Соцгород Уралмаша и мраморные мозаики Шефлера

100 лет Баухаусу. Как немецкие архитекторы приехали на Урал и что построили в Свердловске

25 апреля, 12:30, 2019г.    Автор: Полина Экман

Ровно сто лет назад, 25 апреля 1919 года, в немецком городе Веймар была образована Высшая школа строительства и конструирования — «Баухаус». Принципы, сформулированные в этой школе, определили развитие архитектуры в XX веке не только в Германии, но и во всем мире. Следы работы учеников «Баухауса» остались и на Урале.

Что такое Баухаус?

Буквально bauhaus переводится с немецкого как «дом строительства». Немецкий архитектор Вальтер Гропиус основал школу с одной, уникальной для того времени, целью — соединить ремесло и искусство.  Он считал, что в эпоху стремительной индустриализации товары должны быть качественными, массовыми, красивыми, но главное — быть удобными и выполнять все заявленные функции. 

Здание школы Баухаус в Дессау. Проект Вальтера Гропиуса в соавторстве с Адольфом Мейером (строительство совместно с учениками школы), 1925—1926

Преподаватели и ученики «Баухауса» считали декоративные элементы, скрывающие инженерные конструкции лишними, но при этом они изучали влияние цвета, формы и материала на состояние человека. Так, были созданы вещи, которыми мы активно пользуемся до сих пор, например, хромированная посуда, настольная лампа на ножке с переключателем и даже обои под покраску. 

Маргарете Шютте-Лихоцки, вдохновленная идеями немецкой школы создала кухонный гарнитур, который есть в каждой квартире: встроенные модульные секции, где ни сантиметра не пропадает даром. 

Франкфуртская кухня Маргарете Шютте-Лихоцки, 1926–1930 годы

Принципы, разработанные в то время Вальтером Гропиусом и его учениками определили направления развития дизайна и архитектуры.

Как немецкие архитекторы оказались на Урале?

К концу 1920-х годов СССР превратился в большую стройку, но технологии того времени не соответствовали заданному уровню, поэтому были приглашены архитекторы, градостроители и инженеры из зарубежных стран, в том числе и из Германии. Немецкие специалисты, оказавшись в РСФСР, занялись проектированием городов, они создавали новый тип жилья — коммунальное городское поселение, соответствующее новым требованиям комфорта, экономичности и экологичности строительства. Огромные заводы предполагали большое количество рабочих, для них-то и создавали соцгорода немецкие архитекторы. Новый город предполагал доступные для всех удобства, такие как больницы, детские сады и магазины, а также градостроители видели необходимость сплотить рабочих, что способствовало появлению общественных бань, домов культуры и фабрик-кухонь. Именно поэтому в первых домах в квартирах собственных кухонь не было, потому что по задумке, они должны были питаться на таких комбинатах. Но идея оказалась неудачной и не прижилась. Бани же и дома культуры существуют до сих пор. Яркие образцы архитектуры, созданные выходцами из «Баухауса» на рубеже 1920-1930-х годов разбросаны по всему Уралу: их можно увидеть в Перми, Магнитогорске, Челябинске, Орске, Нижнем Тагиле, и, конечно же, в Екатеринбурге.  

Бела Шефлер в Свердловске

Во время первой пятилетки, в 1928 году, началось строительство района Уралмаш. Рядом с заводом запланировали возведение соцгорода — строительство поручили молодому выпускнику Ленинградского архитектурного института, будущему главному архитектору Свердловска Петру Оранскому. Ему досталась задача буквально построить город с нуля — в результате получился план с лучами улиц, сходящимися на площади Первой Пятилетки, а вели они к проходной завода. Проект предусматривал школы, баню, клуб рабочих, детские сады, медпункты, стадион и жилые постройки. К сожалению, эон был реализован лишь частично, но все-таки кое-что сохранилось.

Оранский работал вместе с немецким архитектором Белой Шефлером (на фото). Он был ассистентом бывшего главного архитектора Франкфурта-на-Майне Эрнста Мая, с которым в СССР и заключали договор о найме немецких специалистов. Шефлер работал в Москве, а также преподавал в Высшем архитектурно-строительном институте, а с 1932 года приехал на стройку Уралмаша. 

За все десять лет, что он проработал в тогда еще Свердловске, Шефлер принял участие в проектировании заводоуправления Уралмаша, стадиона «СКБ-Банк Арена» (известный жителям как стадион «Уралмаш»), средней школы № 22 и трех жилых домов по бульвару Культуры. В основном он разрабатывал детали интерьера, индивидуальные черты легко прослеживаются в лестницах этих зданий. 

Немецкий архитектор помогал проектировать и небезызвестную гостиницу «Мадрид». Здание имеет форму скошенного угла, что отсылает нас к европейской архитектуре. Изначально это была довольно аскетичная постройка, которая только впоследствии была декорирована пилястрами и балюстрадой на античный манер. 

Гостиница «Мадрид» в 1940-е

От всех построек Уралмаша здание отличается кирпично-красным цветом, эта краска была разработана в лаборатории «Уралмаша» и получилась невероятно стойкой. Сегодня гостиница ожидает реконструкцию, скоро там откроется Дом дружбы имени Мао. 

Современный вид гостиницы «Мадрид»

Здание ЦК «Орджоникидзевский» или старого ДК, как многие привыкли его называть, было построено полностью по проекту немецкого архитектора. Изначально это должно было быть масштабной фабрикой-кухней, рассчитанной на 10 000 мест, но по завершению строительства уже работали столовые в цехах завода, а ужинать жители Уралмаша привыкли дома. Намного острее ощущалось отсутствие Дома культуры, и вскоре было принято решение реконструировать комплекс. 

Фабрика кухня, или ЦК «Орджоникидзевский» в 1930-е

Так здание ЦК «Орджоникидзевский» выглядит сейчас

Реконструкцией занимался также Бела Шефлер совместно с Петром Оранским. Он же проектировал металлические светильники для созданного концертного зала. Теперь, в 1938 году, бывшая фабрика кухня превратилась в Дворец культуры Уралмашзавода имени Сталина, здесь открылся кабинет профориентации, учебный сектор и лекционный зал, также был создан концертный зал, медпункт и буфет. Часть интерьеров утеряна из-за пожара 2013 года, но мраморные мозаики Белы Шефлера все еще можно увидеть на перилах лестниц. 

Остатки мозаики в ЦК «Орджоникидзевский»

Критика и репрессии

Архитекторам обещали многое, например, зарплату в валюте, хорошие условия, а главное, строительство «нового мира», поэтому многие ехали с мебелью, собаками, вагонами личных вещей. Но обещанного они не получили: зарплату получали в рублях и не такую высокую, специалистам отказывали в чтении книг на родном языке, а чуть позже в журналах стала публиковаться резкая критика в адрес «безобразных коробок» Эрнста Мая (и других специалистов), называли вредным увлечение урбанизмом. Кто-то эмигрировал, а Бела Шефлер в Свердловске женился, поселился в новом доме на улице Красных Борцов. Но в 1937 начинаются преследования, после нескольких арестов его  расстреливают 20 ноября 1942 года на московском полигоне НКВД «Коммунарка». О судьбе его жены и дочерей ничего не известно.

Немецкая школа «Баухаус» подарила нам бесценный опыт, которым архитекторы пользуются и сегодня. Не все немецкие идеи были удачными, но основатель школы вывел главный принцип для архитектуры, градостроительства, дизайна и моды, который актуален и сегодня: необходимо думать о человеке, его комфорте и месте в пространстве.

Источник: «Наследие эксперимента. Из истории архитектурного авангарда на Урале», журнал «Урал» 2011, 6.

Фотографии: здание Вальтера Гропиуса — depositphotos.com; Франкфуртская кухня — Minneapolis Institute of Art; Бела Шефлер — фотография из архивной коллекции Международного Мемориала; архивные фотографии гостиницы «Мадрид» и ЦК «Орджоникидзевский» — архив В. Н. Анфимова и музея УЗТМ; современные фотографии зданий Баухауса в Екатеринбурге — Ирина Зуева и Маша Устинова. 

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: