Искусство на скотобойне и заржавевший красный флаг

Что уральские художники делали в Норвегии, Германии и Испании. Обзор новой выставки «Местные» в ГЦСИ

5 апреля, 10:20, 2019г.    Автор: Анастасия Долгова

В ГЦСИ открылась выставка «Местные. От возможности сделать что-то здесь до возможности открыть в себе что-то», каждая из работ которой была создана не в Екатеринбурге. Экспозиция предваряет V Уральскую индустриальную биеннале и объединяет десять проектов уральских художников, которые были созданы в рамках программ арт-резиденций в различных местах — от столицы Северной Осетии до норвежской деревни. Во время работы над выставкой перед командой ГЦСИ стояла непростая задача: рассказать екатеринбуржцам о произведениях искусства, смыслы которых невозможно полностью понять в отрыве от локального контекста тех мест, где жили и работали художники.  Для работ очень важен окружающий ландшафт, культурная и политическая ситуация того или иного места, его исторический контекст. IMC делится самыми любопытными проектами выставки  и рассказывает о том, как ее создателям удалось передать атмосферу мест, где творили уральские художники.

Переходя из зала в зал, будто оказываешься в различных местах мира, хотя выставка «Местные» — это не отчет о путешествии. Работы художников отражают именно то, что  они провели на «месте» продолжительное время, что помогло им узнать познакомиться с контекстом настолько близко, что зрителю не удастся погрузиться в проект с первого взгляда.

Фотограф Федор Телков приезжал во Владикавказ в течение полутора лет. В своих работах он не только отобразил образ жизни современных осетинов, но и провел параллель с национальным эпосом. Как отметил куратор выставки Артем Антипов, он стремился осмыслить социальный контекст, не близкий нам — в Осетии господствует культ мужественности, что отражается в увлечениях осетин, их татуировках, и даже именах. «Суровые условия жизни природные, политические, культурные, религиозные сформировали особый осетинский характер — тип гордого человека, существование которого — это перманентная борьба за жизнь и свободу» —  описывает свои впечатления фотограф. 

Федор Телков «Алания. Завет/Кровь нартов»

Владимир Абих побывал на арт-резиденции в Выксе в 2018 году. темой резиденции была объявлена «Улица Ленина». Его работа «Там, где нас нет» —  это заржавевший красный флаг, лозунги, потерявшие свое значение. Этот проект также можно назвать сайт-специфичным: «местным» в произведении Абиха выступил материал — сталь, произведенная на Выксунском металлургическом заводе.

Следующий «местный» проект — Insight Сергея Потеряева, созданный в Дрездене. Проект посвящен «расколу» жителей Дрездена, связанному с прибытием в город беженцев. Своими фотографиями Потеряев зафиксировал прибытие новых людей и перемены в обществе изменения в городском ландшафте. На одной из фотографий — забор городка, где живут беженцы. Изменения в социальном ландшафте отображаются через детали: одно из деревьев помечено красной краской, это значит, что его должны спилить, чтобы подвинуть забор, за которым находится лагерь беженцев, еще дальше. такая метка может быть понятна жителям Дрезден, однако для посетителей выставки такая местная особенность требует пояснения. 

Куратор Артем Антипов презентует проект Ingsight Сергея Потеряева

Алиса Горшенина побывала в арт-резиденции на ферме на ферме Søndre Green в норвежской деревне Норезунд. В резиденцию художница приехала без плана и месяц занималась тем, что трансформировала пространство вокруг, создавая различные текстильные объекты в форме частей тела. в результате получилась почти анатомическая комната, которая, как отметил художница, регистрировала изменения ее внутреннего состояния.«Фиксируя все свои состояния за этот месяц, я, наконец, нашла ответ на главный вопрос, прозвучавший в самом начале резиденции. Мне стало понятно: место, в котором я живу, совсем не влияет на меня; все зависит от человека, а не от окружающей его среды» —  к такому выводу пришла художница, отправившаяся за четыре тысячи километров от Екатеринбурга. 

Резиденция, в которой побывала художница Саша Салтанова — это бывшая скотобойня в Мадриде. Ее в проект «Ожидание» входит реди-мейд объект — сложенные стулья местных кафе, которые ждут начала летнего сезона. Другой объект также связан с темой кафе: на поверхность стола проектируется изображение постепенно раскрывающегося веера, на котором она написала строки из стихотворений Федерико Гарсиа Лорки. она вдохновилась найденным объектом: однажды в руки художнице попал веер, на створках которого написаны поздравления с 18-летием. «В сюжете стихотворения поэт наблюдает, как на фоне пейзажа мимо него неспешно проходит одинокий пастух. Лорка разворачивает красоту пейзажа перед читателем постепенно, этот ритм повторяется в медленном движении веера» — написала художница.

Выставка «Местные» продлится до 8 мая. В ее рамках пройдет несколько лекций, в том числе перед екатеринбуржцами выступят художники, которые приедут на Урал в рамках программы арт-резиденций V Уральской индустриальной биеннале современного искусства.

Фото: Анастасия Долгова / IMC; Ксения Смирнова / ГЦСИ

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: