Последние месяцы мы в It’s My City размышляли над вопросом, известным любому екатеринбуржцу: «Кто мы? Откуда? Куда мы идем?» Мы анализировали результаты опроса читателей, разговаривали о своей аудитории, своих ценностях, о том, чем мы можем быть полезны людям. Спорили, черкались на доске, фантазировали, в процессе выпили много кофе и съели немало вредной пищи.
Все это позволило нам четче сформулировать свою миссию, увидеть свою нишу и придумать слоган.
Вкратце наш главный вывод звучит так:
Мы работаем для людей, у которых есть запрос на то, чтобы влиять на происходящее. Они готовы брать на себя ответственность за город, за страну, за окружающий мир. Их проблема в том, что этого влияния сейчас недостаточно. Мы хотим помочь им: дать нужную информацию, инструменты и знания, вдохновляющие примеры. Именно на этом мы хотим сфокусировать свои усилия.
К слову, людей, готовых действовать ради перемен к лучшему, немало. И с каждым годом становится больше. По последним опросам «Левада-центра», 41% россиян чувствуют ответственность за то, что происходит в их родном городе. Но лишь 22% считают, что могут на что-то повлиять. Когда речь заходит об ответственности за страну, пропорция примерно та же: 31% на 16%. Десять лет назад было в разы меньше.
Из всего этого у нас родился слоган, который мы собираемся использовать в дальнейшем для общения с нашей аудиторией:
Звучит вроде бы просто, но путь к этому оказался на удивление извилистым и длинным. Наконец пройдя его, мы стали думать: как именно люди могут повлиять на что-либо? И что им для этого нужно? У нас родился такой список (без иерархии):
✊ Люди могут оказывать законное давление на власть: писать письма, жаловаться, участвовать в законных процедурах и т. п. Для этого им нужна информация о том, как это делать.
✊ Люди могут присоединяться к существующим сообществам. Для этого им нужна информация о деятельности этих сообществ. Или же они могут создать собственное сообщество, вдохновившись примером других.
✊ Люди могут вообще создать что-то — новый бизнес, новое дело, новый проект. Именно такие люди — главные агенты позитивных изменений. Мы можем помочь им, давая информацию о ведении бизнеса и управлении проектами, рассказывая о возможностях и примерах, помогая получать и совершенствовать навыки. Оглянитесь вокруг: как много хороших вещей вокруг вас сделано предпринимателями. Но речь не только о заработке. Проекты могут быть благотворительными, общественными, культурными и т.п.
✊ Люди могут менять мир и как потребители. Они могут «голосовать рублем» за товары и услуги, которые им кажутся более качественными, полезными и важными, чем другие. Они могут делать осознанный и ответственный потребительский выбор. Мы можем помочь им, предоставляя достоверную информацию о товарах и услугах, обращая особое внимание на экологию и этику потребления. Мы также можем способствовать добросовестной конкуренции предпринимателей, которая приносит пользу потребителей.
✊ Люди могут менять мир и просто своим повседневным поведением. Например, быть более экологичными, внимательными к другим людям, настойчивыми в принципиальных вопросах, ответственными в работе, критичными в мышлении и т. п. Мы можем помочь им и в этом.
✊ Люди могут собрать ресурсы для того, чтобы потратить их на те или иные изменения. Для этого они могут провести краудфандинг, обратиться к предпринимательскому сообществу, получить грант и так далее. Мы можем помочь им, сообщив, как это лучше делать и освещая их действия. (В конце концов, они могут заработать деньги, чтобы потратить их на что-то хорошее).
✊ Они могут, наоборот, предоставить ресурсы (например, банально дать денег) тем проектам, сообществам и инициативам, которые считают важными. Мы можем подсказать им, куда они могут направить свои ресурсы, чтобы принести пользу.
✊ Люди могут заняться политикой в том или ином виде: собрать подписи, выйти на митинг или пикет, выдвинуть свою кандидатуру на выборы или просто сходить проголосовать. Мы должны дать им достоверную информацию о политических процессах, возможностях и рисках, чтобы помочь принять решение.
✊ Люди могут по меньшей мере выразить свою точку зрения. Для этого мы можем дать им площадку для высказываний и помочь сформулировать их мысли.
Список не полный, но направление нашей мысли, надеемся, понятно.
Кроме того, чтобы использовать все эти возможности, этим людям нужны:
✅ достоверная информация и качественная экспертиза для осознанного выбора;
✅ инструкции и рекомендации;
✅ вдохновение и поддержка;
✅ собственные ресурсы — в том числе время и деньги;
✅ инструменты (самые разные);
✅ контакты;
✅ понимание контекста;
✅ единомышленники;
✅ самоидентификация;
✅ энергия и здоровье.
В том или ином виде мы можем помогать им приобретать, укреплять и приумножать эти вещи.
В чем наша позиция
Конечно, у нас есть личные предпочтения в тех или иных вещах — от политики до архитектуры. Но концепция, к которой мы пришли, не загоняет нас в рамки той или иной идеологии. В данном случае второстепенно, к каким именно изменениям стремится человек. Каждый по-своему видит лучшее. Кому-то по нраву машины, а кому-то велосипеды. Кто-то голосует за левых, кто-то за правых. Одни хотят храм, другие сквер. Если исключить экстремистские и человеконенавистнические крайности, любые стремления людей к позитивным (с их точки зрения) изменениям достойны внимания и уважения. Но важны единые правила игры, прозрачность и больше равенства в возможностях. Важен общественный диалог.
Наша цель — помочь людям честно, открыто и законно отстаивать свои интересы, способствуя таким образом конкуренции идей и смыслов. А значит — развитию города и общества в целом.
Быть честными, но не скучными
При всем этом мы должны делать интересное, актуальное, увлекательное, современное медиа, которое не будет заниматься унылым морализаторством и не превратится в учебник по гражданскому активизму. Ни в коем случае. Мы просто выбрали свой угол зрения, свою систему координат, с которой должны соотносить собственный выбор поводов и тем, разработку форматов и распределение ресурсов. Под этим углом можно смотреть на самые разные вещи.
В ближайшее время нам предстоит четче понять, как можно «приземлить» эту концепцию в наших публикациях. Некоторые вещи довольно очевидны, другие нам еще предстоит понять. Кое-где это потребует корректировки форматов и подходов. Но это не кардинальные перемены. В целом мы и раньше действовали примерно в том же русле, просто сейчас четче сформулировали свою миссию.
При всем этом, разумеется, мы должны сохранить и усилить свои журналистские стандарты, повысить качество работы, расширять аудиторию, сохранять независимость и быть честными перед аудиторией, избегая скрытой рекламы и коррупции.
Спасибо, что читаете It’s My City. Помните — город в ваших руках. И не только город.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.