«Гаджетов у нас не было, телефоны появились только курсе на третьем, и то кнопочные»

Руководители уральского Сбербанка — о том, каким было их студенчество и как учатся сейчас

1 сентября, 05:00, 2020г.    Автор: Диана Кучина

Выпускники уральских вузов с ностальгией вспоминают студенческие годы: у кого-то свежи в памяти первые ЭВМ с перфокартами, кто-то коротал выходные в Белинке или на лекциях по ту сторону земного шара, а кто-то успевал выступать в КВН за несколько вузов и ездить из соседнего города на пары. С тех пор они стали успешными руководителями, но учиться продолжают до сих пор. Исследовать новые сферы и прокачивать soft skills без отрыва от работы им помогают онлайн-курсы. It’s My City поговорил с руководителями служб уральского Сбербанка о том, как они получали образование и какие курсы советуют пройти прямо сейчас, чтобы быть лидером в своем деле. Публикуем первые две истории.

Павел Вербицкий, директор управления глобальных рынков

— Я вырос и получил первое образование в Перми, но по-настоящему студенчество я прочувствовал в Великобритании. Самое первое воспоминание, которое приходит на ум, — моя первая поездка в такси. Я только прилетел в Шотландию, прошел границу, получил вещи и сел в машину. Со мной заговорил водитель и я вдруг осознал, что не понимаю его. Я в Шотландии, где у жителей свой акцент и диалект. Тогда я в панике подумал: «Куда я приехал? Что я буду здесь делать?» Но оказалось, что если шотландцы понимают, что перед ними иностранец, то подстраиваются и говорят на привычном языке, который можно понимать.

О Британии я думал только в контексте того, что там отличное образование, которое котируется в мире и России, а какие там были люди и как устроен быт, я никак не представлял, начинал все с чистого листа. Первые месяцы я жил в общежитии. В блоке из пяти комнат вместе с другими ребятами мы делили крохотную кухню, но повезло, что санузел был у каждого свой. Моя комната была совсем небольшая: кровать, ванна, туалет да стол. Правда, в ней было достаточно холодно, потому что в стране следят за потреблением электричества. Батареи работают по таймеру и выключаются после четырех часов работы, поэтому по ночам иногда бывало холодно. Но сложнее всего было привыкнуть к размеру комнаты. От одной стены до другой можно было дотянуться рукой, а я еще высокий, мне было в этом плане не очень комфортно. Когда я только пришел в университет на занятия, то был поражен, увидев нашего декана. Я знал, что ему за 40 лет. В итоге к нам вышел молодой парень, который выглядит на 25 лет максимум, худой, высокий, кучерявый, его звали Роб. Еще меня поразила аудитория: на курсе у нас были студенты со всего мира — из Азии, Великобритании, Европы, Южной Америки, Африки. Это другие люди, но всегда открыты и готовы помочь — это главное.

Мы очень много занимались самостоятельно, а на парах уже обсуждали изученный материал. Такая система эффективна, но к ней нужно быть готовым. Приходилось изучать кучу материалов, но главный лайфхак, которому меня еще в школе научила учитель географии, — записывать короткие тезисы или основные мысли, буквально по одному предложению. Причем мне удобно писать от руки, потому что так лучше запоминаю. Я до сих пор так делаю — во время обучения, рабочих встреч и при изучении любого материала, потом все это перерабатываю и заношу в телефон.

С волнением на экзаменах или в стрессовых ситуациях бороться бесполезно. Я просто стараюсь за день до мероприятия переключиться на другие дела. В этом плане мне помогла книга из библиотеки Сбербанка «Как сохранить здравый ум» британского психотерапевта Филиппы Перри, я к ней до сих пор возвращаюсь. Автор в ней говорит о важном навыке — умении рефлексировать. Нужно вовремя остановиться, задуматься над тем, что тебя волнует и не дает покоя. Задаю себе вопрос: «В чем стресс для тебя?», а потом выписываю на листок ответы и каждый пункт разбираю. В процессе тревога снижается. Когда ты видишь перед собой свои страхи, они становятся уже не такими большими.

В обучении мне помогают не только книги, но и онлайн-курсы. В рабочем графике на неделе у меня забронировано время порядка двух-трех часов на обучение и в выходные дни один-два часа. Каждый день надо делать шаг вверх, то есть прыгать над собой, изучать что-то новое, в противном случае ты не будешь успешным. Надо сделать это своим правилом. Какое-то время придется себя заставлять, но дальше ты начинаешь знания всюду использовать. Я закончил две годовые программы для руководителей и продолжаю осваивать новые направления, хотя работаю в Сбербанке уже семь лет.

У нас огромный выбор корпоративных обучающих программ, поэтому фактически каждый человек может выбрать под свои интересы обучение и самостоятельно заниматься. Это похоже на систему, по которой я учился в Британии. Образование может быть не обязательно связано с изучением прикладных программ, оно может быть интересным для общего развития. Вот недавно я проходил курс по робототехнике. Благодаря этому я могу говорить с абсолютно разными людьми на разные темы и расширять круг общения.

Александр Нургалин, начальник сектора в отделе правового обеспечения крупного и среднего бизнеса

— Я родился и жил в Сысерти, поэтому на учебу в институт каждый день ездил на автобусе. В среднем дорога занимала полтора часа, правда, казусы случались разные. Однажды была метель и мороз -35 градусов, а мы поехали с другом сдавать экзамен. Выехали в семь утра, автобусы постоянно ломались, мы пересаживались из одного в другой, в итоге в институте были только в 11 часов.

Гаджетов у нас никаких не было, телефоны появились только курсе на третьем, и то кнопочные типа Nokia 3310 или Siemens, мы их называли «балалайками». Часто любили собираться на природе где-нибудь на базе отдыха, участвовали в мероприятиях и КВН, даже играли за ребят в других вузах, потому что студенты — это братство. Неважно, где ты учишься, главное — это взаимовыручка.

К экзаменам я всегда проще относился: не сдам — значит пересдам. Самой волнующей была первая сессия, а потом сдавали по накатанной. Мы разбивались на группы по два-четыре человека, делили количество вопросов для экзаменов между собой и писали «флаги». Но мне ни разу не удалось ими воспользоваться, ведь это не маленькая бумажка, а целый лист А4, его еще надо отыскать и достать незаметно. За счет того, что все писали от руки — лучше запоминали, но самый главный лайфхак — выспаться: со свежей головой лучше усваивается информация. Сложнее всего давалось гражданское право, как-то с ним не заладилось сначала, но потом стало легче, и сейчас я работаю в этом профиле. Я рассуждал так: раз это сложно, значит, интереснее.

Для нас, студентов 2000-х, интернет был в новинку, у нас только появился компьютер, а у многих его вообще не было. Информацию мы искали в библиотеках, рефераты писали от руки. Сейчас же интернет всем в помощь, можно находить информацию моментально, это проще, чем читать десять книг. Мы изучали гаджеты с нуля, для современных ребят — это уже неотъемлемая часть, но мы тоже от них не отстаем. Я прохожу курсы повышения квалификации и, что самое главное, могу это делать без отрыва от работы. Обучение можно проходить тогда, когда тебе удобно, нужен только доступ в интернет.

Один из моих любимых курсов — обучение по тайм-менеджменту, которое я проходил в Виртуальной школе Сбербанка, и я использую эти знания до сих пор. Так я научился заново выстраивать рабочий день, работать с проектами и распределять, что важно, а что нет, что можно делегировать, что нужно самому делать и уделить этому больше внимания, чем другим задачам, разделять на «пунктирные задачи» и ставить сроки.

Партнерский материал

Фото предоставлено пресс-службой Сбербанка; Павлом Вербицким.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: