Прогуливаясь по улицам Екатеринбурга, можно случайно попасть на концерт местного «Цоя», послушать ханг или дуэт электронных гитар. Некоторые уличные музыканты уже имеют своих постоянных зрителей, которые знают, где и во сколько начнется их выступление. IMC поговорил с пятью уличными музыкантами и узнал о том, почему они не играют в концертных залах, как избежать драк во время выступлений и когда можно неплохо заработать. А также предлагаем послушать музыку, которая звучит в их наушниках.
Бека «Цой» Тажибаев, 26 лет
Электрогитара и вокал
Место: Плотинка и «Труба»
— Я занимаюсь музыкой уже более четырех-пяти лет. У нас на работе был парень, он играл на старой классической гитаре, я послушал — классно. Попросил его научить, он показал три аккорда, а дальше я ночами сидел в YouTube, книжки читал. Занимался везде: за столом, на кухне, в спальне, даже, бывало, в туалете с гитарой сидел. Сперва учил дворовые песни, армейские, потом попсу, и понемногу начал играть рок.
На улицу я вышел играть в конце 2016 года: проходил переход на Плотинке, там гитаристы играли по вечерам, тусовались. Я наблюдал за ними, подошел: «А можно я сыграю и спою?». Мне дали гитару, и я спел — все аплодировали. И вот, я взял свою акустическую гитару и начал тусоваться вместе со всеми. Когда собиралась толпа и орала «Выхода нет» или «Батарейку», меня вообще не было слышно. Подумал взять электрогитару с колонкой — и меня будет слышно, и публика побольше будет.
Мой репертуар — в районе ста песен: 20 песен «Кино», 4 песни «Агаты Кристи», 4-5 песен «Би-2», «Зверей», «Сплин» — всего понемногу. Я выбираю, что мне нравится и нравится людям. Стараюсь петь всем известные песни, чтоб народ знал текст и подпевал. Во-вторых, смотрю для кого я играю: люди за 30 слушают классику, русский рок, а молодежь — Федука, Белорусских, кого-нибудь еще.
Я не знаю, почему меня называют Цоем. Но началось это так. В прошлом году я играл на акустической гитаре: прихожу в переход на Плотинке, ноги ставлю шире, гордо стою, с серьезным лицом играю группу «Кино». Люди подходят, говорят: «Слушай, ты сын Цоя или ты сам Цой?», «Эй, молодой Цой!». Если честно, мне приятно такое сравнение. Я очень люблю «Кино», а особенно Каспаряна — соло-гитариста группы. Хороший человек, хороший музыкант. Если честно, я люблю его, наверное, даже больше чем Цоя. Я плохо представляю группу без соло-гитариста, потому что всю красоту делает он: неважно, что ты поешь, соло-гитарист — это главное украшение группы, ее сердце.
В среднем я играю пять-семь часов. Максимум — десять-двенадцать часов, это было летом 2018-го. Тогда люди каждый день собирались и орали: «Давай еще!». Обычно я играю у фонтанов на Плотинке и в переходе Цоя. Кстати, уличные музыканты называют этот переход «Трубой». А на Плотинке звук уходит в сторону моста на Малышева. Иногда жители соседних домов жаловались, что я громко играю. Полицейские подходили: «После 23:00 шуметь нельзя или заберем». Уходил домой.
У меня есть постоянные фанаты. Они подходят даже раньше меня — знают, во сколько я прихожу. Недавно парень на улице подошел: «Я твой фанат, на тебе бутылку пива». Люди по-разному оценивают уличных музыкантов. Бывало, я начинал петь, человек проходил мимо, оборачивался и доставал пятьсот рублей, бывало, даже тысячу. Иногда подходят: «Слушай у меня денег нет, давай я тебе что-нибудь кину». Мне кидали наушники, боксерские перчатки, часы снимали с рук и кидали, конфеты, сигареты, иногда даже презервативы — что мне только не дарили за песни.
Бывают и драки. Меня недавно ударили — я указательный палец себе сломал. Стою на Плотинке, играю, меня окружила огромная публика — человек 100-150 где-то. Играю, все веселятся, подпевают, орут, песни заказывают. Откуда-то со стороны подходит пьяный в хлам мужик, протискивается и бьет по микрофону. Микрофон бьет меня по губам, и вся стойка падает в сторону. Я как-то оцепенел, публика орет «бу-у-у», а он уходит. Тут я его догоняю, начинается драка, туда-сюда, нас растаскивают, и вот, пожалуйста, — очнулся, гипс. Я придумал, как я буду в гипсе, — купил себе медиатор на большой палец.
Люди по-разному реагируют на мое пение, даже плачут, когда я медляки какие-нибудь играю. Буквально месяц назад мужик подошел: «Можно, Басту, „Сансару“ или „ДДТ“ — „Это все“?». Начинаю «Сансару» — он почти плачет. Закончил её, начал петь «ДДТ» — а он уже не может, все лицо в слезах, … и он убежал! Не сдержался и убежал! В таких случаях я говорю себе «зря ты так». Но куда мне деваться? Это моя работа: попросили — спел. Я считаю, что без песен человеку не жить в этом мире. Земля погибнет без музыки и без воды.
Иногда бывает, играешь и думаешь, может пора завязывать. Ненадолго такое происходит. А потом думаю — людям нравится, мне нравится, буду играть до последнего вздоха. Я привык играть на улице и в переходе. Я уверен в себе всегда — пою уверенно, чувствую себя свободно. Я и по жизни всегда свободен — радуюсь жизни, стараюсь всегда улыбаться людям, знакомится. Я много друзей нашел благодаря музыке. Много красивых добрых общительных людей.
Егор Волков Chris Voxx, 23 года
Электрогитара, играет в дуэте с Олегом Борманом и другими музыкантами
Место: скамейки у ЦУМа и «Труба»
— Музыка — это смысл моей жизни. Это то что я люблю, умею и хочу людям дарить. Играю на электрогитаре с 2010 года. Нотной грамоты вообще ни черта не знаю, если честно. Самоучка. У меня отец — музыкант, может, это как-то повлияло, хотя мне не прививали. Был какой-то запал, я подошел к отцу: «Папа, я хочу электрогитару». Он мне: «Подождешь до 18 лет». Я: «Нет, нифига». И он купил мне за тысячу рублей электрогитару — на ней я учился играть.
Пошел в бесплатный кружок, но там преподаватель писал аппликатуры аккордов и уходил — у него тактика такая преподавательская была. Я прогуливал школу и учился. Потом, годам к 14, у меня появился интернет — стал доучиваться, табулатуры скачивать. Познакомился с другими гитаристами, на них посматривал.
Отец сейчас ни на чем не играет, а так, пел, на бас-гитаре играл и на барабанах. Он разбирается в жанрах и в поджанрах — моя личная музыкальная «Википедия». Слушает все, начиная с классического зарубежного рока. Я очень много хорошей разной и интересной музыки узнаю от него. Кстати, я на других инструментах тоже умею: бас-гитару сам изучал, клавишные и барабаны, а на трубе меня заставили играть в Колледже Искусств и Культуры — я там учился, но недолго.
Играю на улице с осени 2014 года. После пар в колледже мой товарищ со своей подругой-скрипачкой пригласили — и все, как-то привык. До этого с 16 лет вел концертную деятельность, выступал по области, у меня группа была. Сейчас каждый день играю часа по три-четыре на улице, дома где-то час-полтора на запасной электрогитаре. Иногда нахлынет — могу часов шесть безостановочно играть.
Мне нравятся песни, где мелодично солировать можно. Играю Стинга «Shape of my heart» и Джорджа Майкла «Careless Whisper». В детстве Цой нравился, сейчас я русский рок не слушаю, но «Кукушку» по кайфу играть, особенно с виолончелью.
Я жил в Ростове десять месяцев — замечательный город! Там как-то легче договариваться о месте, можно попросить у других музыкантов поиграть. Еще я играл в Казани, Новосибирске, Москве. Лучше всего — в Москве, но там как быстро деньги получаются, так же быстро и уходят. В Ростове десять тысяч за вечер выходило, еще и жить бесплатно звали. Еще нас [с группой] там заметили на улице и позвали на фестиваль. Мы играли на показе мод.
Погода — трудность номер один. В начале июня мы [трио: гитара, виолончель, барабаны] вынесли барабанную установку в сквер, только собрались расчехляться, как вдруг пошел ливень. А я с гитарой джемил. В такси загрузились — там битком набито: бас, барабан, тарелки, малый барабан, виолончель, гитара, комбики… мы еле как укомплектовались. Весь багажник забитый, весь салон! В Instagram истории смешные были.
Что ждет музыку в будущем? Да мода с рэпа спадет и все нормально будет. Я против рэпа ничего не имею, просто что-то его много стало. Мечтаю оставить свой след в музыкальной истории, ну, и желательно из страны уехать, в ближайшие год-два точно.
Чего боюсь? Да ничего! За гитару только переживаю. За пальцы, чтобы никакие гопники мне их не сломали, иначе это все — пиши пропало. Вот у меня на ремне Джимми Хендрикс, считается великим гитаристом, он сделал прорыв в звучании. Я, может, тоже какое-то нововведение придумаю или новую технику игры. Верю в себя. Верю в музыку. Мы одно целое.
Людмила Федоровна, 83 года
Домра
Место: улица Вайнера и Банковский переулок, скамейки у ЦУМа
Как уличный музыкант я играю 20 лет. В 60 лет я взяла в руки домру. Знаете, почему я стала играть? У меня был тяжелый момент — мой муж умер, а я сама на костылях. Потом сгорела квартира, дочь тяжело заболела, а у дочери — мальчик двухлетний, мне пришлось его воспитывать.
Квартира когда сгорает…вор что-то оставляет, пожар — ничего. Пожарники приехали, выбили все окна-двери, потом все забили досками. Я села в этой квартире и думаю, как же жить-то дальше. Пригласила работников ЖКО, они сказали, что ремонт будет стоить 25 тысяч. У меня пенсия 220 рублей и ребенок на руках — что я могла сделать? Только помолиться. И я получила ответ. Мне приснилась моя мама и сказала: «Люда, видишь, народ идет, ты должна играть для людей». А как играть для людей? Я шла с церкви и по пути нашла медиатор — поняла, что мне надо играть на струнном. Когда я училась в дошкольном училище нас знакомили с инструментами. Я с тех времен запомнила где у мандалины нота «ля» и нота «ми». Ну и думаю, надо мне купить мандалину.
Пошла в магазин, а денег нет. Там такая мандалина висела турецкая, блестящая, а продавец мне назвал сумму, о которой я и мечтать не могла. Стояла-стояла и говорю: «Мне нужен струнный инструмент, но у меня денег мало». Этот продавец вытащил мне из пыли домру, которая где-то валялась. Я эту домру взяла и думаю, хотела четырехструнную, но пусть будет трех, какая мне разница?
Взяла инструмент, пришла домой. Не знала, как его настраивать и попробовала так подобрать, поскольку я все-таки хоть небольшой, но музыкант. Но ничего не смогла подобрать, даже «Во поле береза стояла». Я нашла народный оркестр, пришла туда, говорю: «Вы знаете, я на этой домре хочу играть, но у меня почему-то ничего не получается». Ее взяла одна женщина и говорит: «Вы ничего на этой домре не сыграете и не подберете. Здесь одна струна от контрабаса, другая — от гитары, третья — от домры». Так что моя домра просто валялась в магазине — лишь бы струны натянуть. Она мне поменяла струны, показала, как медиатором со струны на струну и как настраивать — самое главное. Я поблагодарила и ушла, а дома начала по-маленьку играть.
Потом я поехала с внуком к другой дочери в Ташкент — она там экзамены сдавала, а потом училась в консерватории. Ее надо было учить — у меня муж-то умер. Дочь очень одаренная девочка, она играет на мужском ударном инструменте — дойре. В Ташкенте я стала кухаркой, стряпала. Испеку торт и несу продавать к метро.
В Ташкенте я подобрала на домре свое первое произведение — романс «Я встретил вас». Помню, к дочери на репетицию пришел артист цирка, тоже музыкант, услышал меня и говорит: «Я тут иду, а кто-то чистенько-чистенько играет романс». Я ему объясняю, что это я балуюсь. А он мне: «Что вы стоите в 50 градусов жары, торты печете? Сейчас такие времена, люди, молодежь с гитарами на улицах играет». Назвал мне место у одного ресторана. Говорил, что так принято на западе и что сам в любом городе, когда гастролирует с цирком, всегда подыгрывает на улице.
Первый раз выступать на улице было сложно, тем более, знаете кем я работала раньше? В последние годы была директором школы искусств имени Римского-Корсакова, я эту школу сама открыла и ныне она существует, я ее первый директор (в школе информацию подтвердили — прим.ред.). Я ее построила, а потом я сломалась [получила инвалидность]. И, конечно, мне было непросто. Годы были лихие — кто как зарабатывал.
Вообще-то я решительная женщина. У меня в жизни богатый опыт — везде бывала. И вот пошла играть на улицу. Первый раз не решилась, второй тоже. Понимаете? Не могла сесть. На третий день пошла, там девушки играли на свирельках, парни — на гитарах. Я села и стала играть. У меня тогда было 10 произведений на руках. Люди идут, говорят: «Ой, как приятно звучит у вас!». В Ташкенте такого инструмента вообще нет. Пришла домой и поняла, что я два часа поиграла и заработала своей музыкой больше, чем за торт, который пеку с восьми утра до восьми вечера — так я и играю с той поры.
Я восстановила квартиру благодаря домре. И своего внука я воспитала полностью. Сейчас он уже военный, 26 лет ему, закончил Ленинградский военный институт имени летчика Пилютова. Я благодаря домре его выучила — на Невском играла. А туда приехала, потому что нужны были деньги. Потом я переехала к сестре в Москву, играла духовную музыку в церкви во имя святого Ильи в Москве. Меня священник услышал на Арбате и пригласил. Шла служба, а я играла Баха. А потом играла в ночном клубе! На Арбате меня услышали организаторы вечеров. Туда пошла, потому что как раз заинтересовалась, что они там в ночном клубе делают — у меня туда внук ходил. А у них там оркестр играет современную музыку, меня поставили играть в перерывах. Я там немножко поиграла, потому что мне тяжело ночи не спать. Так что у меня веселая жизнь.
Домра — это русский инструмент, поэтому у меня репертуар соответственный: русские старинные песни, ямщицкие, застольные, оперы из русских арий. Русская музыка она волшебная, она связана с космосом, она влияет на души людей, другой такой музыки нету в мире. В репертуаре у меня 250 мелодий, поэтому я играю и практически не повторяюсь. Репертуар в основном складывается из заявок. Один американец подошел, говорит: «Какие русские песни! „Полюшко-поле“, какая песня!». Я ее часто играю, а еще песни из кинофильмов, песни войны. А когда футбольные матчи были, ко мне подошел молодой человек и попросил поиграть гимн. И я каждый день играла гимн России. Я люблю классику, очень люблю оперную музыку. Что мелодическое — Верди, Россини, в общем, те композиторы, у которых музыка лирическая. Ну и конечно, мои любимые Чайковский, Рахманинов — наша музыка. У них такие концерты, такая музыка, ну, невозможно не любить!
Андрей, 35 лет
Глюкофон и ханг
Место: скамейки у ЦУМа, набережная и сквер у Театра драмы
— Музыка — это самовыражение, постижение мира. Когда я начал играть на музыкальных инструментах, стал более тонко чувствовать этот мир. Я начал играть где-то лет пять назад. Случайно на дне рождении у кого-то мне попался маленький барабан, мне понравилось. Купил средненький барабан джембе и вышел на улицу, потому что не мог играть дома. Был ясный, солнечный, воскресный день. Сел на набережную, потом думаю, почему я просто так сижу, — кинул перед собой шляпу. В первый же день кто-то кинул евро, и я понял, что это мое.
Потом я взял себе большого «африканца» (имеется в виде африканский барабан, — прим.ред.), он такой громкий, мощный, энергичный. Но на барабане долго не поиграть — полчаса-час, и энергия полностью выходит. Мне хотелось нежного, приятного звука. О ханге я долго мечтал, потому что они дорогущие. Начал с глюкофонов. Перепробовал 30 инструментов прежде чем нашел свой. В октябре появился ханг, но пока он у меня тяжело идет.
Я играю круглый год. У меня три стандартных места — чередую по настроению. Куда захочется пойти — туда и иду. В основном, играю вечером часа два-три, иногда дольше. Меньше часа нет смысла выходить, мне же надо приехать. Если бы я жил в центре, вообще бы расслабился. То, что надо ехать, немножко сбивает с ритма.
Изначально я играл для себя, это было самовыражение, как выплеск. Но самое интересное в уличной музыке — наблюдать за людьми. Кто-то просто мимо проходит, некоторые садятся рядом, залипают, медитируют. Плюс я играю человека, его настроение. Вижу его — у меня меняется музыка. Очень приятно, когда люди отзываются. Мне похвала даже более важна, чем деньги. Есть несколько человек, которые приходят ко мне пожаловаться на жизнь. Правда я от этого сейчас отучаю, потому что неправильно на кого-то это скидывать. Я чувствую, кому можно дать поиграть, — кому-то прямо надо. Люди играют, впадают в какое-то состояние, у каждого своя мелодия получается, свой выплеск.
Когда играю, мне некоторые говорят: «Ты другим человеком становишься, ты в другом состоянии». Это медитация. Я для себя открыл несколько способов, как можно попадать в это состояние. Этот, наверное, самый простой. Долгий путь — уйти на природу, в тихое место подальше от людей, в лес, на горочку. Иногда на острова люблю уплыть — у меня лодка есть. Медитирую, наверное, с детства: я приходил в недостроенный зоопарк, залезал на крышу и ходил-бродил там часами. Мне нормально находиться одному.
Вообще, я — математик. Прикладная математика. Еще педагогическое образование есть. Диплома ни одного, но образования куча. Математика и музыка — это очень близкие вещи. Я не могу выключить какой-то анализ, вычисления постоянные. Для меня это может быть какое-то падение с математики — там не реализовался, сложно что-то новое привнести, вычислить, посчитать. Музыка, на мой взгляд, проще, в ней есть ограниченность системы, в нее все вложено — можно интуитивно играть.
У меня есть несколько знакомых йога-студий, где я иногда выступаю. Я туда больше для себя прихожу: посмотреть что там практикуют, какие люди туда ходят, мне интересны учителя. Меня почему-то всегда зовут играть в такие места: в йога-студии, в студии к художникам. Пару раз на свадьбы звали — невестам захотелось ханг на свадьбу. Свадьбы обычные, абсолютно. Гости — такие солидные люди, в пиджачках.
Каждый музыкант зарабатывает так, как он играет — работает закон сохранения: ты даешь что-то людям, они дают тебе что-нибудь взамен. Деньги — это просто энергия. Я конечно наглею, что я чашу выставляю дальше от себя, но мне кажется она вредит не больше, чем если бы она стояла рядом. Мимо проходят два встречных потока. Человек, даже если идет в телефоне, либо чувствует музыку, либо просто в потоке идет и неосознанно обходит вместе с ним — за этим очень забавно наблюдать. Чашу и табуретку у меня сбивали буквально два раза за всю практику.
Я всегда выступаю один, потому что когда я играю с кем-то у меня получается хуже — я подстраиваюсь под человека и теряю себя. У меня появился знакомый, который поздно ночью катается на велосипеде с совой. Он садит ее на меня и мне прекрасно — это сова играет, а не я. Эта сова — уральская неясыть — она перелетела трассу, ее подобрали и принесли к знакомому на работу, теперь она живет у него. Она воспринимает людей как своих. Сова — самый идеальный слушатель.
Многие говорят, что я какой-то философ. Думаю, я такой практикующий философ, потому что мне все интересно попробовать. Как мне что-то рассказать, если я это в жизни не испытал? Все-таки знания и опыт должны быть свои.
Кирилл Мак’Флай, 23 года
Флейта
Место: переходы («Труба», у ТЮЗа, Ленина-Восточная, на Вайнера, у Управления дороги, у ЖД вокзала)
Музыка — это непосредственно вдохновение, это способ расслабиться. Я занимаюсь фолк-музыкой: старинная кельтская, ирландская, шотландская, славянская, скандинавская. На флейте учился играть года три, с небольшими перерывами. В принципе у меня начальное музыкальное образование: 4 класса виолончели, 4 класса баяна.
Однажды я разгуливал со своими друзьями в Харитоновском парке, и у одного из них заиграла песня «Арконы» «Выйду я на волюшку» — славянский фолк-металл. По случаю взял у них флейту поиграть, начал все это подбирать, стало получаться. Играл две-три мелодии, постепенно разучивал и другие. У меня треков 20 наверное, может, дальше больше.
Сейчас я совсем упоролся и еду стопом до Москвы за волынкой. Планирую купить еще одну флейточку — ирландскую вистл. Еще на скрипке хочу себя опробовать. В дальнейшем, если все очень хорошо сложится, возможно, присоединюсь к какой-нибудь группе.
На улицах играю года с 2016-го. В первый раз, когда вышел попробовать, стеснялся и немножко паниковал — у меня боязнь сцены с детства еще. Вышел, бросил рюкзак, начал играть, пальцы немножко тряслись от волнения. Мне начали кидать деньги, и я подумал, что наверное хорошо играю. На улице не так сценобоязненно, как на сцене: выступаешь непринужденно, для себя. Через какое-то время боязнь совсем пропала и сейчас уже как в магазин сходить.
У меня парадокс: я боюсь сцены, но мне нравится, когда меня слушают люди — это говорит о моем уровне. Сейчас я работаю и не могу выделять должное время для репетиций, поэтому репетирую во время игры. Прихожу, разыгрываюсь, становится легче, пальцы сами собой ложатся. Флейта — инструмент капризный, она требует акустики: на улице она звучит весьма тихо, поэтому играю именно по переходам. Обычно часик-два. Самое максимальное — семь часов: был теплый летний день, я выступал на ТЮЗе, у православных как раз шел крестный ход. Им понравилось, что я играю народную музыку, и мне накидали кучу мелочи, больше тысячи. Было прикольно!
Мой друг заметил такой феномен: люди обращают на тебя внимание и кидают деньги не за то, как красиво ты играешь, а за то, как громко. Город, конечно, уже затаскан — много музыкантов расплодилось, это уже не редкость. Здесь [в Трубе] в основном играют «Кино», «Король и шут» — одни и те же песни, один и тот же рацион.
Я играю фолк-темы, но могу поприкалываться и поиграть глэм. Если что-то просят сыграть, играю. Если не могу — играю что-нибудь близкое взамен. Фолк-металл — переделывание старинной народной музыки на современный лад — это шикарно. Таким образом последующие поколения могут познать старинную музыку, которая была в Средневековье.
Во время игры мне представляется природа, а если это боевая музыка, то какие-нибудь драккары или древние войны. Для себя изучаю скандинавскую, кельтскую и славянскую мифологии. Совместно с этим я совсем упоротый ролевик. Ролевое фехтование. Скидываемся по 200 рублей в месяц на командное снаряжение, остальное бесплатно. Конечно, тренировки без синяков не проходят, но все ролевики изначально мазохисты.
О чем мечтаю? О том же о чем и все: в кратчайшие сроки приобрести свое жилье, стать независимым. Мечтаю дальше двигаться по теме музыки, приобрести музыкальные инструменты, освоить их. Возможно, в далеких-далеких мечтах — электрогитара. Опыт игры на улице меня изменил: я был диким социопатом раньше, сейчас я им быть перестал, и это огромнейший плюс.
Плейлист с улицы
IMC подготовил плейлист из музыки, которую слушают и рекомендуют уличные музыканты.
Фото и видео: Марина Молдавская
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.