Жизнь таксистов окутана легендами: им приходится сталкиваться с городской топонимикой, эксцентричными пассажирами, хамством, нелепыми ситуациями, драками и благодарностью. За рабочую жизнь у водителей скапливается немало историй, которыми они хотят делиться. Некоторые таксисты уходят в фольклор и рассказывают про свои приключения всем, кто окажется в кабине их авто. У екатеринбуржца Дмитрия, ночного таксиста с десятилетним стажем, оказалось так много историй, что он решил завести телеграм-канал «Димыч, Ёбург, таксист». В нем мужчина, сохраняя анонимность, пишет про своих пассажиров, гаишников, Екатеринбург и абсурд, происходящий с ним во время смен. It’s My City поговорил с Дмитрием и узнал, как он стал таксистом, почему завел канал и при чем тут «Эхо Москвы».
— Вообще я бомбил всегда. После первого месяца владения своей самой первой машиной я посчитал расходы и решил, что авто либо должно приносить доход, либо хотя бы выходить в ноль. Уже переехав в Екатеринбург, как-то катался в весенний выходной. На дорогах голосовали кучи людей. Всех развез, а вечером посчитал, что заработал почти как за неделю на тогдашней работе. Снимал комнату у бабульки, которая всегда в 23:00 закрывала квартиру на щеколду. Как-то раз я не успел и решил прокатиться ночью и побомбить. Оказалось, что ночью совсем другая жизнь, своя специфика, свой контингент. И то, что такая возможность есть, как-то отложилось в моей голове.
Большую часть жизни я работал в коммерции и продажах. Был коммерческим и управляющим директором, проводил тренинги для менеджеров, на последнем месте работал финансовым директором. Потом на работе случился рейдерский захват, уволили всех топ-менеджеров и я потерял работу. Где-то с год я ходил по собеседованиям. Проработав топовым сотрудником, потом невозможно устроиться рядовым. Смотрят в [трудовую] книжку и говорят: «Вы получше работу можете найти», хотя ты уже на все согласен. Денежные запасы начали заканчиваться. В бегущей строке по телевизору увидел объявление: приглашаем водителей такси. Был день святого Валентина. В обед сходил на собеседование, вечером поехал на работу, утром уже чистыми было 500 рублей. После года без денег — приличные бабки.
Потом как-то привык. Сначала ездил на арендованной машине, потом взял кредит на «четырнадцатую» ВАЗ, выплатил его и взял в кредит иномарку. Мне нравится свобода, когда нет тупых подчиненных и начальства, планерок, мыслей о работе, когда не можешь вечером заснуть. Я могу решить, когда поеду на работу, а когда — нет. Могу работать до утра, а могу уйти смотреть футбол в 23:00. С диспетчерами такси я работаю уже одиннадцатый год.
У меня была знакомая, которую парил мой социальный статус, что с красным дипломом работаю в такси. Как-то у нее на работе случилась запарка, кто-то что-то не сделал и все друг другу звонят. Она на меня посмотрела и говорит: «Слушай, а ты хорошо устроился — машину выключил и все, до завтра».
Таксистских историй у меня пачка. Думал книгу написать, но черт его знает, смогу или не смогу, да и кому она интересна? А некоторые пассажиры говорили, что истории интересны. Да я сам читаю «телегу»: один пишет, другой пишет, почему бы и мне не сделать канал? Какие-то истории для постов у меня намечены, записаны. Потом это как в компании с анекдотами, что-то одно вспомнил — зацепилось, что-то происходит в мире — вспоминается история на эту тему. Писать я нигде не учился, у меня природная грамотность. Но я как перфекционист перечитываю посты, проверяю каждую запятую.
Подписчиков на канал мне «нагнал» Антон Орехъ с «Эха Москвы» (на момент публикации в телеграм-канале «Димыч, Ёбург, таксист» 765 подписчиков, — прим.ред.). Он меня репостнет — добавится человек 100, потом уходит человек 10, остальные остаются. «Эхо Москвы» я слушаю со времен путча [в 1991 году]. У них полярные точки зрения: от отмороженных сталинистов до демшизы. Мои любимые передачи — «Нет так», «Один» с Орехом, обязательно «Статус», «Точка», «Невзоровские среды», «Будем наблюдать» и «Утренний разворот» с Плющевым и Фельгенгауэр. Даже после ночи [работы] не ложусь спать, а иду смотреть эфир «разворота» в YouTube с чатиком. Там своя особенная жизнь, люблю там поболтать. Я — экстраверт, живущий жизнью интроверта. Где мне еще болтать, выплескивать все это? Там да телеграм-канал.
«Димыч», кстати, тоже выросло из «Эха». Я, когда туда звонил или отправлял сообщения, подписывался «Димыч Екатеринбург». Потому что Дмитриев из Екатеринбурга дохрена, а это идентифицирует меня.
У меня свой кодекс чести. Я никогда не вступаю в разговор с пассажиром первым. Вот когда человек сам начинает разговор, тогда и я с удовольствием. Бывает, что уже после того как доехали, разговариваю с человеком еще 20 минут. Причем я по пассажиру вижу, будем ли мы болтать или ему, например, аудиокнига зайдет. А еще всегда могу сказать, какую музыку лучше поставить. В 90% случаев угадываю.
Некоторые пассажиры на меня подписываются, у меня теперь есть фраза: «Эта и много других историй на моем телеграм-канале». Потом смотришь, а на одного подписчика больше.
Я работаю по ночам и у меня даже есть свой слоган: «Кабаки, вокзалы и травмпункты» — в основном люди ездят в эти места. Или из них. Как-то я решил поездить днем, но из-за пробок я не понимаю, за сколько доберусь от одной локации к другой. А ночью я вам точно скажу: хоть откуда, хоть куда. Смену я заканчиваю до утренних пробок. В рабочие дни я стараюсь оказаться около дома где-то в районе семи утра, а воскресенье можно и до часу дня ездить — пробок нет, зависит только от самочувствия. Индикатор усталости очень четкий — и это не когда ты начинаешь засыпать за рулем, а когда тебя начинают раздражать пассажиры.
Я сотрудничаю с двумя такси. Одни клиентоориентированные — при отказе везти пассажира тебе как водителю понизят рейтинг, при этом пассажиры там повыше статусом, вежливые. В другом такси народ попроще, зато и к водителю со стороны диспетчеров отношение тоже проще — говоришь: «Я его не повезу» и никаких вопросов нет. Я не беру совсем пьяных, не беру людей, которые промокли до нитки в дождь, не беру людей, которые за закладками едут — такие заказы видны, когда едут с Таганской на Уральских рабочих и обратно в середине ночи — 90% что это оно. Коллеги рассказывают, что такие клиенты им иногда даже координаты показывают.
Минусы ночной работы — это простой народ, который может обратиться на «ты» или назвать водителя «дружком». И когда у всех праздник, у нас — сенокос.
Раньше мы ездили по бумажным картам. Новые технологии, с одной стороны, облегчили работу таксистов, можно, например, посмотреть, где нужный подъезд. Но с другой — потерялись профессионализм и творчество. Я по номеру дома сам могу сообразить оптимальный маршрут, и это раньше ценилось. Сейчас ты приехал из другого города, области, страны, поставил навигатор и уже считаешь себя таксистом.
Раньше, когда еще голосовали, было интересно, что женщины как ориентир всегда называли магазины, а мужчины — рестораны. А самыми дисциплинированными были жители Уралмаша. Там сложная планировка улиц и голосующие там всегда целенаправленно говорили «перекресток Победы — Стахановская», в то время как жители Юго-Западного могли сказать: «Ну туда, где „Кировский“ на Юго-Западе», и ты просто стрелялся. Ну откуда мне знать где на Юго-Западе «Кировский»? Я вот эльмашевский.
У меня было ДТП, после которого моя жизнь разделилась на до и после. Пьяный урод въехал на светофоре в зад моей машины. Авто перевернулось, я повис на ремне безопасности. С этим козлом нас везли на одной скорой. Был в больнице две недели, три недели на больничном. Лицо было рассечено, на голову наложили 21 шов. Полгода мне не выплачивали страховку. За разбитую машину еще не был выплачен кредит, плюс съемная квартира, лекарства, еда... Я скопил кучу долгов, которые до сих пор расхлебываю. До этого ДТП у меня была идеальная кредитная история, я лишь однажды в жизни просрочил выплату и то на день из-за того, что был выходной и банк не работал.
После серьезного ДТП начинаешь по-другому относиться к жизни. Даже Навальный, после того как пришел в себя, написал: «Удивительный, недооцененный многими процесс [дышать]». Я, конечно, не Навальный, но...
*Здесь и далее цитаты из телеграм-канала «Димыч, Ёбург, таксист».
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.