Пояснить за Покраса

Супрематический крест, Казимир Малевич и что все это значит: разбор IMC

26 августа, 19:03, 2019г.    Автор: Екатерина Заликаева

Последний месяц столько разговоров о работе Покраса Лампаса в рамках фестиваля «Стенограффия», что, кажется, не хватает истории и нарратива про супрематический крест, манифест и вклад Казимира Малевича в мировое искусство и нашу жизнь. Художница Екатерина Заликаева в формате авторской колонки «поясняет за супрематизм».

Немного энциклопедических знаний. Казимир Малевич — русский и советский художник польского происхождения, считается родоначальником стиля «супрематизм» и одним из главных художников российского авангарда. Неоднозначная личность, начиная с версий, что всю идею супрематизма он подсмотрел у Ольги Розановой, заканчивая его особым взаимоотношениями с другими художниками. Короче, не так прост был Казимир. Но это нисколько не умаляет его величия и влияния на мировое искусство.

«Автопортрет» Казимир Малевич, 1933

Все знают Малевича, все хоть раз шутили или слышали шутки про «Черный квадрат» и «я тоже так могу». Впрочем, образование у Малевича вполне классическое, «мог» он и реализм. Но апогеем его творчества стал супрематизм (от латинского supremus — «наивысший») — новый вид абстрактной живописи, когда отбрасывается идея предметности, а главными, или наивысшими, становятся цвет и форма.

«Супрематизм устанавливает связи с Землею, но в силу экономических своих построений изменяет всю архитектуру вещей Земли, в мирском смысле слова соединяясь с пространством движущихся однолитных масс планетной системы», — говорил сам Малевич.

Конечно, художник был тем еще мистификатором, он создавал невероятное количество смыслов и теорий вокруг супрематизма. Его друзья и единомышленники, такие как Михаил Матюшин (создатель оперы «Победа над солнцем») или Владимир Татлин (родоначальник конструктивизма, создатель Памятника III Интернационалу) поддерживали его и создавали свои великие идеи. Но главной мыслью всего происходящего было то, что искусство уже не будет прежним. Особенно отчетливо это стало понятно на случившейся в конце 1915 года последней футуристической выставке картин «0,10». Именно там были представлены работы в стиле супрематизма, включая «Черный квадрат». Причем в концепте Малевича последняя картина стала высшей точкой супрематизма — иконой и максимальной концентрацией идеи. Поэтому на выставке она висит в красном углу (почетном месте в доме, где верующие помещают икону, — прим.ред.). Но я не думаю, что Малевич хотел как-то уничтожить идею религиозности. Просто это был понятый прием, который использовали в каждом доме. В системе координат Малевича самым главным был «Черный квадрат».

Фотография с выставки «Последняя футуристическая выставка картин «0,10», 1915

Эта выставка стала по-настоящему важной, так как впервые миру была представлена беспредметность. Ну и, собственно, сам супрематизм. Она была настолько значимой и меняющей общее представление об искусстве, что в 2015 в швейцарском Базеле была сделана реконструкция этой выставки «В поисках 0,10 — Последней футуристической выставки картин».

Читая все это, наверное, возникает вопрос: «Окей, понятно, чувак начал рисовать геометрические фигуры, но в чем же тут новаторство и что это изменило?» Ответ прозвучит дерзко: это изменило все. И не только искусство.

Искусствовед и большой знаток творчества Казимира Малевича Александра Шатских говорит, если бы не было Малевича и идей супрематизма — не было бы того технического прорыва, в котором мы живем. Любой новаторской идее нужна оболочка — то, с чем может взаимодействовать человек. К примеру, любые интерфейсы — это очень высокая степень абстракции. Не будь Малевича и выставки «0,10», возможно, и не было бы такого уровня восприятия, что значит не появились бы смартфоны, компьютеры и наш привычный digital-мир.

Мистический супрематизм (Черный крест на красном овале), 1920–1922
Давайте вернемся к живописи. Казимир Малевич писал супрематические композиции. Помимо знаменитого «Черного квадрата» им было написано несколько супрематических крестов. Идея креста не имеет никакого отношения к религии, а объясняется умножением квадратов. Путем движений квадрат трансформируется в крестовидную плоскость и становится одной из трех основных фигур, наряду с квадратом и кругом. Других смыслов у Малевича не было. Его крест не несет религиозного смысла, а становится идеальной формой беспредметного.

Выводы по поводу происходящего я оставлю вам. В конце концов есть символизм и восприятие креста в другой парадигме. Но от себя хочу сказать, что как минимум работа Покраса Лампаса возвращает нас к великой эпохе и великим изменениям, которые сделал великий (да, очень большая концентрация слова великий) художник Казимир Малевич. Его мировоззрение удивительным образом открыло новый пласт искусства, так сильно, не побоюсь этой мысли, повлиявший на нашу жизнь.

Супрематическая композиция. 1919–1920
В завершение небольшой кусочек из манифеста супрематизма Казимира Малевича.

«Мы обеспечиваем себе право неотъемлемой собственности жизни и смерти. И кладем это право в фундамент нашего творчества. Не имея этого права, мы не сможем покрыть крышей строящееся наше здание. Объявляем, что жизнь и смерть принадлежит нам…

Есть много Искусств, но Искусство творить есть одно, и мы впервые вынесли его из хаоса за пределы искусств повторений.

Намеченный нами путь Искусства равнодушен к горю и радости жизни, как равнодушно синее пространство неба.

Мы вынесли себя за пределы горизонта вещей к новой Культуре Искусства не ремесла, а творчества. И объявляем свободными творцами в противовес свободным художникам Академического ремесла»

Для тех, кто хочет углубиться в тему, очень советую курс Андрея Сарабьянова на Arzamas. Как говорится, бесплатно, без смс и регистраций. 

Фото: работа Покраса Лампаса (обложка) — «Стенограффия»; картины Казимира Малевича — WikiArt.org; kazimirmalevich.ru.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: