Ножной протез, Кощей Бессмертный и биология

Как эксцентричный художник из США учил екатеринбуржцев «зашивать» информацию в кристаллы

17 сентября, 05:00, 2019г.    Автор: Михаил Волокитин

В рамках V Уральской индустриальной биеннале современного искусства прошел воркшоп классика биоарта Джо Дэвиса. Американский художник, напоминающий пирата с длинной седой бородой и стальным протезом вместо ноги, три дня учил екатеринбуржцев создавать особые хранилища данных — солевые кристаллы с генетически модифицированными микроорганизмами внутри. Корреспондент IMC присоединился к участникам воркшопа, вспомнил уроки биологии и поговорил с Джо Дэвисом о его работах, открытиях и бессмертии, которое возможно уже сейчас.

Переступаем порог лаборатории: как и зачем «зашивать» информацию в кристаллы соли

Воркшоп американского классика биоарта проходит не в традиционной художественной мастерской, а в химико-биологической лаборатории Института естественных наук и математики УрФУ.

Найти нужную лабораторию среди многих других помогают не указатели, а звуки губной гармошки. Под нее и под другие мелодии Дикого Запада из специально подобранного плейлиста работает эксцентричный американский художник Джо Дэвис. 

Под его руководством двадцать человек в сине-белых халатах и резиновых перчатках выращивают солевые кристаллы. Выбивая своим ножным протезом дополнительные ритмы к музыке, Джо Дэвис по очереди подходит к участникам, чтобы проконтролировать процесс.

Спрашивать у него про отсутствующую ногу не решаюсь, но потом узнаю, что этим обернулась авария на мотоцикле, случившаяся около двадцати лет назад. Тогда он был скульптором и механиком в штате Миссисипи. Заметив, что засмотрелся на блестящий на свету протез, подхожу к одной из участниц воркшопа.

— Мы взяли древнюю соль, которую Джо привез из самых разных шахт со всего мира, и растворили ее в воде. Потом в полученный раствор добавили микроорганизмы. А сейчас — будем высушивать эту жидкость, чтобы из раствора снова выросли кристаллы, — поясняет Даша Весёлкина, взбивая свою пробирку.

Задача записавшихся на воркшоп — создать для галофилов максимально комфортную среду обитания. В солевом кристалле эти одноклеточные смогут существовать сотни миллионов лет и, по словам ученого, выжить им не помешает ни радиация, ни перепады температур, ни даже ядовитые газы.

Сам же Джо Дэвис изменил у галофилов, которых добавляют в раствор, структуру ДНК. Еще в Массачусетском технологическом институте он вместе с коллегами поместил в ДНК изображение иголки в яйце — то есть символ смерти Кощея Бессмертного из русских народных сказок. Для этого он, используя метод оригами, создал двухмерную развертку объемных моделей иглы и яйца, потом перевел ее в цифровой вид: то есть представил в виде нулей и единиц. А после преобразовал данные в последовательность нуклеотидов и внедрил в ДНК.

Похожим методом биохудожник уже поместил внутрь бактерий поэзию Гете и «вшил» карту Млечного пути в мышиное ухо. В других проектах создал удочку, на которую можно ловить бактерии, и аудиомикроскоп, что помогает услышать, какие звуки издают одноклеточные. Тем не менее самым громким его проектом была так называемая «Вагинальная поэтика». Из-за того, что в космических посланиях, запущенных НАСА в 1970-х на зондах «Пионер» и «Вояджер», были подвержены цензуре женские половые органы, Дэвис отправил в космос свои радиосигналы, содержащие запись вагинальных сокращений бостонских балерин.

Джо Дэвис — о своих проектах, бессмертии и связи науки с искусством

— Данные «Вагинальной поэтики» были предназначены для инопланетян?

 —  Аристотель говорил, что человек должен познать сам себя прежде, чем начать познавать мир. Но физически познать далекий космос невозможно. Это главная причина человеческой трагедии. Так что это и практически все остальные сообщения, которые мы отправляли и отправляем в космос, на самом деле не дойдут до адресата. Однако то, что мы хотим сказать им, очень хорошо характеризует нас самих. Так что все это — процесс поиска самого себя. Тоже достаточная причина, чтобы отправлять послания в космос.

— Как тогда внедрение изображения в ДНК  поможет познать себя?

— До недавнего времени самый старый образец ДНК, который мы нашли, датировался примерно семью тысячами годами. Возможно, были образцы старше, но не намного. Однако за последнее десятилетие мы нашли способ доставать живую ДНК возрастом в сотню миллионов лет! Это ДНК таких существ, которые живут в соли и называются галофилами. За все существование человечества было уничтожено огромное информационное наследие. Библиотека в Александрии, древняя библиотека в Индии…  Но это ничто в сравнении с тем, какие объемы генной информации мы потеряли во время массовых вымираний. То есть, с одной стороны, используя ДНК галофилов, мы находим способ восстанавливать те страницы истории, которые были написаны сотни миллионов лет назад и которые тоже помогают понять нас. А с другой, благодаря их надежности, мы сами пишем страницы истории, которые переживут новые тысячелетия вымираний.

—  Почему в лаборатории все работают в халатах и перчатках?

— Это привычка и формальность. Первые генномодифицированные организмы были созданы в начале 70-х. Ученые тогда поняли, что это очень мощные новые инструменты и наложили мораторий на исследования в этой области по всему миру. Они разработали вот такой технический протокол для биологической безопасности. Просто иначе генные модификации могут оказать эффект на среду, поэтому даже на одежде, например, или руках нельзя ни в коем случае выносить их из лаборатории.

— А что будет, если они все-таки выйдут за ее пределы?  

— Если это организмы с которым мы работаем сейчас в рамках воркшопа, то ничего не произойдет, скорее всего. Есть три царства: бактерии, животные и археи. У архей был отдельный путь эволюционного развития. У нас огромные различия и поэтому они нам не страшны. До сих пор никто не обнаружил патогенных свойств у архей, которые мы используем. Однако, если бы какая-нибудь лаборатория распространила хоть какие-то генетически модифицированные организмы, она была бы навсегда закрыта. Я потратил много лет на то, чтобы для искусства и для художников открыли двери лаборатории. Я активно пропагандирую научное знание среди сферы искусства, вообще. И я хочу, чтобы научное сообщество знало, что мы умеем себя хорошо вести. Мы будем это делать и их не подведем.

— Помимо научных исследований, которыми вы занимаетесь сейчас, вы также изучали метеориты в поисках внеземной жизни. На каком этапе эта работа?

— Несколько лет назад я искал организмы в древнейших солях. В процессе этой работы я нашел два особенных метеорита, в составе которых были частицы соли и жидкой воды. Это может указывать на их связь с органикой… А возрастом эти камни гораздо старше нашей планеты. Впрочем, пока рано говорить о результатах этого исследования. Сначала их должны проверить в лабораториях других стран. Но художнику всегда интересно оживлять вещи. Я бы даже сказал, что именно искусство принесло жизнь на землю…

— Вы имеете в виду, что жизнь искусственно была доставлена на Землю с другой планеты?

—  Я имею в виду, что теорию панспермии (гипотеза о возможности переноса живых организмов или их зародышей через космическое пространство — прим.ред.) в настоящее время сложно доказать исследовательским путем и, соответственно, опровергнуть тоже. Зато в рамках проекта, над которым мы сейчас работаем, у нас получилось совершить другой настоящий прорыв.

— Какой?

— Мы ожидаем в ближайшем будущем кризис в хранении информации. Скорость, с которой мы сейчас ее производим, и скорость, в которой растет потребность в ее хранителях, в разы превышает наши возможности. За последние двадцать лет из-за этого многие исследователи работали над тем, чтобы кодировать информацию в клетках ДНК, и это является сейчас альтернативной формой хранения цифровой информации. Но большая часть работ, которые были сделаны, создавали такие формы хранения информации в ДНК, что они были очень хрупкими. А для цифровой памяти, прежде всего, нужны возможность сжимать информацию плотно и умение хранить ее на протяжении долгого периода без каких-то затрат энергии. Все это — как раз про архей, в ДНК которых, мы научились записывать информацию. Сейчас в них мы же можем закодировать даже объемную информацию. В связи с этим нас вдохновила тема бессмертия Уральской биеннале и меня лично —   русская сказка про Кощея Бессмертного. Поэтому мы и разработали такой файл для кодирования в ДНК  архей.

— А что для вас значит тема бессмертия на выставке этого года?

— Я думаю, что речь здесь о бессмертии души. Люди существуют не так давно. Всего лишь сотню тысяч лет. А любой живой вид имеет срок жизни около нескольких миллионов. Тем не менее уже сейчас мы можем хранить информацию, ценную для нас, в таком источнике, который нас переживет как биологический вид. То есть мы можем сказать, что это как раз информационное бессмертие.

Что ждет кристаллы в будущем

После разговора с Джо последние пробирки закупоривают и убирают в шкафы. Кристаллы, с которыми екатеринбуржцы работали три дня, окончательно вырастут в течение полугода. Тогда самая надежная библиотека с вечно сохраненными данными будет готова.

Однако из-за правил работы с генетически модифицированными бактериями она навсегда останется в лаборатории. Фотографии с библиотекой — то есть с выращенными кристаллами — организаторы воркшопа обещают периодически публиковать в группе Уральской биеннале.

Благодарим за помощь в подготовке интервью куратора программы Джо Дэвиса на 5-й Уральской индустриальной биеннале Ольгу Вад, научного консультанта проекта биохудожника Ипполита Маркелова и переводчицу Алёку Молокову. 

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: