Фестиваль Ural Music Night в этом году прошел непривычно — в холодном сентябре и с ограничениями по входу на площадки из-за пандемии коронавируса. Сцены окружили заборами, поэтому тем, кто не попал, приходилось слушать музыку издалека. Но это почти никому не помешало — по словам организаторов, только зарегистрированных участников было 50 тыс. человек, а итоговое число зрителей значительно больше. Многие специально приехали из других городов, кто-то организовал свои танцплощадки в центре Екатеринбурга. Корреспондент It’s My City провела на фестивале всю ночь и рассказывает, как он прошел для горожан.
Площадь 1905 года огорожена забором. У двух входных групп на Ленина напротив ратуши и со стороны улицы 8 Марта стоят по несколько волонтеров с антисептиками и бесконтактными термометрами. Школьный охранник и мать четверых детей Светлана в красной манишке с надписью «Служба охраны» осматривает внутренности сумок с фонариком. Люди проходят и стягиваются к сцене для академической музыки. Откроет программу «Екатерининский оркестр». На сцене проходит мини-саундчек.
Перед ограждением у сцены стоит милая пара пенсионеров из Полевского. Голубые глаза мужчины оттеняет цвет медицинской маски на его лице. Оба слушатели классической музыки, Татьяна и Александр третью «Ночь музыки» подряд приезжают в центр Екатеринбурга, а для них это не один час езды. В маршруте фестиваля пары еще этно-площадка у Главпочтамта, Плотинка и «Урал Опера Балет».
— Нам хочется послушать и народную, и современную музыку. Прошлые ночи были посвободнее, мы ходили и слушали куда попадем. Это интересно. Для нас пенсионеров бесплатно — это большой плюс, да и нам просто нравится ходить и развлекаться, — рассказывает Татьяна.
Через пару минут на сцену выйдет ведущий и объявит о выходе оркестра. Вдоль ограждения площадки на Ленина группируются люди без регистрации на площадку. Двое из них — Мария и Евгений — приехали в Екатеринбург на выходные из Перми. Об Ural Music Night узнали из соцсетей и успели зарегистрироваться на посещение двух сцен фестиваля.
— Об этой площадке [на площади 1905 года] я вообще не знал. Сейчас шел мимо и заинтересовался. Мне нравится уже сейчас. Я доволен даже за забором, — говорит Евгений.
Сзади пары в потоке проносится машина с нарочито громко играющим драм-н-бейсом на всю улицу.
Драм-н-бейс играет и с колонок на стадионе «Екатеринбург-Арена». В толпе более сотни человек, примерно половина танцует: махают ногами вперед, скрещивают их, разворачивают, чередуют носок-пятку. Много тридцатилетних, естественно вспоминающих движения. Четверть пританцовывает, остальные наблюдают.
Среди танцующих под трек «Solar System» от Sub Focus Александр — 23-летний сварщик-самоучка и хозяин британской кошки Симбы, видео с которой с радостью показывает. Стать сварщиком Александр решил в 16 лет, а примерно с 14 он живет самостоятельно.
— Я двадцать четыре на семь слушаю такую музыку, даже на работе. Мои ребята такое не слушают поэтому я тут один, — говорит Александр.
Александр бывший наркопотребитель и начал слушать драм-н-бейс во время приема веществ. Вначале пробовал техно, но решил, что нужно что-то пободрее. Подруга включила нейрофанк (поджанр драм-энд-бейса. Основную мелодию создают басы, с которой иногда контрастируют высокие частоты ударных — прим. It’s My City). Сейчас под «драмчик», признается Александр, он может и спать.
— Сейчас я против этой *** (фигни) и целых два года не юзаю, даже сиги не курю. Жизнь гораздо интереснее без этого и можно увлекаться абсолютно всем подряд, — говорит Александр.
По дороге со стадиона вниз по Ленина на перекрестке с Simple Coffee останавливается машина, из которой на всю улицу разносится голос певицы MakSim с припевом «А помнишь небо, помнишь сны о молчании…». Переждав красный сигнал, автомобиль уезжает дальше. Через минуту появляется другой, с «долбящей» музыкой такой же громкости.
На круглых скамейках у ТЦ «Пассаж» организовалась стихийная народная площадка. Около 150 человек подпевают «Вали *** (подальше), там, где тебя будут только трахать. Ты — мои боли, на душе оставила мозоли», играющей из личной колонки.
18-летняя Саша с «Черным русским» в одной руке и с сигаретой в другой говорит, что импровизированная площадка лучше официальных.
— Там везде [на площадках] *** (плохая) музыка, какие-то оркестры играют, им такие площадки выделили, но в этом смысла нет. А тут *** (отличная) музыка, такая же и в моих аудиозаписях. Если все продолжится в таком духе и будут играть такую же музыку, то я здесь останусь, — говорит Саша.
Такие импровизированные «народные» площадки с песнями «Малиновый свет» Леши Свик, «Краш» уральцев Niletto и Клавы Коки, «Вояж» группы «Ленинград» и других можно было встретить у ККТ «Космос» и приемной президента в УрФО на набережной у девятой гимназии.
Между тем, у «Космоса» зрители выстроились в длинную очередь перед сценой завершившего свое существование музыкального фестиваля «Старый Новый Рок». Всем тщательно измеряют температуру и не впускают без правильно надетых масок на лице. Одна из тех, кто не решился отстоять очередь — визажистка, гример и косплеер Анастасия Сафонова. Светловолосая девушка пришла послушать музыку вместе с мужем, кузнецом Отто Келером, и друзьями — Романом Владимировым и Ольгой.
— Мы любим рок и уже не сильно молоды. Мы хотели получить эмоции от альтернативной музыки. Еще хотим попасть на концерт «Шляпников» (The Hatters) — эксцентричные ребята, смесь альтернативы и рока, веселье на сцене, мы такое любим, — рассказывает Анастасия.
На этно-площадке в сквере Попова у Главпочтамта тематический фудкорт с русскими блинами, натуральным шоколадом, чаем и выпечкой без сахара. Во время перерыва между выступлениями «Отава Ё» и Oligarkh прямо перед памятником Попову один молодой человек начинает играть на гармони, а другой, 15-летний Прохор Нестеров, танцует народный русский танец. На спине его футболки написано «Казак служит Богу и Отечеству». Про себя юноша говорит, что увлекается традиционной культурой.
— Зная те песни, ту пляску, которую знали наши деды и бабушки, они с этим выигрывали войны и проливали за нас кровь, и люди должны помнить об этом. Мы иногда с товарищами собираемся и начинаем петь и плясать, это в нас уже заложено, получается, что так мы продвигаем культуру немного вперед. Танец — это всплеск эмоций, — рассказывает Прохор.
Многие покидают сквер Попова и другие площадки. Группы людей двигаются в сторону Плотинки, где в 00:30 должно начаться шоу петербургской группы The Hatters. Образуются «места на балконах» — на мосту проспекта Ленина, с которого удобно наблюдать за выступлением. Многие встают впритык к ограждениям, кто-то располагается на траве в Историческом сквере. «Шляпники» немного задерживаются. Одна девушка отодвигает ограждение и проникает в пространство для зарегистрированных и отстоявших очередь. За ней так поступают еще трое. Через 10 секунд их всех выводят на пределы разграниченной территории, а стюард встает около забора.
The Hatters выходят и запевают «Сильную женщину». Кто-то спрашивает кого-то в толпе: «Тебе слышно?» Перед самой сценой во весь голос начинает кричать мужской голос: «Юра, громче! Юр, громче!»