«Запрос покупателей: продукция должна быть экофрендли»

Что такое «медленная мода» и как наш гардероб вредит окружающей среде. Мнение экостилиста из Екатеринбурга

29 октября, 05:00, 2019г.    Автор: Николай Коробов

В разговорах на тему экологии фокус внимания зачастую смещается на проблему переработки пластика. Однако влияние человека и его бытовых отходов на природу — гораздо разнообразнее. Чтобы разобраться с тем, насколько вреден гардероб с точки зрения экологии и что каждый из нас может сделать уже сегодня для улучшения ситуации, IMC поговорил с Мариной Степановой — персональным стилистом и основателем винтажного магазина «Найди.свое» из Екатеринбурга, которая активно изучает тему устойчивой моды. 

— Какую проблему с точки зрения экологии можно назвать наиболее острой в индустрии моды?

— Перепроизводство. Реалии сегодняшнего дня таковы, что покупатель постоянно хочет видеть на прилавках обновление ассортимента, новые коллекции. И чем чаще, тем лучше. Бренды, которые по каким-то причинам не отвечают на этот запрос, оказываются «за бортом». Поэтому компании вынуждены идти на поводу у модели потребления и создавать ситуацию, при которой около 20% одежды, производимой в мире, не находит своего потребителя и просто сжигается

— А компании задумываются о своем влиянии на природу, предпринимают какие-то шаги, чтобы быть экологичнее?

— Да, и в первую очередь производители сейчас озабочены поиском материалов, которые были бы безопасны для природы при утилизации, практичны в использовании и при этом доступны при производстве. Вообще, надо сказать, что сегодня под натиском экоповестки все эти вопросы перестают быть «находками» отдельных маркетологов или брендов. Сейчас это уже сформулированный запрос покупателей: продукция должна быть экофрендли. Как я уже сказала, компании ищут новые материалы, например, все чаще используется лиоцелл. Он изготавливается из древесины и в случае, если это эвкалипт, то на получение сырья тратятся считанные часы, а, следовательно, снижаются издержки в виде расходования энергии и воды. Особенно экологичным этот материал получается, если сырье для него выращивается на специальных фермах, когда дикие плантации растений остаются нетронутыми.

Другой пример тренда на более экологичные материалы — это переработанный полиэстер. Довольно часто для этого используются собранные на берегу океана пластиковые бутылки. Таким образом компании еще и заботятся о переработке уже имеющегося пластикового мусора. Из вторичного полиэстера изготавливаются различные купальники, футболки, спортивная одежда. На ощупь они, как правило, даже мягче и шелковистее.

Однако есть и некоторые компании (чаще всего это небольшие локальные бренды одежды), которые пытаются сокращать выпуск коллекций до числа вещей реально необходимых покупателям, производят только то и в том количестве, которое нужно покупателю. Также есть дизайнеры, которые работают по принципу предзаказа. И есть те, кто выпускает только базовые модели, немного модифицируя их, тем самым продлевая актуальность вещей при смене модных трендов. В конечном счете все эти действия способствуют сокращению негативного влияния индустрии на природу.

— Иногда при разговорах об экологичной моде можно услышать термин slow fashion (в переводе «медленная мода» — прим.ред), что он значит?

— Это очень интересная концепция, которая, правда, имеет больше отношения к потребителю, чем к производителю. Вообще, slow-движение зародилось в 1986 году в Риме, когда местные жители выступили с протестом против строительства McDonald’s в центре города. То есть началось все с еды. Движение slow food выступало против приема еды, при котором этот процесс превращался в некое механическое движение. Далее этот принцип распространился и на моду. По сути, проблемы в этих двух сферах схожи, поскольку fast fashion обесценивает вещи до обычных «тряпочек и кофточек», которые несут только утилитарную функцию. Дело в том, что когда человек покупает такие вещи, они вряд ли будут для него чем-то большим, чем просто элементы гардероба и при их износе он вряд ли будет пытаться их как-то восстановить, сохранить и т. д. 

С точки зрения экологии, быстрая мода очень негативно влияет на поведение покупателя, ведь чем меньше мы ценим вещь как предмет, тем проще мы избавимся от нее и заменим на новую. В противовес этому медленная мода призывает покупать вещи «с историей», это может быть одежда местных дизайнеров, которых вы хотите поддержать, либо покупка винтажных вещей, за которыми стоит целая история или эпоха, к которой мы как будто прикасаемся. Или покупка вещи в секонд-хенде, и такая вещь будет восприниматься как своеобразный трофей, который ты сумел урвать. Либо процесс, при котором мы самостоятельно делаем уникальной тот или иной предмет гардероба, кастомизируя его. Все это делает вещи более ценными для человека, они обретают свою историю, некую легенду, становятся выражением неких принципов. И логично, что, когда у тебя такие вещи, ты носишь их дольше, ухаживаешь за ними тщательнее.

Именно при таком подходе к выбору вещей значительную роль играет философия бренда, как раз те аспекты, о которых я сказала выше: поддержка местных брендов, поиск винтажных предметов гардероба, предпочтение марок с экоподходом в производстве и т. д. 

— Можно ли как-то оценить, насколько часто люди выбрасывают одежду на помойку?

— Не очень часто. По моему опыту, чаще люди все-таки пытаются пристроить одежду куда-то. Если вещь в хорошем состоянии, то у людей просто не поднимается рука выбросить ее на помойку — это, наверное, остатки советской бережливости. Что касается конкретных мест, то чаще всего люди все-таки сдают одежду в H&M, еще какой-то процент относят вещи в благотворительные фонды, церкви или отвозит в деревню. Если у человека нет такой возможности, то многие просто кладут одежду рядом с мусорными баками, чтобы ее мог взять кто-то нуждающийся.

Однако главная проблема, с которой сталкиваются люди, пытаясь утилизировать текстиль — отсутствие информации о том, как это правильно сделать. К слову, Biozavrproject (сервис сбора и переработки вторсырья в Екатеринбурге — прим.ред.) и мы в магазине «Найди.свое» принимаем текстиль. Принести можно вещи в любом состоянии и из любого материала, кроме кожи и меха, в том числе искусственных. Далее текстиль сортируется и большая его часть отправляется в православную службу [помощи] «Милосердие». Вещи, которые нельзя использовать по прямому назначению, подготавливаются для отправки на перерабатывающий завод в Челябинске.

— Если говорить об экологичности самих материалов, то одежду из чего лучше покупать?

— Тут надо понимать, что стопроцентно экологичных материалов не бывает — даже самое бережливое и небольшое производство все равно будет наносить природе какой-то вред. Но тут следует исходить из принципа разумного минимализма. То есть лучше иметь одну футболку из хлопка, который при производстве требует очень много природных ресурсов (из-за него в свое время даже пересохло Аральское море), чем 5 платьев из лиоцелла, который сам по себе является более экологичным, чем хлопок. Самое лучшее — покупать меньше вещей вне зависимости от того, из чего они сделаны.

Если говорить про сами материалы, то более экологичными являются лиоцелл, тенселл, купро. Это искусственные материалы, но при их производстве расходуется меньше ресурсов, в частности, воды. Если говорить о хлопке, то следует отдавать предпочтение тому, который выращивался в более естественных условиях, то есть без излишних удобрений и подобных способов ускорения роста. 

Но вообще, в случае с текстилем очень много споров идет по поводу экологичности тех или иных материалов: искусственная кожа или натуральная; полиэстер (который, кстати, способствует попаданию микропластика в водные источники) или хлопок. У каждой стороны свои аргументы, поэтому пока однозначного ответа на вопрос «из чего самая экологичная одежда?» нет. 

Пожалуй, лучшим является тот вариант, при котором вещи изготавливаются из уже имеющегося сырья, будь то стоковые ткани, оставшиеся после производства коллекции какого-то крупного бренда, или производство, например, сумок из тентов для «Газелей» или рекламных растяжек. Термин апсайклинг (вторичное использование — прим.ред.) как раз характеризует этот процесс, при котором какое-то сырье приобретает новое назначение и ценность в процессе обработки.

— Во что текстиль чаще всего превращается в ходе переработки?

— Если не говорить о сжигании, то наиболее часто он становится какой-то технической тканью или изоляционным материалом. То есть ошибочно думать, что сдавая свою футболку или блузку на переработку, из нее изготовят новый предмет гардероба. Почти наверняка ваша одежда превратится в нетканый укрывной материал или, скажем, шумоизоляцию для автомобиля, в зависимости от материала. Это, кстати, типичный пример даунсайклинга, то есть процесса потери материалом своей ценности и части свойств в процессе переработки.

— Самый частый вопрос, который возникает, когда мы говорим о переработке текстиля, можно ли верить H&M в их сборе текстиля для переработки?

— На мой взгляд, можно. Они сотрудничают с крупным партнером I:Collect, благодаря которому делят вещи на пригодные для дальнейшего использования, пригодные для использования, например, в качестве ветоши и те, которые отправятся для получения энергии. Эта система не так безупречна как могла бы быть, однако она позволяет существенно сокращать количество текстильных отходов в тех случаях, где других сервисов по переработке текстиля нет. Пожалуй, негативным моментом тут является тот факт, что собранная одежда сортируется в Европе, а, значит, ваш мешок текстиля проделает достаточно большой путь перед переработкой или отправкой на вторичное использование. 

Ну и опять же надо помнить, что для компании, это в значительной степени маркетинговый инструмент, стимулирующий покупать новую одежду в их магазине, что не совсем укладывается в концепцию медленной моды и разумного минимализма.

— Подводя итог, что может сделать каждый человек уже сейчас, чтобы сократить свое текстильное влияние на природу?

Самое первое, это не выбрасывать вещи в мусорное ведро, а пытаться дать им вторую жизнь, отдав их на благотворительность или в рамках какого-либо проекта на переработку, если это возможно. Второе — найти информацию о дизайнерах или брендах, которые используют более экологичные материалы, либо выпускают ограниченное коллекции, с целью поддержки именно таких производителей. 

Следующее, что можно сделать, хотя это и не всегда просто, — изменить свой подход к покупке вещей, то есть отказаться от стереотипа, что каждая новая фотография в Instagram должна быть непременно в новом наряде. Даже если мы будем покупать одежду из суперэкологичных материалов, это нас не спасет, в том случае, когда мы будем покупать ее постоянно. Поэтому следует по максимуму использовать потенциал уже имеющихся вещей, потенциал их комплектования, создавать гардеробные капсулы, что-то перешивать для создания новых вещей. Наконец, для каких-то разовых мероприятий можно использовать сервисы аренды одежды. 

Есть и еще вариант, который, правда, не особо пока распространен на российском рынке — это иметь одну вещь на двоих со своим родственником, мужем или женой. Таким образом, общее количество купленных вещей тоже будет меньше. 

Получается, что так или иначе все советы и подходы опираются на идею максимально рационального и взвешенного подхода к формированию гардероба, главный принцип которого — лучше иметь несколько ценных и качественных вещей, чем большое количество одноразовых предметов гардероба.

Фото: Дарья Рыжкова; архив Марины Степановой.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: