Мысли из стали и спасение планеты

О чем работы 10 художников Уральской биеннале, которые приехали в Россию впервые

13 сентября, 17:44, 2019г.    Автор: Сабрина Карабаева

В Уральской биеннале, которая открылась накануне, приняли участие 10 художников, впервые посетивших не только Екатеринбург, но и Россию в целом. Рассказываем о них и о том, что они создали специально для главного культурного событии осени на Урале. Все работы (кроме одной) выставлены на Уральском оптико-механическом заводе.

Художники Основного проекта

Кристиан Ньямпета, Руанда

Художник, живущий в Лондоне, в своих работах часто возвращается к стране, в которой он родился, и к конкретному событию — геноциду в Руанде, унесшему около миллиона жизней. К 25-летней годовщине этой трагедии в Лейпцигской галерее современного искусства была выставлена одна из работ Ньямпеты: художник установил грубо вырезанные бюсты на табуреты. Один табурет он оставил пустым, пригласив зрителей сесть на него и оказаться на месте этих бюстов.

В Екатеринбурге художник и по первому образованию дизайнер продолжил работу и с темой геноцида в Руанде, и с предметами мебели. На оптико-механическом заводе есть его почти 40-минутный фильм «Временами это было прекрасно» о колониализме и преодолении разногласий между людьми. Интересно, что один из героев фильма задается вопросом, не лучше ли было бы забывать о трагедиях, на что другой отвечает, что прятать следы преступлений — еще хуже.

На входе в комнату, в которой идет фильм (на момент посещения выставки, 12 сентября, фильм не проигрывался — прим. ред.), висит несколько отрывков из учебника по французскому языку, которым пользовались в Руанде еще до геноцида (один из отрывков на фото выше). Как говорит сам Ньямпета, в нем была устаревшая лексика, которая подчеркивала социальное напряжение, существовавшее в стране. Художник предлагает поразмышлять, как искусство наоборот может помогать выходить из конфликтов, а не создавать их.

Кристиан Ньямпета также поучаствовал в создании работы в кинотеатре «Колизей», в котором проходит публичная программа биеннале. Он просил горожан приносить свои стулья, которые затем покрасил в бледно-сливовый цвет. Теперь ими будут пользоваться во время ридингов и семинаров. Это важно для художника, так как он этой работой буквально объединяет разных людей, которые будут сидеть рядом друг с другом.

Янь Син, Китай                                  

Живущий и работающий в Берлине и Лос-Анджелесе художник на Уральской биеннале представил выдуманную историю двух друзей, которые путешествуют по России и рассуждают о смерти и бессмертии. Работа висит на стенах нескольких этажей завода. У нее нет опознавательных знаков, то есть информационных табличек, поэтому, скорее всего, вы прошли бы мимо, но теперь знаете, что рядом с незаметными листками в рамках можно задержаться.

Бо Ван, Китай

Художник и режиссер представил на биеннале получасовой фильм двухлетней давности «Миазмы, растения и живопись на экспорт», который продолжает тему колониализма, заявленную на выставке сразу несколькими авторами. Фильм рассказывает о сегрегации на псевдобиологическом уровне: европейцы считали, что влажный тропический воздух в Гонконге, который был британской колонией, вреден для здоровья. Считалось, что утонченные европейцы должны жить отдельно, потому что они в отличие от местных не могут дышать «грязным» воздухом.

Растения и живопись, заявленные в названии фильма, тоже есть: в комнате установлены искусственные цветы и есть рисунки растений Китая.

Тимур Сы-Цинь, Германия

12 сентября комната, в которой выставляется работа, была закрыта, так как объект только доделывали

Сломанная раковина улитки в 3D. Работу заканчивает помощник художника

Художник создает инсталляции, состоящие из объектов, напечатанных на 3D-принтере. В Екатеринбурге выставлено его «Больное небо» (на момент посещения выставки, 12 сентября, работа еще не была готова — прим. ред.) — сломанная раковина улитки, найденная в Амазонии. Ее отсканировали и напечатали в 3D. Так Сы-Цинь соединяет природу и технологии, размывает границы между ними и предлагает зрителям посмотреть на мир не с антропоцентрической точки зрения, где человек — царь природы, а понять, что природа — часть нас. Под «Больным небом» в названии имеется в виду вся планета, которую люди изменили настолько, что ей теперь необходима помощь.

Циньминь Лю, Китай

Пространство для перформанса

Художница создала перформанс, вдохновленный балетом Игоря Стравинского «Весна священная». В нем участвует международная группа танцовщиков, которые смешивают разные стили — от русского народного танца до хип-хопа. Участники три месяца репетировали перформанс с художницей в Нью-Йорке. После того, как зарубежные исполнители уедут, их места займут местные танцовщики, для которых проводилось специальное обучение. Расписание перформанса в сентябре: в четверг и пятницу с 19:00 до 21:00, в субботу и воскресенье с 14:00 до 16:00 и с 19:00 до 21:00.

Клаудиа Мартинез Гарай, Перу

Работа художницы в отличие от остальных в этом списке находится в кинотеатре «Колизей». Ее произведение называется «Они так и не смогли его убить», оно посвящена перуанскому актеру индейского происхождения Рейнальдо Аренасу, который играл персонажей-инков. Частью проекта станут отрывки из фильмов с его участием.

Художники Арт-резиденций

Люк Маттенбергер, Швейцария  

К мыслям художника можно прикоснуться, а на матрасы лечь

Одна минута мозговой активности художника. Работа называется «Контроль сознания (Тела)»

Художник работал в моногороде Новотроицк. В разговорах с жителями он понял, что у них нет ощущения ни будущего, ни сегодняшнего дня. Маттенбергер задумался о городе, в который он приехал. Его мозговая активность в этот момент была записана с помощью ЭЭГ и МРТ. Каждый металлический объект — минута его мыслей. Они были выточены из стальной колесной заготовки на заводе «Уральская сталь» — градообразующем предприятии города.

Художник верит, что когда-нибудь появятся машины, которые смогут загружать в людей состояния, в которых они были, чтобы те могли пережить, например, момент счастья еще раз. Но пока этого не произошло, Маттенбергер предложил прикоснуться к его мыслям и почувствовать их. Один из таких объектов, только в гораздо большем формате (высотой выше четырех метров), художник сделал специально для Новотроицка. Арт-объект установлен в городском парке.

Найме Перрет, Франция 

Художница побывала в городе Березники (Пермский край) и тоже столкнулась с тем, что на ее вопросы у жителей нет ответов. Березники известны тем, что на месте затопленных рудников образуются провалы, в которых исчезают здания и дороги. Найме Перрет ожидала, что местные будут рассказывать об экологической катастрофе и просить их спасти, но оказалось, что жители так привыкли к провалам, что даже дали им дружелюбные имена — Младший Брат, Дружок.

Не найдя в этой истории конфликта, художница решила пойти другим путем: она познакомилась с молодыми заводчанами, которые играют в любительском театре. Как раз в этот момент они ставили «Грозу» Островского. Катерина в конце падает со скалы вниз, а в Березниках как раз сплошные провалы. Но эту только выстроившуюся связь разрушили актеры. Они сказали, что финальной части в спектакле не будет, они ставят только любовную линию.

Однако оказалось, что в театре работают еще над одним спектаклем — о том, как в провинциальный город приезжает столичный режиссер и хочет снять о них фильм. Но реальность не вписывается в его ожидания. Найме Перрет поняла, насколько ситуация в пьесе похожа на ее жизнь, и в итоге сняла 35-минутный документальный фильм «Оба уха к земле» — о работе над этим спектаклем и все-таки о провалах.

Катя Шенкер, Швейцария

Эта художница отправилась в Сатку (Челябинская область), точнее в магнезитовый разрез, находящийся под городом. Шенкер удивило то, как в России в отличие от Швейцарии постоянно меняется ландшафт. Художница даже приводила в пример картину 1445 года, на которой изображен пейзаж в Лозанне, который и в 2019 году остался неизменным.

Шенкер записала видеоперформанс, на котором она имитирует движения бура — инструмента, созданного для изменения ландшафта.

Ханна Перри, Великобритания

Ее 10-минутное видео посвящено понятию маскулинности. Художница сняла заводчан, гонщиков, борцов и танцоров на пилоне, срифмовав силу человека с твердостью материала, с которым он работает.

Напомним, V Уральская индустриальная биеннале современного искусства открылась 12 сентября и будет идти до 1 декабря. Мы выпустили гид по выставке, рассказали, что обязательно стоит сделать на главной площадке — Уральском оптико-механическом заводе, и как изменилась вторая площадка биеннале — кинотеатр «Колизей». Читайте по ссылкам.

За помощь в подготовке материала благодарим медиатора Уральской индустриальной биеннале современного искусства Екатерину Винокурову. 

Фото: Сабрина Карабаева, Марина Молдавская / IMC

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: