Долой шипыОтказ от шипованной резины сделает город чище и не повредит безопасности на дорогах

Отказ от шипованной резины сделает город чище и не повредит безопасности на дорогах

10 сентября, 05:00, 2020г.    Автор: Дмитрий Колезев

«Шипы или «липучка»?» — традиционный осенний вопрос автомобилистов. Скоро начнется зима, и сейчас водители готовятся менять летнюю резину на зимнюю. Некоторые из них купят новые колеса. Этот текст посвящается в первую очередь им, но также и прочим водителям. Хочется донести простую мысль: попробуйте отказаться от шипов. Этим вы сделаете большой подарок городу и его жителям, включая себя самого и своих близких. Возможно, вы думаете, что увеличится риск аварии? Поговорим о проблеме с известными горожанами, а в конце я расскажу о собственном опыте перехода с шипов на «липучку».

Евгений Ройзман — бывший мэр Екатеринбурга и человек, который занимался автомобильным спортом. Он неплохо разбирается и в автомобилях, и в дорожном хозяйстве.

— Шипы работают как фреза, — объясняет он. — Смотри, сейчас начнутся заморозки и все бросятся менять колеса. Многие встанут на шипы и будут соскребать асфальт. Замечал, наверное: в октябре-ноябре, когда уже нет дождей, над городом всегда повисает смог. Это как раз частицы асфальта, которые вырезаются шипами.

В бытность Ройзмана мэром городская администрация проводила очередное исследование грязи в городе. 

— У Темы Лебедева есть знаменитый пост про газоны, что с них стекает грязь, — говорит Ройзман. — Все прочитали и поверили. А на самом деле почвы в грязи минимум. Заметная часть грязи — это именно выбитый шипами асфальт.

Сам Ройзман последние двадцать лет ездит на «липучке» — зимней нешипованной резине. Он считает, что так не только экологичнее, но и безопаснее.

— Сейчас по регламенту дороги чистят до асфальта. А на асфальте на шипах «носит», особенно на застывшем, — говорит он.

Действительно, согласно тестам журнала «За рулем», в регионах с холодным климатом нешипованные колеса эффективнее шипованных. «Выбирая шины, учитывайте климат вашего региона: суровые снежные зимы, промороженные дороги — предпочтительнее нешипованные колеса; мягкие зимы, частые оттепели, сменяющиеся гололедом, — лучше шипы», — рекомендовал «За рулем».

Сайт «Автоподбор.рф» писал: «Последние шинные тесты показывают, что характеристики современных топовых шипованных и нешипованных покрышек практически идентичны. Нешипованные покрышки немного выигрывают лишь на сухом асфальте, а шипованные имеют преимущество лишь на голом льду. В остальных дисциплинах, таких как торможение на мокром асфальте, снеге, прохождение ледяной и снежной трассы, и шипованные, и фрикционные шины выглядит почти одинаково».

«Шипы помогают только на голом льду, не имеют эффекта на снегу и фактически делают езду менее безопасной в других условиях», — писал в 2018 году американский журнал Outside.

Юрий Окунев — деятельный екатеринбургский бизнесмен, увлеченный темами урбанистики и городской среды. В свое время он прославился тем, что за свои деньги сделал в городе «европейский газон» — и показал, что это не какая-то фантастика. Среди прочего Окунев много лет занимается вечным екатеринбургским вопросом: откуда в городе грязь?

— Есть исследование, сколько асфальта срезает одна машина с шипованной резиной, — говорит он, — 24 грамма на километр пути! Я посчитал, что если машина в среднем наезжает за сезон 10 тысяч км, а в Екатеринбурге около полумиллиона машин, то они вырезают асфальта на 120 тыс. тонн в год. Даже если в городе поставить нефтехимический завод, вреда будет меньше.

(Этим расчетам можно возразить: далеко не все ездят так много, да и шипы не у всех. Но все равно цифры получатся существенные, даже 40–60 тыс. тонн в год — это тоже очень много).

Окунев настроен радикально: шипованную резину надо запрещать. Так поступили многие европейские страны.

— На севере Норвегии, где шипы разрешены, грязно как в России. На юге — чисто, — объясняет Окунев.

Согласно данным сайта Autotraveler.Ru, в Европе шипованная резина запрещена в Бельгии, Болгарии, Боснии и Герцоговине, Венгрии, Германии, Нидерландах, Польше, Португалии, Румынии, Северной Македонии, Сербии, Словакии, Словении, Турции, Хорватии, Черногории, Чехии. Во многих странах использование шипованной резины ограничено по сроку: например, в Швеции такую резину можно использовать только с 1 октября по 15 апреля.

По данным сайта ItStillRuns, в США 10 штатов запретили шипы (Алабама, Техас, Флорида, Мэрилэнд, Луизиана, Гавайи, Иллинойс, Миннесота, Миссисипи и Висконсин), еще в 33 есть сезонные ограничения на их использование.

Но главное, говорит Юрий Окунев, даже не грязь как таковая, а экология и здоровье.

— Мы все этим дышим. Посмотрите на налет на снегу зимой, на налет на самих машинах. Это битумная пыль, — объясняет Окунев.

По словам Окунева, запрет шипов позволил бы России начать строить бетонные дороги, как это делают на севере Китая, где тоже бывает холодно, но шипы запрещены.

Еще одно негативное свойство шипов — то, что они создают колею, говорит Юрий Окунев.

— Поэтому с точки зрения безопасности шипы оказываются опаснее «липучки», — считает он. — Множество аварий зимой происходит именно из-за попадания машины в колею.

Алексей Беззуб — общественный активист и предприниматель, который много лет занимается вопросами благоустройства и дорожного строительства. Он был координатором проекта «РосЯма» в Екатеринбурге и работал квартальным Орджоникидзевского района. Он не во всем согласен с Ройзманом и Окуневым. Беззуб считает, что шипы — не главная проблема, хотя в целом согласен — будет неплохо, если люди начнут переходить на «липучку».

— Колея на дорогах не из-за шипов, а из-за коррупции, — говорит Беззуб. — Износ на перекрестке практически не обусловлен действием шипов. Да и грязно в городе не из-за асфальта.

Запрещать шипы нельзя, говорит Беззуб, но можно пропагандировать «липучку». Он и сам собирался перейти на такую резину, но не смог найти подходящий комплект и все-таки взял шипованную.

— В строительстве дорог нужно применять модифицированный битум, — предлагает Беззуб. — Тогда шипы будут срезать в 2–3 раза меньше асфальта.

Есть и другие способы минимизации вреда шипов — использование более легких шипов в шинах и ограничение скорости в городах.

В интернете можно найти немало научных статей, посвященных использованию шипованных и нешипованных шин. Исследования идут много лет. Все те, что я прочитал, подтверждают негативное влияние шипованной резины на дороги и воздух в городах, а также ставят под сомнение значительную пользу шипов для безопасности. 

Например, еще в 1983 году в Японии брали пробы воздуха в октябре, когда шипованные колеса не используются, и в феврале-марте, когда японцы ездили на шипах. Оказалось, что в «шипованный» период количество вредной пыли в воздухе больше примерно в три раза.

В январе 1999 года вышел научный обзор нескольких публикаций, оценивающих влияние шипов на дорожную безопасность. Оказалось, что шипы уменьшают количество аварий, но незначительно — на 4% (и на 2% для очищенных зимних дорог).

«Если говорить только о сцеплении с дорогой, новые шипованные шины дают некоторое преимущество на покрытой льдом дороге, когда температура близка к нулю. Однако с появлением новых моделей нешипованных шин эта выгода уменьшилась, а недавние исследования показывают, что выгода от шипов проявляется только в узком и редком диапазоне условий. Эта выгода не перевешивает их пагубное влияние на сцепление в других условиях», — говорилось в исследовании, проведенном по заказу государственного транспортного центра штата Вашингтон в 2002 году. С тех пор нешипованные шины стали еще эффективнее.

Я сам за рулем 13 лет, и зимой всегда ездил на шипованной резине. Я был уверен, что это просто необходимо, иначе машина будет скользить и я обязательно попаду в аварию. Однако пару лет назад я купил подержанный автомобиль, в комплекте с которым мне досталась зимняя нешипованная резина — та самая «липучка».

В день, когда выпал первый снег и подморозило, я с опаской выехал на зимнюю дорогу, будучи уверенным, что сейчас въеду в столб или чужой автомобиль. Однако на самом деле не изменилось ровным счетом ничего. Машина ехала точно так же, прекрасно тормозила и не буксовала. И на асфальте, и на снегу. Я с опаской вошел в поворот, добавил газа — все было хорошо.

В этом году будет третий сезон, как я пользуюсь «липучкой», и рекомендую такой тип резины всем друзьям. Приятный бонус — то, что можно «переобуться» чуть раньше осенью и чуть позже весной, чтобы не стоять в очереди в шиномонтажке. Звук шипов по асфальту не очень приятный, а на липучке разницы нет. Кроме того, как пишут в автожурналах, при потеплении шипы начинают быстро отваливаться и резина теряет свои свойства (зимняя покрышка с выпавшими шипами не превращается в «липучку»: у них разные покрытия).

В цене заметной разницы нет. Сейчас в одном из интернет-магазинов шипованная Nokian Hakkapelitta 8 стоит 8,5 тыс. рублей за колесо, нешипованная Nokian Hakkapelitta R3 — 9 тыс.

Мой вывод: в целом переход на «липучку» не сделает езду критически опаснее, зато благоприятно скажется на экологии и чистоте города, а также даст некоторые личные бытовые преимущества. Горожанам лучше переходить на такой тип резины, а властям — задуматься о регулировании использования шипованной резины или стимулировании использования нешипованной. Если вы водите машину — подумайте о переходе на «липучку», а если нет — покажите статью друзьям-автомобилистам.

Публикации рубрики «Мнение» выражают личную точку зрения их авторов.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: