«Когда пришли результаты, я чуть не умер»

Выпускники, учитель и психолог — о страхах, срывах, приступах из-за ЕГЭ и способах их преодолеть

21 июня, 13:00, 2019г.    Автор: Сабрина Карабаева

Был один из дней того лета, когда я и все одноклассники ждали результатов ЕГЭ. Позвонила подруга: «Ты еще не знаешь?» — воскликнула она. «Что?» — с замиранием сердца спросила я. «Результаты по математике» — внезапно ее голос погрустнел. «Нет… А сколько у меня?» — сказала я. После долгой паузы подруга ответила: «Ну… тебе не хватило одного балла, чтобы сдать». В голове закрутилось слайд-шоу из картинок, похожих на кадры из грустных фильмов: одноклассникам вручают аттестаты, а я стою на улице — по лицу текут слезы и дождь; сверстники поступают в вузы, а я начинаю карьеру дворника в 16 лет; я иду по улице, а родители прижимают к себе детей и пугают: «Это та девочка, которая не сдала ЕГЭ»… Продолжить красочное самобичевание помешал голос подруги: «Поверила что ли? Я пошутила! Ха-ха-ха».

Когда в 16-18 лет ты сдаешь выпускной экзамен, то кажется, что он определяет всю твою будущую жизнь. Груз ответственности может привести к нервным срывам и депрессии, при этом итоговый результат экзамена способна испортить случайность. IMC поговорил с выпускниками разных лет, о том, какие эмоции они переживали перед ЕГЭ, чего больше всего боялись и как советуют справляться со стрессом нынешним старшеклассникам, которые еще продолжают сдавать экзамен до конца июня или уже смотрят с опаской в будущее, которое случится одно лето спустя. Также мы попросили педагога и психолога рассказать, почему ЕГЭ вызывает страх, как с ним справиться и что делать родителям, чтобы помочь ребенку.     

5 историй выпускников: от идеального экзамена до тяжелой депрессии  

Евгений Селезнев, окончил школу в 2014 году

Литературу я сдавал последним предметом. В ней я был уверен больше всего, типа я весь такой ******** [очень] начитанный, сейчас приду и напишу лучше всех. Прихожу. Передо мной кладут бланк, и я довольный вижу, что в тестовой части «Старуха Изергиль», а в сочинении «Двенадцать» Блока. Это были идеальные для меня варианты, я по ним все прорешал. Не могу радости своей скрыть, сияю на всю аудиторию, за пару минут решаю тестовую часть. Остается три часа на сочинение, хватаю черновики — мысль просто льется, эмоции фантастические. У меня получается четыре разворота, начинаю переносить текст на чистовик. Остается час до конца экзамена. Я пишу аккуратно, вывожу каждую букву, чтобы было все понятно, расписываю один разворот и прошу дать мне еще один лист. Мне говорят: «Простите, в аудитории нет, сейчас принесу». Я жду полчаса, ничего не делаю, начинаю паниковать.

Возвращается женщина: «Бланков нет, извините. Перечеркивайте свое сочинение и пишите апелляцию, чтобы пересдать экзамен». Я очень расстраиваюсь, потому что повторить такой же вариант будет невозможно.

Пересдачу ставят через две с половиной недели. Вместо подготовки, я поехал с семьей в Казань отдыхать. Купался в аквапарке и смотрел на всякие тупые статуи. Когда вернулся, то уже ничего не мог делать, у меня было чувство, что я уже все сдал. Находился в апатии. Очнулся за день до экзамена, всю ночь решал КИМы. Пришел на пересдачу, мне дают вариант и там то, чего я больше всего не хотел в своей жизни: «Война и мир» и «Матренин двор». Это просто худшее комбо.

Видимо, я как-то очень энергично начал писать сочинение, потому что мне сказали: «Бланка второго нет, постарайтесь уместить сочинение на этом». Я говорю: «Как?». Женщина отвечает: «Пишите между строк, на полях. Второй раз подать апелляцию вы не сможете». Я пытался втиснуть буквы в каждый квадратик этого бланка, писал до последней минуты, у меня чуть не вырвали листок из рук. В общем, напорол какой-то чуши, получил чуть больше 70 баллов.

Я думаю, что ЕГЭ пугает своей формой проведения. Самая крутая форма экзаменов — творческие испытания в университетах. В школе должно быть что-то простое как зачет — все должны его получить и спокойно гулять. А получается, что экзамены в школе — это запредельный уровень строгости и серьезности. К ним начинают готовить с 7 или 8 класса. Это нагнетание — к тому же в возрасте, когда люди еще толком не знают, чем хотят в жизни заниматься — ни к чему хорошему не приводит.

Тем, кому еще предстоит сдать ЕГЭ, я бы пожелал сделать кучу подсказок, но не нести их на экзамен, чтобы не создавать себе новых стрессовых ситуаций.

Полина Гунба, окончила школу в 2018 году

Я очень сильно боялась экзаменов, потому что именно от них зависело мое поступление в университет. В школе давили. Во-первых, куча домашних заданий по предметам, которые никак не связаны с теми, которые я сдавала. Во-вторых, фразы преподавателей по типу «Ты не сдашь мой предмет никогда в жизни». При этом в классе мы друг другу очень хорошо помогали, а дома мне говорили, что на ЕГЭ жизнь не заканчивается, так что не нужно переживать. Но я все равно хотела, чтобы мои старания были отражены в этих дурацких баллах. Хотя сейчас я понимаю, что эти баллы вообще не показатель моих знаний.

Чем ближе становился ЕГЭ, тем чаще у меня начинались истерики. Я могла зареветь во время выполнения домашки, во время обеда, во время чистки зубов…  Нервы вообще не выдерживали. Думаю, это связано с большим объемом заданий и с паникой перед поступлением — я долго ругалась с мамой по поводу направления.

Перед ЕГЭ по английскому я дала себе установку, что если получу меньше 80 баллов, то забуду про лингвистику и даже документы туда подавать не буду. В итоге английский сдала неплохо, а вот результаты по истории заставили меня рыдать целый день, потому что они были отвратительными — попался ужасный вариант.

Думаю, что проблема ЕГЭ заключается как раз в форме проведения экзамена и отношении преподавателей к нему, превращая проверку знаний в кошмар и лотерею. Если бы нас не пугали этим всю жизнь, то мы бы спокойнее все восприняли. Плюс у меня каждый раз тряслись руки при заполнении бланков, потому что я боялась поставить какую-нибудь точку за пределами рамки бланка.

По-моему, этот экзамен заставляет учеников мыслить шаблонно, в университете нас до сих пор переучивают и говорят, что можно креативить.

Я бы пожелала выпускникам спокойнее относиться к экзаменам, не слушать людей, которые говорят им не сдавать какие-то предметы и давать себе отдыхать.

Марина Говзман, окончила школу в 2010 году

Это был мой первый экзамен, причем сразу очень важный — литература была необходима практически на всех факультетах, куда я хотела пойти. Нас этими экзаменами страшно пугали. Когда я написала ЕГЭ по литературе, вышла из кабинета и подумала: «Фух, господи, вот это жесть, неужели написала». Во дворе перед школой никого не было. Помню, было тепло, солнечно, и цвели яблони. Я села на ступеньки и думаю, дай, закурю.  Выкурила сигарету, и тут как у меня сведет сердце! Несколько минут я не могла сдвинуться с места. Скорую вызывать не стала: посидела некоторое время, потом стало отпускать, и я потихоньку пошла. В течение жизни у меня подобные ситуации еще происходили, но на несколько секунд, не больше. Чтобы это минуты длилось — единственный раз.

Сейчас ЕГЭ мне кажется какой-то дикостью: все эти клише, «автор считает, и я с ним согласна…» и так далее. На этом экзамене вообще не все зависит от тебя: а если машина что-то не так прочтет, а если ее поведет не туда, если что-то еще… То есть я могу думать как угодно гениально, но должна писать по единой форме, к тому же аккуратно. А ведь у многих гениев был дико неразборчивый почерк.

В школе нам постоянно говорили про все это. Я уже не помню, что именно, но сама атмосфера была душная и тягостная. Даже во взрослом возрасте мне несколько раз снилось, как я сдаю ЕГЭ.

Михаил Волокитин, окончил школу в 2014 году

К ЕГЭ я начал готовиться аж за четыре года до экзамена! Особенно основательно года за два. Буквально никуда не ходил, не гулял, расстался с девушкой. Занимался с репетиторами чуть ли не каждый день. Родители на это кучу денег потратили: тысяч восемьдесят за год. Я даже на последний звонок не пошел, потому что заучивал какие-то строчки из стихотворений. Благодаря таким жертвам я чувствовал себя очень уверенно: не волновался, не переживал, перед экзаменом даже фильм посмотрел.

Первым был ЕГЭ по литературе. Он прошел гладко: я решил все за час до конца, перепроверил и ушел. Когда через две недели пришли результаты, я чуть не умер. 63 балла из 100. Я узнал об этом на свадьбе родственников, и всем пришлось вместо того, чтобы поздравлять новобрачных, успокаивать меня. Я чувствовал себя тупее всех на свете. Мама, кажется, думала про меня то же самое. Но при этом настаивала на апелляции.  

На следующий же день приходим в школу, чтобы обсудить результат с завучем, а она говорит: «Не надо подавать апелляцию, главное, что сдал». Я прошу ее показать сканы бланков с ответами, но их не еще не было в школе. В итоге мы не стали обжаловать результаты. Через несколько дней увидели сканы: до экзаменационной комиссии не дошли мои ответы на часть B. От этого и низкий балл. А срок подачи апелляции уже прошел. В итоге мне не хватило десяти баллов, чтобы поступить на бюджет.

Сейчас я понимаю, что никогда не пропущу вечеринку из-за подготовки к экзамену и что всегда буду спорить с кем бы то ни было из-за сомнительных для меня результатов. По крайней мере, пока сам не буду в них на сто процентов уверен.

Екатерина Пономарева, окончила школу в 2018 году

Стресс у меня был и при подготовке, и при сдаче ЕГЭ, но это нормальное состояние. Любая сдача экзаменов — всегда нервы. Однако было две ситуации, которые сильно подкосили мое психическое состояние. За день до сдачи обществознания меня бросил молодой человек. Полвечера я провела в слезах и плохо спала, в итоге своей глупостью угробила экзамен. На ЕГЭ долго не могла сосредоточиться, потеряла час времени, плохо написала эссе и получила низкие баллы.

Вторая ситуация произошла в день, когда я получила результаты по английскому. Нужно сказать, что все учителя относились к нам с пониманием и старались помочь. Единственный преподаватель, от которого не было никакой поддержки — мой учитель по английскому. Мы не прорешали ни одного теста, ни одного пробного по английскому, преподаватель даже забыл день сдачи экзамена. Все ученики, естественно, готовились с репетиторами.

Я не рассчитала на сверхвысокие баллы, но и настолько отвратительные не ожидала получить. Тогда я поняла, что бюджетное место в университете не получу. Я не знала, что делать, весь день провела в панических атаках, хотела что-то сделать с собой… Никогда-никогда даже не думайте о таком! Экзамены — это всего лишь этап, от которого не зависит дальнейшая ваша жизнь. Ваша жизнь зависит именно от вас, все есть и будет возможность получить высшее образование, всегда можно пересдать экзамены!

Преподаватель о том, почему бояться экзамена — это естественно

Екатерина Пирожок, преподаватель СУНЦ и образовательного центра Quant

О естественном страхе

Идея о том, что школьники боятся ЕГЭ — такая же естественная, как то, что студенты боятся сессии, выпускники — ГОСов, а жених с невестой — свадьбы. Это просто какая-то точка невозврата, ответственное дело, результат которого сложно исправить. А испытывать страх или по крайней мере волнение перед ответственным делом — это вроде как нормальная человеческая реакция. Если ребенок готовился, то это не боязнь того, что ты не знаешь, это вот как раз естественная, чисто психологическая реакция.

Дело не конкретно в ЕГЭ, а в том, что, к сожалению, школы, дети, родители и учителя «накручены» всеобщим хайпом, поднимаемым из-за экзамена. Здесь очень много замешано: и показатели школ, и маркетинговые стратегии образовательных центров, и интересы родителей, которые хотят сэкономить на обучении в вузе. Все это давит на ничем не защищенного от этого информационного шума ребенка, которого нужно — на самом деле — просто оставить в покое и дать ему возможность принимать решения и отвечать за них. Вот тогда это не только экзамен, но и хорошая, здоровая школа жизни. А не нездоровый страх за то, что что-то пойдет не так. Да, все может пойти не так. Но тогда уже сложившуюся ситуацию нужно разбирать, а не помещать ребенка, которому и так забот хватает, в ад ежедневными вопросами «А ты готовишься?», «А ты на сколько сдашь?», «А давай наймем репетиторов по 10 часов в неделю по каждому предмету?..».

Не очень хорошо, что представление о подготовке к ЕГЭ — это «натаскивание» на тесты. Во-первых, заданий с вариантом ответа там стало не так уж и много, а во-вторых, я, например, стараюсь своим детям дать больше, чем требует ЕГЭ: учу их писать тексты, даю задания сложнее, чем есть в экзамене, не всегда придерживаюсь только «егэшного» формата. И вот как раз эта практика в том числе помогает снять стресс — ты не зацикливаешь ребенка на одном и том же, а просто интересно рассказываешь о полезных вещах, которые в том числе и для экзамена пригодятся.

В любом случае неотъемлемая часть процесса — девочки в слезах, мальчики в панических атаках, ссоры с родителями, друзьями и учителями. Но это нормально для любого ответственного события — показать свою слабость и свое волнение. Потому что сил не всегда хватает. И времени. Я бы вообще в курс, например, ОБЖ включила тайм-менеджмент и целеполагание и обучение полезному отдыху, потому что это, черт возьми, экономит детям жизненные силы!

О собственном опыте

Когда я училась в школе, то уже попала и в экспериментальную группу ОГЭ (тогда еще ГИА), и ЕГЭ сдавала. Первую половину года я толком ничего не делала, во второй половине читала книжки по предметам, прорешивала тесты из книжек несколько раз в неделю (не очень часто, скажу честно), было какое-то (тогда сравнительно небольшое) количество тестов в интернете и задания в формате ЕГЭ, которые давали школьные учителя. Нельзя сказать, что весь год я переживала. Ближе к экзаменам появился мандраж: я сидела за книгами, пила глицин (по рецепту врача, если что; дети, не занимайтесь самолечением), и только об экзаменах и думала. Очень сильно влияло давление со стороны школы (все должны сдать хорошо) и со стороны одноклассников, которых тоже охватила предэкзаменационная паника, а дальше это все просто собиралось, как снежный ком.

Сейчас этот опыт очень помогает. Я знаю, на что стоит обращать внимание, накопила кучу лайфхаков. Потом, думаю, как-то интуитивно проще перенимать опыт человека, который успешно прошел испытание, а не того, кто никогда этого не делал.

Как вести себя на экзамене

  • Внимательно читать формулировки;

  • грамотно распределять время;

  • не оставлять неотвеченных заданий;

  • аккуратно заполнять бланки. 

Ничего сверхъественного. А бояться или не бояться — тут я посоветовать не могу. У всех индивидуально организм работает: кто-то в стрессе, например, лучше справляется с задачами.

Советы психолога выпускникам и родителям

Анна Исупова, семейный психолог, специалист по работе с детьми и подростками, основатель Семейного центра при Уральском институте гештальта и проекта #ХорошаяШкола

О причинах стресса

Тему ЕГЭ поднимают и дети, и родители. Старшеклассники, ходящие к нам на программы развития личности, в течение учебного года обсуждают эту тему не один и не два раза. Дети остро переживают бессмысленность части заданий и проверку дисциплин тестовым способом. Они испытывают серьезное давление со стороны школы, а многие и со стороны родителей. Все это накладывается на и так непростой возрастной период — кризис подросткового возраста.

Родители, обращающиеся за помощью к психологу по поводу ЕГЭ, задаются вопросом, как помочь ребенку справиться с эмоциональной и умственной нагрузкой и как замотивировать заниматься лучше. Часто родители поддаются тревожным настроениям учителей в школе и начинают преувеличивать значимость экзамена.

Напомню, что смысл подросткового возраста заключается в отделении от родителей, в этот период контакт между детьми и родителями без того напряженный. Высокие ожидания и давление порой приводят к увеличению дистанции и взаимным обидам. Поэтому к нам часто обращаются, когда доверие уже утеряно и нужно каким-то образом восстанавливать отношения, тем самым, кстати, значительно повышая шансы на успешную сдачу экзаменов. Подросток, у которого за спиной крепкий родительский тыл, теплые отношения, не тратит энергию на решение конфликтов и может больше сил уделить подготовке.

Стресс от экзаменов у каждого свой и у каждого основные факторы разные. Для кого-то самое серьезное испытание — оправдать родительские надежды. И тогда не важно — ЕГЭ это или письменный\устный экзамен в университете. Кого- то страх провала сковывает настолько, что сложно сосредоточиться и просто прочитать задание. Кому-то невыносимы досмотры, видеокамеры. Экзамены в любой форме становятся стрессом задолго до самого события. И к моменту сдачи дети обычно имеют уже огромный груз настолько разного стресса, что порой сложно разобраться, что же самое главное.

Разумеется, атмосфера ЕГЭ не может не добавлять трудности. Это сложно: знать, что на тебя всегда смотрят, испытывать ограничения, бояться пошевелиться. Но ребята справлялись бы с этим легко, если бы не было всего остального. И наоборот.

Советы родителям

  • Поддерживать и еще раз поддерживать. Быть опорой и той средой, где встретят с пониманием и теплом. Сохранять и развивать отношения. Это более выигрышная стратегия, чем бросить все силы на получение заветных ста баллов и потом потерять любимого ребенка на долгие годы.

  • Помогать сориентироваться в планах на будущее, спланировать график занятий, найти нужных учителей, учебники, курсы. Все остальное ребенок сделает сам. Это его жизнь, его ответственность и его первое взрослое испытание. Как надо, что будет если и какие ошибки совершают подростки — об этом им каждый день говорят в школе. Нет смысла добавлять еще и дома. Ребенок просто закроется и не будет слушать.

Советы старшеклассникам

  • Конечно, готовиться. Составить план занятий и сделать качественную работу. Не важно, что предмет может быть неинтересным. Ведь выбора сдавать или не сдавать — нет. Поэтому из этой ситуации важно взять пользу для себя: научиться запоминать и систематизировать информацию, планировать свой день, находить и исправлять ошибки, искать недостающих объяснений. Отвечать за свою жизнь. И в будущем это пригодится.

  • Обращаться к взрослым за помощью и поддержкой. Если становится очень трудно, просить родителей найти вам психолога. Обратиться хотя бы к школьному, если такой специалист есть в вашей школе. Не забывать, что вы больше, чем механизм подготовки к ЕГЭ. И даже если случится самое страшное — это никак не показывает, кто вы на самом деле. Результат ЕГЭ никак не определяет личность человека и даже его будущее.

Фото: школьные фотографии - Марина Молдавская / IMC; фотографии героев в школьном возрасте, преподавателя и психолога предоставлены из личных архивов.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: