Убрать подземные переходы, избавиться от шума и снести забор

Как может измениться улица Вайнера. Фотошоп-проект IMC

12 августа, 16:40, 2019г.    Автор: Анастасия Долгова

Улицу Вайнера считают одной из главных достопримечательностей Екатеринбурга и обязательно включают во все туристические маршруты. Однако как простые горожане, так и профессионалы в сфере урбанистики замечают, что улица не во всем соответствует мировым стандартам и признают, что предпочли бы прогуляться в другом месте. В профессиональном сообществе специалистов по благоустройству также затрагивается вопрос о переосмыслении и «перезарядке» улицы Вайнера. It’s My City прогулялся с экспертом по благоустройству, заведующим кафедрой Городского строительства Института строительства и архитектуры УрФУ и просто неравнодушным горожанином Алексеем Хриченковым. Он разобрал недостатки Вайнера,  а мы с помощью Photoshop пофантазировали, как бы могла измениться главная пешеходная улица Екатеринбурга в ближайшее время.

Алексей Хриченков вместе с корреспондентом IMC

С чего начинается Вайнера?

Вайнера ничем не заканчивается и ничем не начинается с точки зрения пространства. Нет никаких входных узлов. Входная площадь могла бы как-то работать с территорией, прилегающей к Пассажу, стать более организованной. У Пассажа есть своя структура озеленения, которая может быть продолжена к началу Вайнера, чтобы получилось единое пространство. Сейчас есть только ощущение тупика улицы.

Создать стратегию ритейла для торговой улицы

Какова идея сегодняшней улицы Вайнера? Сказать, что она сформирована, будет нечестно. Сегодня для таких улиц, как Вайнера, целесообразно  задуматься о стратегии ритейла. Во-первых, где его расположить, какой, в каких масштабах, чтобы улица функционировала как единое пространство — торговая улица, с другой стороны, чтобы ритейл не находился в зоне коммерческого риска, ведь сейчас многие магазины открываются и тут же закрываются. Необходимо, чтобы у ритейла была устойчивая структура.

Подобный опыт есть уже у многих стран, и стратегия ритейла разрабатывается на весь город. Нам можно начать с улицы Вайнера. Это значит, что необходимо проработать, где какая функция общественного обслуживания находится: где на улице расположены продовольственные магазины, где магазины одежды, где ювелирные. Какой ассортимент товаров представлен, какие величины торговых площадей у этих объектов, где находятся точки общепита. Это все можно планировать, и тогда на улице будет достаточно устойчивая структура, понятная для горожан. Одновременно с этим  для арендаторов будет произведена оценка экономической эффективности торговых площадей и они не будут меняться через один-два месяца.

Пешеходов —  в центр улицы

Следующий уровень — это рассмотрение улицы как каркаса и ее функционального зонирования. Можно обратить внимание на то, где передвигаются люди. Они гуляют в прифасадной зоне, хотя не являются посетителями самих объектов. Центральная транзитная зона Вайнера никак не обозначена. Как правило, пешеходные улицы включают именно прифасадные зоны, где есть входы-выходы из ритейла в качестве пространства для столиков и веранд, которые появляются в летнее время вблизи ресторанов. Средняя зона используется для транзитного движения людей с возможностью единичного проезда машин. На одной части Вайнера, у проспекта Ленина, есть средняя зона, а возле Малышева  фонтаны, клумбы, скамьи расположены в центре. Приходится идти либо справа, либо слева.

Посадить аллейные деревья 

Пешеходная улица должна иметь четко обозначенную структуру. Лучше всего структуру задает озеленение. К сожалению, у нас на улице Вайнера деревьев-крупномеров нет. Необходимы деревья высотой хотя бы пять метров.

Подойдут липы, как самые легко адаптирующиеся. Кроны должны быть выше пешеходов, чтобы всю перспективу улицы было видно. Структура, созданная фонарями, может быть усилена включением насаждений. Деревья стояли бы между фонарями с  такой же ритмикой — по два или больше между фонарями.

Такая аллейная посадка создает тень, делает улицу комфортной  и снижает скорость ветра. Улица Вайнера продуваемая во многом из-за того, что на ней нет деревьев. Это такая аэродинамическая труба, в которую при северных или южных потоках ветер врывается и только нарастает. Деревья рассеивали бы ветровые потоки.

Избавиться от визуального и звукового шума 

Еще одна проблема Вайнера — звуковой и визуальный шум. Во-первых, невозможно пообщаться и спокойно отдохнуть на скамейке, потому что постоянно мы слышим рекламу, громкую музыку. Во-вторых, на улице много памятников историко-культурного наследия, которые засоряет неупорядоченная реклама ритейла, хаотично разбросанная по фасадам. Каждое коммерческое заведение кричит: “Я здесь! Меня срочно нужно посетить!”. А если заведение располагает двумя этажами, то и реклама на двух этажах.

Чтобы от такого избавиться, как я уже говорил, необходимо создать стратегию по ритейлу. Она поможет активизировать  общественное пространство, сделать его приятным для людей. Людям нужно иметь комфортное место для отдыха и прогулок и в том числе для получения товаров и услуг.  Если мы говорим о торговой улице, то цель любого бизнеса —  получить максимальную прибыль с квадратного метра торговой площади. Когда мы разрабатываем стратегию,  то заранее предусматриваем решение, исключающее чрезмерную конкуренцию предприятий, когда рядом располагаются «Магнит», «Пятерочка» и «Дикси». Сейчас они вынуждены встраиваться в эту бешеную конкурентную гонку и вешать огромные пестрые вывески на фасады, чтобы привлечь внимание.  При наличии стратегии ритейла у них будет гарантия, что завтра рядом с ними не появится конкурент. 

Вывески сегодня уже не носят такой навигационно важный характер. Есть другие средства обнаружения объекта. У каждого есть сотовый телефон, где обязательно установлены приложения вроде 2ГИС, поэтому оформление вывесок можно сделать более сдержанным.

Вернуть фасадам исторический облик 

С другой стороны такой документ, утверждающий стратегию ритейла, подразумевает ограничения — на памятниках архитектуры, ценностью которых являются фасады, искажающие его облик вывески будут запрещены.

На Вайнера также встречаются фасады ярких, кричащих цветов. Самое честное по отношению к подобным зданиям — вернуться к их историческому облику. Мы можем много придумывать, как один цвет сочетается с другим, но вернуться к первоначальному виду будет наиболее искренним действием со стороны реставраторов.

Площади для активизации

На Вайнера нет площадей как точек, которые фиксируют улицу и наполняют ее функционально. Их может быть несколько: входная площадь, площадь на пересечении с Попова, а также с другими небольшими переулками. В таких местах напрашивается переосмысление. Пространство площади можно подчеркнуть озеленением, другим типом плитки, отличным от транзитной зоны расположением скамеек и  добавлением других малых архитектурных форм.

Пространство на пересечении с Попова, например, и так функционирует как площадь: здесь проходят импровизированные концерты. Уличные музыканты активизируют улицу, а любая активность на улице делает ее живой.

Вернуть улице «пешеходность»

Почему лично я, как житель Екатеринбурга, не пользуюсь улицей Вайнера, а выбираю Хохрякова и Сакко и Ванцетти? Я не люблю подземные переходы. Мне доставляет дискомфорт спуститься и подняться. Это убивает пешеходность улицы Вайнера. пешеходная улица — это улица, где ты пересекаешься с транспортом, но у приоритет у тебя, а не у машин. Если исключить ограждения, поднять уровень проезжей части улицы Малышева вровень с пешеходными тротуарами, то это бы сыграло в двух направлениях: было бы удобно пересекать улицу Малышева, автомобили замедляли бы скорость на этом пересечении, и по характеру мы бы получили очередную площадь.

Открыть соседние пространства 

Если бы я видел школу №10 и ее территорию, с точки зрения ландшафта это было бы более приятное и активное пространство. Я, как пешеход, смотрел бы не на замершие фигуры в бронзе, а на детей, которые играют на площадке. Наверное, забор поставили по требованиям антитеррора и ограничения доступа. Эти требования логичны, но к любой норме надо подходить не максимально перестраховываясь, чтобы ее не нарушить, а как-то деликатно искать баланс. Проблема этого забора в его непрозрачности. Мне, как пешеходу,  хочется ощущать пространство. А получается, что слева парковка —  справа забор и этот участок улицы умирает.

Фотографии: Марина Молдавская. Фотошоп: Ника Непутина

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: