«Об этом мало кто думает и говорит»

Дмитрий Закарлюкин — о проектах «Вещеворот» и «Экотакси», которые появились в Екатеринбурге

17 июля, 19:18, 2019г.    Автор: Анна Ягода

Дмитрий Закарлюкин — социальный предприниматель и экоактивист из Челябинска, создатель «Вещеворота», «Экотакси» и других проектов, которые недавно запустились или скоро появятся и в Екатеринбурге. В интервью с IMC Дмитрий рассказал о социальном предпринимательстве нового времени, циклической экономике и бизнесе, построенном не на «наживе», а на желании сделать мир лучше. 

— Прежде чем мы поговорим о твоих текущих проектах, расскажи, с чего начался твой экоактивизм? 

— В общественно-экологическую деятельность я пришел из бизнеса. Я работал маркетологом, у меня было рекламное агентство и типография. Всю жизнь меня вдохновляли большие и сложные проекты, неинтересно было заниматься визитками или буклетами. Меня интересовали комплексные компании, которые влияли на поведение людей. Со временем я все больше чувствовал неудовлетворенность рекламной деятельностью, потому что часто приходилось продавать бесполезный или вредный продукт. Сначала я отказался от работы с алкогольными и табачными брендами. А в 2012 году принял участие в большой всероссийской уборке «Сделаем», и с того времени, можно сказать, я экоактивист. То, что началось с обычных волонтерских уборок, в корне поменяло мою жизнь.

— Что конкретно изменилось в жизни и в бизнесе?

— И зарабатывание денег, и мой быт, и моя жизнь — теперь все строится вокруг экоактивизма. Когда я включился в тему волонтерских уборок, у меня было время еще немного «потусить». Я накопил денег и позволил себе заниматься некоммерческими проектами, но… через год финансы закончились. И такое положение меня не удовлетворяло. Я понимал, что хочу больших, устойчивых и системных изменений. После первой волонтерской уборки я поехал в Санкт-Петербург на машине. Ехал с мыслью, что весь этот экоактивизм не для меня, времени и ресурсов тратится много, результат неочевидный, лучше пойду обратно зарабатывать деньги. И за время моего пути через дорогу трижды перекатывались бутылки. В первый раз я не обратил внимание. Во второй раз подумал, что это система. А в третий понял, что это моя война. Я решил заниматься общественной деятельностью, при этом имея возможность зарабатывать, так я пришел к социальному предпринимательству. 

— Расскажи, как к тебе пришла идея создания «Вещеворота» (это проект, в котором через установленные по городу контейнеры и пункты приема происходит сбор текстиля и распределение его по нескольким направлениям: бесплатная выдача нуждающимся, продажа в благотворительном магазине, и переработка — прим.ред)? 

—  Модель благотворительного магазина известна достаточно давно. Появилась она в США, с магазина «Goodwill», в котором собирали вещи, перешивали, перепродавали и давали рабочие места. Смысл этого магазина в том, что товар продается, а монетизируемые средства направляются на помощь или решение какой-то социальной проблемы. В России первопроходцем был петербургский магазин «Спасибо», на который все стали равняться.

К моему большому сожалению, большинство благотворительных магазинов в России быстро закрываются. Здесь нужно четко понимать, что нужно соблюдать баланс социального и предпринимательского. Если ты не создаешь социальное благо, люди просто не будут этим пользоваться. И с другой стороны, если все будет подпитываться только социальной темой, то система не будет себя окупать и не станет работать. Ведь накладные расходы никуда не пропадают: аренда, зарплата, логистика.

Логотип одного из проектов Дмитрия Закарлюкина — «Эколофт»

— Как тебе удалось сохранить этот баланс? 

— Изначально я пришел из предпринимательства, но при этом уже побывал в социальном контексте. Я понял, что истина где-то рядом. Тип людей, у которых удается заниматься подобным делом в современной России — это проработавшие люди, имеющие не последние деньги, инвестирующие в social impact. Ведь со временем у человека формируется потребность давать, а не только брать звезды и высоты. Ему становится важно, чтобы люди, которые живут с ним в одном мире, были счастливы, и тогда счастлив становится он сам. 

— С чего ты начал вести проект? Как выстраивался процесс?

— С того, что собирали первые вещи ровно по причине того, что текстиль составляет достаточно большой объем от общей мусорной корзины. Попадая на свалки, он становится источником пожаров. Первые шаги, которые мы сделали: собирали вещи через структуру «Экотакси», о которой я расскажу позже, установили контейнеры для сбора вещей у первых партнеров. Кстати, первыми нас поддержала йога-студия в 2014 году. Там же рассказали про термин «апариграха», что означает «нецепляние за всё вокруг», свободу от жадности, накопительства. 

В общем, собирали по-всякому, хранили в мешках, к нам приходили первые благополучатели и по-началу картина была пугающая. Люди копались в пакетах, пытаясь найти что-то ценное, не подпуская к ним других. И, к сожалению, большинство благотворительных организаций до сих пор работают в подобном режиме. Мы решили, что это унизительно и неэффективно. Я решил идти по модели магазина «Спасибо» и делать магазин, в котором люди берут или покупают вещи с плечиков.

Чтобы признать себя нуждающимся, человеку нужно решиться на этот шаг. Поэтому важно в этом вопрос соблюсти этичность. У нас все выглядит, как в обычном магазине, только благополучатели ничего не платят.

Еще мы проработали систему, которая состоит из нескольких столпов: установили контейнеры в разных точках и продумали логистику сбора вещей. Нашли склад, который сортирует и обрабатывает текстиль. И главное — создали переработку, куда отправляется 80% непригодного текстиля. 

— Какой результат есть у проекта на данный момент?

— «Вещеворот» уже вышел на самоокупаемость. На данный момент мы имеем 4 города присутствия (Челябинск, Магнитогорск, Копейск и Сатка). Мы периодически делали заход в Екатеринбург и Каменск-Уральский, но это были акционные активности (так, в 2018 году акцию «Вещеворота» провела компания «СКБ-Контур». — прим.ред.). Компании, в рамках своей корпоративной социальной ответственности ставили у себя контейнеры и собирали вещи.

Сейчас мы пришли к стационарному режиму работы. У нас работает 25 человек, в год мы бесплатно одеваем 7000 человек. Мы построили систему, в которой можно не только прогнозировать, но и масштабировать результат. Год от года бизнес становится устойчивей, мы видим динамику изменений качества жизни наших благополучателей. Запустился маховик самостоятельной работы, который самоокупается.

Недавно в Екатеринбург нас позвал универмаг Bolshoy для того, чтобы мы привезли в него проект «Вещеворот» и реализовали идею ответственного потребления. Мы хотим, чтобы люди, которые приобретают тут вещи, приносили бы их обратно сюда же. Мы хотим, чтобы совсем непригодный текстиль перерабатывался обратно в ткани, материалы, и люди видели этот процесс. Это и называется циклическая экономика. 

— Какие глобальные проблемы решает «Вещеворот», помимо замедления консьюмеризма? 

— Центральная идея — обеспечить человека одеждой. Очень часто к нам приходят люди, не имеющие возможности приобретать элементарные предметы гардероба. Однажды к нам зашла женщина и, взяв обувь, она сказала: «Здорово, теперь мы с сыном сможем одновременно находиться на улице». 

У нас в России больше 30 процентов населения находятся за чертой бедности. Они выбирают на что потратить последние 100 рублей — доехать до нас и получить вещи или купить хлеб. Эта та неприятная реальность, о которой мало кто думает и говорит. Но это то, с чем мы сталкиваемся. Наше главное направление — забота о людях. Но, конечно, появляется дополнительный набор последствий, которые трудно прогнозировать.

Однажды возле одного контейнера нашелся дедушка, который попросил одежду. Наши волонтеры начали расспрашивать его о жизни и узнали, что он потерял память. Они его одели, накормили и попытались помочь ему что-то вспомнить. В итоге, спустя три часа расспросов, он вспомнил имя дочери и волонтерам удалось отдать его обратно в семью. А семья думала, что он без вести пропал. Вот такая история. 

— Ты уже упомянул сервис «Экотакси», как он работает? 

—  Это сервис по доставке отходов на переработку. Он появился в 2012 году как эксперимент. Я просто запустил машину, люди дома разделяли отходы, машина проезжала, забирала их и отвозила на переработку. Все настолько этим вдохновились, что буквально через несколько месяцев мы наблюдали бум участников. Вскоре у пользователей возник вопрос: если макулатуру и пластик перерабатывать можно, то что делать с батарейками? И получилось так, что на одном из экофорумов, я познакомился с человеком, у которого есть свой завод по переработке электроники. Я во всеуслышание спросил, слабо ли ему освоить завод по переработке батареек? А он сказал, что справится, если батарейки смогут собирать систематично. Тогда я и сказал ему: « С меня поставки, с тебя эксперименты». И вот, благодаря нам и пользователям «Экотакси», которые инициировали это, в 2013 году в Челябинской области появился завод по переработке батареек. Теперь там перерабатывает вся Россия. А все пошло с низовой инициативы!

— В каких городах на данный момент функционирует «Экотакси»?

— «Экотакси» работает в Челябинске, Перми, Москве, Волгограде, Санкт-Петербурге и теперь еще и в Екатеринбурге. «Экотакси» для нас стал инфраструктурным проектом, который на своей логистике поднимал все остальные. Наши водители — это обычные люди, которые в свободное время могут подключиться к системе, увидеть пул заявок и выбрать точки назначения. Для них это подработка, а мы без капитальных вложений запускаем систему, которая сама себя окупает.

— То есть «Экотакси» — это как сосуды, по которым идет кровообращение всех ваших проектов?

— Именно так! Когда проектов стало слишком много, я понял, что нам нужна не только общая система логистики, но и свое место, где бы все эти проекты чувствовали себя дома, а не базировались в чужих офисах и кофейнях. Так мы создали еще и «Эколофт» — место, где зарождается новая цивилизация. Мы отреставрировали старое здание и создали в нем площадку, на которой выросли все наши экопроекты. Когда я увидел эффект, то конечно, у нас появилась идея создания «Эколофта» и в Екатеринбурге.

Ведь сейчас бизнес, который делается ради денег, не работает. Все, что сейчас образовывается, создается с фокусом на что-то большее, на глобальную миссию и идею. Именно за такими проектами я вижу будущее. 

Как работают челябинские экопроекты в Екатеринбурге

В Екатеринбурге проект «Вещеворот» был запущен в июне. Первая точка появилась в магазине «Цветные носки» на улице Ленина, 9а. Здесь можно сдать старые носки, которые пойдут на переработку, и получить скидку на новые. Скоро вторая точка откроется в универмаге Bolshoy. Также в городе уже начал работать проект «Экотакси», а поиск помещения под «Эколофт» еще в процессе.  

Стать участником челябинских экопроектов в нашем городе можно сейчас. Чтобы заказать «Экотакси», нужно оставить заявку на вывоз и переработку отходов здесь или тут. Оставить заявку на размещение контейнера «Вещеворота» в своем районе или записаться на выдачу вещей можно по этой ссылке.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: