В Екатеринбурге планируют восстановить пруд и его историческую набережную на заболоченной территории между парком Маяковского и заводом радиоаппаратуры. Архитекторы собираются создать здесь жилой остров с современными общественными пространствами, который свяжет ЦПКиО с рекой и городской инфраструктурой.
Проект отдаленно напоминает кварталы голландских городов, окруженные водой, именно поэтому его назвали «Малая Голландия». В центре треугольного искусственного водоема планируют оставить остров, где возведут дома от четырех до восьми этажей. Здесь хотят сделать две протяженные набережные с велодорожками и спусками к воде — одна будет огибать пруд, а другая протянется по краю острова.
Идею восстановить прежний пруд предложил застройщик соседнего Clever Park – компания Acons Group. Сам проект подготовило российско-голландское бюро SVESMI, которое в 2019 году представило проект новых интерьеров публичной библиотеки №17 на проспекте Ленина, а сейчас занимается реконструкцией парка Маяковского.
Концепцию «Малой Голландии» архитекторы Александр Свердлов и Анастасия Смирнова представили на предпоказе проекта, в котором участвовали СМИ и городские общественники. Во вторник, 20 октября, концепцию презентовали на Forum 100+ в Екатеринбурге.
Парковый пруд находился между заводом радиоаппаратуры и парком Маяковского до 90-х годов прошлого века. Его выкопали еще в 1762 году — тогда его использовали, чтобы обеспечивать водой соседние предприятия. Но в советское время вместе с разрушением старых заводов пруд утратил свое хозяйственное значение и стал частью парка Маяковского. Здесь была своя набережная, по которой любили прогуливаться горожане, и работала лодочная станция.
Однако ближе к 1990-м годам сил и средств на поддержание пруда перестало хватать, водоем стал заболачиваться. Тогда власти решили навсегда осушить его и засыпать илом — из Городского пруда по специальному коллектору в пруд выкачали 200 тысяч куб. метров ила и донных осадков, рассказал бывший главный архитектор Екатеринбурга Михаил Вяткин. Сама территория осталась за оградой ЦПКиО и юридически парку не принадлежит.
За пару десятилетий пространство бывшего пруда поросло травой и кустарниками, оно никак не используется, а проекты благоустройства обходят его стороной. От парка Маяковского его отделяет строгий металлический забор, в самом начале бывшего пруда сохранился бетонный пешеходный мост — единственный путь, который соединяет ЦПКиО с кварталами на другом берегу Исети.
Между тем, город продолжает расти, вокруг парка Маяковского возникают многоэтажные жилые комплексы, в названии каждого фигурирует слово «парк». Но от самого парка они и их жители отрезаны. А пруд с островом, мостами и набережными мог бы стать «шарниром», соединяющим город и ЦПКиО.
Александр Свердлов в проекте предлагает выкопать пруд, оставив в его центре пространство для острова с жилыми домами. В самом широком месте пруда с юго-восточной стороны ширина водной глади будет достигать 150 метров, что позволит сделать здесь лодочную станцию.
Остров с большой землей соединят четыре моста — один автомобильный со стороны улицы Щорса и три пешеходных, каждый из которых будет вести к разным частям парка Маяковского. Так, северный мост станет продолжением главной аллеи парка, восточный будет выходить к площади Памяти, а южный станет воротами в «экозону» — самую зеленую и дикую часть парка.
Часть пруда со стороны парка отгородят от основного течения реки системой плотин и шлюзов. В отгороженной части собираются очищать воду с помощью галофитных фильтров и островков с растениями. Если улучшить качество воды, то с северной стороны пруда можно будет устроить пляж с видом на стрелку острова и горожане смогут купаться прямо в черте города.
Вдоль пруда и по краю самого острова протянутся две широкие набережные для прогулок — длина каждой составит 1300 метров. Набережная пруда будет начинаться со стороны нынешнего мостика в парк Маяковского и пройдет вдоль склона с соснами, огибая пруд с восточной и южной стороны.
Для ее восстановления понадобится минимум усилий — строители создадут подпорную стенку, которая будет удерживать берег, а заодно станет «трибуной», где можно посидеть и перевести дух. Саму дорожку замостят гранитной крошкой и разделят ее на пешеходную и велосипедную зоны, примерно равные по ширине. По краю набережной высадят небольшую полосу водных растений.
С южной стороны пруда набережная будет, изгибаясь, отходить от воды. Здесь архитекторы предлагают построить деревянные мостки, где можно будет рыбачить или рисовать на пленэре. Набережную и пляжную зону предлагается использовать в любое время суток и время года. Так, зимой со стороны пляжа можно будет устроить каток, а на стрелку острова поставить новогоднюю ель.
«Сердцем» проекта архитекторы называют остров с жилыми домами и зелеными бульварами, где будет место для пешеходов, велосипедистов и автомобилей. Все улицы будут сходиться в Центральный бульвар, где можно будет пообщаться с друзьями в тени фруктовых деревьев или зайти в кафе.
Машины смогут заезжать на остров с моста от улицы Щорса и перемещаться по всем улицам, кроме набережных. Возможность парковки на улицах будет ограничена, для автомобилей специально создадут двухэтажные паркинги. Велосипедные маршруты будут огибать все дороги острова.
Жители первых этажей смогут выходить прямо на набережную через небольшие проходы посреди зеленых насаждений вдоль террас домов. Так частное пространство будет открываться в общественное, сохраняя свою приватность. Дома на острове будут не выше восьми этажей в центре, а по периметру – не выше четырех.
Как и у любого проекта на стадии разработки, у «Малой Голландии» есть свои слабые стороны. Так, лидер движения «Парки и скверы Екатеринбурга» Анна Балтина заявила, что опасается за качество жизни и отдыха на острове, если жилье будут строить на донных отложениях и иле, которые могут содержать опасные для человека вещества и отходы. Именно поэтому проект предполагает масштабную рекультивацию территории.
Также Балтина предложила чистить реку не в только в пруду, а по всему городскому руслу, поскольку «нельзя чистить кровь в отдельно взятом мизинце». По ее словам, для этого нужно ограничить негативное влияние города на реку — в первую очередь посчитать все стоки. В бюро SVESMI заявили, что воспринимают свой проект как повод для масштабного разговора о чистоте воды и отметили, что готовы провести для этого международную конференцию по проблемам малых рек, где смогут принять участие все городские общественники.
Общественник Владимир Злоказов обратил внимание на то, что общественный транспорт находится далеко от места, где собираются создать пруд и остров. По его словам, это может привести к росту автомобильного трафика в районе. В свою очередь, директор Acons Group Иван Кузнецов рассказал, что эта проблема может решиться за счет продления троллейбусного маршрута по улице Щорса. Также снизить автомобильный трафик поможет трамвайная линия и новый автобусный маршрут по улице Ткачей, который останавливается возле Clever Park. В перспективе еще одна трамвайная линия появится на улице Машинной.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.