студентов-туристов в горах Северного Урала в 1959 году. Для России это первая серьезная экранизация истории дятловцев, если не считать множества документальных фильмов и телешоу с реконструкцией событий.
Кинокритики уже назвали работу одним из главных российских сериалов 2020 года. Однако зрители готовы с этим поспорить и критикуют первые серии за неожиданные упоминания оккультных практик общества «Аненербе», экспериментов нацистов и молодого Бориса Ельцина. Несмотря на это, авторы довольны предварительными итогами и уже отчитываются о рекордных просмотрах.
Предупреждение: во второй части текста содержатся небольшие спойлеры.
Он состоит из восьми серий и композиционно разделен на две независимые друг от друга части. Нечетные серии рассказывают о ходе расследования, которое ведут майор КГБ Костин и судмедэксперт Катя.
Четные раскрывают историю самого похода дятловцев, сняты в черно-белом цвете и наполнены советской романтикой вечной дружбы, робкой любви и веры в высокие идеалы.
Нечетные серии снимались на широкую пленку. Ими занимались начинающие режиссеры, но руководили съемкой опытные продюсеры Валерий Федорович и Евгений Никишев.
Четные серии снимал Павел Костомаров — режиссер сериала «Эпидемия», который недавно похвалил писатель Стивен Кинг. Сценарий для всех эпизодов написал Илья Куликов, известный по российскому «Чернобылю».
Родственники дятловцев уже подумывали подать в суд на ТНТ — по их словам, реальные имена участников похода использовали в сериале без их разрешения. Но позже выяснилось, что большинство подписали соглашение с каналом.
«Взять на себя ответственность художественным образом воспроизвести «величайшую тайну прошлого века» — для этого надо быть очень смелыми людьми. Впрочем, Федорович и Никишов — пуганые, за их плечами такие экстремальные проекты, как «Гоголь», «Обычная женщина», «Измены», «Полицейский с Рублевки» и та же «Эпидемия»», — пишет кинообозреватель.
«Любопытно, если дятловская часть отдает лиричностью, то линия следователя Костина выстраивается в типичный нуаровский детектив: майор мрачен, за плечами — потери, на голове шляпа с широкими полями, а за окном все время вечереет».
Но в сериале есть и третья линия, которая забрасывает зрителя и героя в военное время, где мистика смешивается с исторической правдой. Так Костин неожиданно оказывается в Германии в таинственном бункере, где находит буддийского монаха, обезьяну и труп девушки с выбитым на руке номером.
«Удивительно, что мировой кинематограф начал осваивать перспективный сюжет относительно недавно: самым известным стал триллер Ренни Харлина «Тайна перевала Дятлова», вышедший на экраны в феврале 2013 года. Возможно, теперь все изменится — новый сериал, запущенный продюсерами Валерием Федоровичем и Евгением Никишовым, способен вернуть интерес к загадочной истории не только в России», — прогнозирует автор.
«Экран встречает телезрителя бекмамбетовскими красотами: камера пролетает сквозь живописные лопасти вертолета, зависает под колесами мчащейся по обледенелой дороге машины, проползает через содержимое рюкзака одного из мертвых лыжников», — описывает критик.
«Бекмамбетовские красоты», по словам автора, — это не ирония, но и не комплимент. Это термин, который описывает смелый, но уже устаревший визуальный язык режиссера Тимура Бекмамбетова в его фильмах начала нулевых.
«Главный герой — ведущий расследование майор [Костин] КГБ в атмосферной шляпе, красивый, как Колин Фаррелл (Петр Федоров). Красивый-то он, может, и красивый, но ему далеко до агента Купера: вместо соответствующей эзотерическому расследованию эксцентрики актер Федоров демонстрирует лишь томное бормотание, знакомое по каждому первому усталому супергерою из ментовских сериалов с канала НТВ», — подытоживает критик.
«Перед ним [майором Костиным] тут же вытягиваются, как по струнке, свердловские партработники и милиционеры. А еще к нему проявляет интерес судмедэксперт (Мария Луговая), красивая вдова советского солдата и мать ершистого сына. Их знакомство поначалу напомнит союз разума и чувств, как дуэт главных героев из «Секретных материалов», — пишет Москвитин.
«Походную» часть сериала критик описывает одним простым словом — благородство. Она очень сильно напоминает советские картины 60-х наподобие «Девчат» и «Неотправленного письма». Все детали похода — палатки, личные вещи, игрушки и одежда, по его словам, показывают на экране с почти религиозным трепетом.
«Это сериал, внутри которого органично уживаются любопытный (но местами абсурдный) жанровый аттракцион и пронзительное авторское кино. Фантастический детектив, за которым просто забавно следить — и марш обреченных, с каждым из которых хочется по-настоящему подружиться. По всей видимости, это очередной российский проект, который заметят в других странах», — заключает Москвитин.
Пользователи соцсетей высказываются противоречиво. Среди них нашлись те, кто оценил качество съемки на 16-мм пленку, компьютерную графику и актерскую игру. Однако были и те, у кого смешение реальной истории с военными флешбэками, мертвыми нацистами и призраками вызвало отвращение.
Некоторые еще больше удивились появлению во второй серии молодого Бориса Ельцина, который, как и дятловцы, тоже учился в свердловском УПИ, но закончил его раньше. По сюжету он просит компанию взять его с собой в экспедицию. Но ему отказывают, чем спасают жизнь.
Но окончательные выводы, по словам многих зрителей, делать пока рано. Сериал затягивает своей мистикой и романтизмом, но опытные зрители предчувствуют что-то неладное.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.