История Сортировки началась задолго до появления рынка и торгового центра «Таганский ряд», с которым сегодня ассоциируется микрорайон. В первой половине XX века здесь была открыта сортировочная железнодорожная станция, вокруг нее стали появляться рабочие кварталы. В 1988 году здесь прогремел мощный взрыв, который навсегда изменил облик района. В этом выпуске проекта «Районы» It’s My City и компании «Атомстройкомплекс» поговорим об истории микрорайона Сортировочный. А журналист и участник группы «Городок чекистов» Вячеслав Солдатов, который пишет книгу про взрыв на Сортировке, расскажет, как здесь живется сегодня.
История района
В Советском Союзе места для жилых домов, кварталов и районов выбирались практично — рядом с предприятиями, чтобы до них можно было дойти пешком. Сортировка не исключение. В 1929 году было принято решение о строительстве станции «Свердловск-Сортировочный» на месте разъезда Палкино. Вокруг стали появляться бараки — временное жилье для сотрудников станции, но скоро они сменились двух- и трехэтажными домами с главной улицей Технической.
Кагановичский район
Весной 1938 года в северо-западной части Свердловска был образован Кагановичский район. В его состав вошли вокзал с улицей Свердлова, поселки Горнозаводской, Красная Звезда, Семь Ключей и Сортировка. Территория получила такое название по фамилии приближенного Иосифа Сталина, Лазаря Моисеевича Кагановича, который тогда был наркомом путей сообщения СССР. «Железнодорожным» район стал спустя 19 лет — в 1957 году, почти сразу после развенчания культа личности Сталина.
Автономный трамвай
Тем не менее, трамваи часто не могли проехать по улице Технической — линии постоянно затапливало дождем. Исправили это только в 1979 году, подняв 1200 метров трамвайного полотна повыше.
Мощный взрыв
Четвертого октября 1988 года ранним утром на станции Свердловск-Сортировочный прогремел мощный взрыв. Согласно официальной версии, машинист, перевозивший тротил и гексоген, отцепил вагоны от тепловоза и собирался прицепить их к маневровому локомотиву. Но вагоны покатились под уклон, врезались в товарняк с углем, сошли с рельсов и обрушили опору электропередач. Провода издали сноп искр, которые попали на мешки со взрывчаткой.
Взрыв оставил после себя воронку 40 метров в длину и шесть в глубину, выбитые стекла по всему городу. В итоге 72 дома были разрушены, многим потребовался капитальный ремонт. Жителей разрушенных домов эвакуировали в гостиницы «Большой Урал» и «Исеть». Пять человек погибло: четыре на месте и один в больнице, более тысячи людей получили ранения. Взрыв был в форме гриба, поэтому многие свердловчане подумали об атомном взрыве и ядерной войне.
Территорию от улиц Надеждинской до Пехотинцев изначально занимали одноэтажные постройки, но в 1970-е местные власти решили увеличить жилой фонд микрорайона. За несколько лет пейзаж с небольшими домиками сменился видом на шестнадцатиэтажных гигантов. После взрыва в 1988 году последовала вторая волна ударного строительства, воздвигать дома необходимо было быстро, так появилась Новая Сортировка.
Новая Сортировка
Огромный рынок «Таганский ряд» — настоящая достопримечательность микрорайона. Открылся он в 1995 году как первый организованный рыночный комплекс Екатеринбурга.
Место стало настолько популярным, что покупатели начали приезжать из Свердловской области и соседних регионов, а возле «Таганки» в начале нулевых стали образовываться первые в городе пробки. Для борьбы с ними построили многоуровневую развязку.
Сегодня рынок превратился в торговый центр «Пекин» и множество крытых павильонов. Здесь можно найти абсолютно все и выгодно сторговаться: не только кроссовки Nike Balance, но и настоящие китайские и вьетнамские продукты — лапшу, соусы и тофу, который здесь продается прямо в тазах (выглядит очень атмосферно). И, главное, цены в несколько раз ниже магазинных.
«Таганский ряд» также занимается благоустройством района, в 2000-м году на улице Бебеля, недалеко от рынка был открыт парк семейного отдыха «Таганская слобода». Здесь можно отдохнуть с детьми на аттракционах, поиграть в волейбол и футбол, поучаствовать в празднествах. Возможно, это самый интересный парк для иностранных туристов, он оформлен фигурами персонажей сказок и былин.
Сортировка в 2000-е
В нулевые район стал застраиваться высотными новостройками, но за пределами главных улиц и проспектов здесь до сих пор очень тихо. Есть очень дружные дворы, многие сушат белье на улицах, а до Верх-Исетского пруда можно дойти по длинному мосту, с которого открывается вид на железную дорогу. Внизу находится Екатеринбургский музей железнодорожного транспорта. Он открылся в 2003 году и насчитывает 14 единиц техники. Здесь стоит единственный экземпляр советского электровоза ПБ21.
Станцию «Свердловск-Сортировочный» переименовали в «Екатеринбург-Сортировочный» только в 2010 году.
Микрорайон Сортировочный глазами его жителя
О том, как живется в этой части города сегодня, расскажет Вячеслав Солдатов — журналист, редактор банка «Точка» и участник группы «Городок чекистов». Слава считает, что атмосфера вечного движения и поездной романтики сильнее мифов и предрассудков.
Почему именно Сортировка?
— Дом моих родителей находится на улице Бебеля, там я и прожил большую часть жизни. Я сам не был как-то связан с железной дорогой, просто рос тут и ходил в школу. Зато мой папа несколько лет работал на железной дороге в составе команды, которая расчищает пути (например, от снега). Помню, у него даже был классный трехгранный ключ, которым можно открывать двери вагонов.
Атмосфера
— Я очень люблю Сортировку, это хорошее место, даже на остановке «Таганский ряд». Там всякие люди с рынка ходят с тележками, лаваши отовсюду свисают — в общем, жизнь кипит, и мне это очень нравится. Еще на Бебеля — автомобильная развязка, там всегда куча машин. Это супердвижовое место.
Из открытых окон квартиры я слышал звук составов и разговоры диспетчеров. Поезда все время куда-то едут, у них такие ностальгические гудки, поездная романтика. И это тоже придает особый колорит району. Не всегда здесь проявляется железнодорожный характер, но можно выйти на мост (наверное, самый длинный в городе) к станции «Электродепо» и прочувствовать эту кайфовую атмосферу. Поначалу тут нет ничего притягательного, но если ты ощутил дух движения, тебе здесь понравится.
Когда я учился в старших классах школы, у нас была возможность выбрать себе профессию и ездить раз в неделю на учебно-производственный комбинат (УПК). Здание находилось на остановке «Кишиневская», там занимались ребята из всех районных школ. А тогда на Старой Сортировке были какие-то абсолютно дичайшие школы, особенно № 50 и № 83. У меня было чувство, что приезжаешь на вьетнамскую войну. Учеба длилась недолго — четыре урока и домой. Помню, выходил из этого УПК, будучи сильно напряженным психологически, и шел домой: солнышко светит, красота. Из этого тоже сложилось мое ощущение района. Это не опасное место, но из-за того, что здесь столько всего переплетено, постоянно находишься в тонусе.
Я бы не сказал, что это достопримечательный район, здесь просто живут люди. Правда, раньше о нем ходила дурная слава, он считался каким-то хулиганским. Сейчас, мне кажется, везде все стало более однородно. Ну и специфика в том, что сюда из-за рынка приехало множество людей из Азии, Кавказа и откуда-то еще. У некоторых есть мнение, что Сортировка — это чайна-таун, тут небезопасно, будто тут везде иероглифы, и никто не говорит по-русски, кроме кондукторов трамвая. Приезжих здесь действительно больше, чем в любом другом микрорайоне города, но я не замечал, что с этим есть какая-то проблема. Абсолютно в любых районах есть неприятные места, с ними можно поступать очень легко — не ходить туда.
Инфраструктура
— На «Таганском ряду» есть много всяких китайских закусочных, некоторые жители района специально ездят туда. Там очень вкусно и порции большие. Можно еще сходить в китайские продуктовые магазины, купить еды, которую не знаешь, как есть. Только я не помню названий этих магазинов. Может, названий вообще нет, а если бы и были, я бы никогда не смог их повторить.
Если тебе чего-то не хватает из сервиса или хочется сменить локацию, то можно довольно быстро доехать до центра или вокзала на трамвае, автобусе или машине. Можно воспользоваться городской электричкой и уехать, например, на Вторчермет. По-моему, это очень круто.
У нас тут нет каких-то суперизвестных кафе, помимо тех, что на рынке. На Сортировке нет и крупного торгового центра, местные жители ездят в основном в «Карнавал», хотя это уже микрорайон Заречный. Зато есть «Таганский ряд», это уже не тот палаточный рынок из 1990-х, а большой торговый комплекс.
Книга про взрыв
— В 1988 году на Сортировке был взрыв, я тогда был маленьким и видел черный дым весь день, поэтому для меня это личная история. Я очень плохо помню, что тогда было, мне хочется собрать какие-то факты и воспоминания об этом и вообще затвердить это происшествие в городской истории. На мой взгляд, это была крупная катастрофа, потому что взрыв разрушил Транссиб, то есть пути, которые связывают запад и восток страны. Восстановили дорогу очень быстро, где-то за четыре часа, но определенные последствия все равно были. Внешний облик района сильно поменялся, получилось парадоксально, но к концу 1980-х район был зеленым и престижным.
Пока что я собираю первоначальную информацию, это рабочий процесс, который пока далек от результата. Хотя надо уже поторапливаться, книжку сдавать к концу сентября. Я хочу, чтобы было больше иллюстраций. Не планирую делать масштабное исследование. Это будет попытка собрать мои и чужие воспоминания. Мне самому интересно, что получится, это мой первый краеведческий опыт.
Фото: исторические — 1723.ru; PastVu; современные — Марина Молдавская/It’s My City.
Партнерский материал
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.