Доска «Спорт», свердловские райдеры и «Иннопром»

Как делают скейтборды на Урале: от «скейтостроения» УЗТМ в 80-х до современного производства

19 февраля, 15:23, 2019г.    Автор: Алена Зольничкова

Сорок лет назад в Свердловске уже были свои райдеры и собственное производство скейтбордов. Можно подумать, что где-нибудь в гараже, но нет — доски выпускали на «Уралмашзаводе», для этого существовал отдельный цех. Сейчас первые уральские скейты хранятся в Музее истории УЗТМ. IMC пообщался с научным сотрудником музея Сергеем Степановичем Агеевым о том, как и почему на заводе вдруг начали делать скейтборды, и узнал, существует ли на Урале производство досок сегодня.

Первые уральские доски, «Ёбург» и райдеры у ДК

Уже в момент запуска УЗТМ в 1933 году, несмотря на изначальную ориентацию завода на оборудование для металлургии и промышленности, в цехах производили товары для народа. Это были топоры, пилы, грабли и другие инструменты, которые выпускались не только для заводчан, но и на продажу.

Сергей Степанович вспоминает, что производство постоянно расширялось. Когда появились заводские бараки, на заводе стали делать панцирные кровати, а в войну из отходов дефицитного алюминия изготавливали посуду. Примерно в 1958 году производство народных товаров полностью прекратилось, но ненадолго.

Научный сотрудник музея УЗТМ Сергей Степанович Агеев

В 60-е возник дисбаланс: у людей были деньги, но покупать на них нечего — полки магазинов пустые, товаров нет. Тогда ЦК КПСС и Совет министров СССР выпустили постановление о том, чтобы каждый завод организовал производство товаров для народа. В УЗТМ построили два цеха: в одном делали мебель, в другом — стиральные машины «Малютка» и мелкие товары (складные столы и стулья «Турист», сувениры и прочее). И вот именно во втором цехе в 80-х годах начали собирать первые на Урале скейтборды.

«Был у нас начальник производства товаров народного потребления — Афанасьев. Большой поклонник выпуска разных спортивных снарядов, энтузиаст. Начинали с гантелей, еще был спортивный диск „Здоровье“, а потом он освоил производство скейтбордов. Афанасьев говорил, что его сын катается у ДК Уралмаш. Там спуск был подходящий, где молодежь собиралась», — рассказывает Сергей Степанович.

Об этом месте сбора свердловских скейтеров писатель Алексей Иванов рассказывал в книге «Ёбург»: «Первые экстремалы-скейтбордисты тренировались на пандусе Дворца культуры „Уралмашзавода“, причем скейтборды по схемам из журнала „Юный техник“ тайком на работе изготовляли мастера-самородки экспериментального цеха Уралмаша».

Но, по словам Сергея Степановича, сборка досок роликовых «Спорт» была производственной. «Не знаю, где проект взяли, а, может, сами спроектировали. Это было где-то в начале 80-х, года с 82-83-го их выпуск производился. Отдельной линии не было. Разве будут линию делать ради такого? Их выпустили-то несколько тысяч штук, наверняка на коленке все делалось. Если бы не желание Афанасьева делать именно спортивные товары — наверное бы их вообще не выпускали».

Наряду с производством скейтбордов на «Уралмашзаводе», подобные цеха открывались во многих регионах СССР — в Прибалтике, Казахстане, Украине, Беларуси. Скейт-движение стало популярным в Ленинграде, Москве, Ялте, Риге и других крупных городах.

УЗТМ— гигант тяжелого машиностроения, и такие товары были для него мелочевкой. Спрос на доски не рос, дохода они не приносили, поэтому со временем выпуск свердловских скейтбордов прекратился.

Первая уральская роликовая доска «Спорт»

Сравним: доски «Спорт» и Unlocalboards

Чтобы понять, насколько доска была пригодна для катания, мы попросили эксперта сравнить конструкцию уралмашевского и современного скейтбордов. Экспертизу провел Евгений Арсеньев — мастер скейтборд-производства и основатель экс-уральского бренда Unlocalboards, который теперь базируется в Сочи.

Колеса

На «Спорте» колеса изготовлены из полиуретана, они довольно жесткие и не способствуют плавному ходу. По словам Сергея Степановича, главная загвоздка конструкции в амортизаторе. Когда его научились изготавливать, тогда и открылось производство. Сейчас колеса уже почти не крутятся, но доска сделана «на века», ничего не «люфтит» и не болтается.

Евгений Арсеньев: «Сегодня колеса тоже изготавливают из полиуретана.  Форма и размеры бывают разные: от маленьких скейтборд-колес для парка до больших для даунхилла (скоростное катание на лонгборде по горным спускам — прим. ред.). В советских колесах не хватало достаточного наката. Думаю, в совокупности с подшипниками этот показатель был гораздо ниже импортных аналогов. Важный элемент подвески — амортизатор (бушинг) — также изготавливается из полиуретана и влияет на отзывчивость и маневренность подвески. Бушинги бывают разной формы и разной жесткости и подбираются под вес каждого райдера».

Гриптейп (шкурка)

Антискользящая поверхность — по сути наждачка, которая помогает устойчиво стоять на доске. Судя по всему, на советские скейты отдельно наносился клей, а поверх него смесь корунда и магнетита, или наждак.

Евгений: «Сейчас это самоклеящаяся лента, по своему виду и свойствам похожая на наждачную бумагу. Наклеивается на деку. Благодаря шкурке, ноги не соскальзывают во время катания, что и позволяет выполнять трюки».

Шейп (форма) и материал деки

Неизвестно, как именно и из чего изготавливался скейтборд УЗТМ. По ощущениям и весу можно сделать вывод, что из цельного куска фанеры. Даже в руках его тяжело держать, потому что подвеску крепят очень массивные и крупные болты. Об этом Сергей Степанович шутит: «Когда нас упрекают в монументальности, мы всегда отвечаем, что мы завод тяжелого машиностроения».

Сегодня дека состоит из нескольких тонких слоев дерева, прочно склеенных в пресс-форме.

Евгений: «Советский скейт „Спорт“ был полностью плоский. Это не способствует хорошей управляемости и трюкам тем более. Дополнительная полоска фанеры под подвесками служила, видимо, усилением прочности доски и увеличением веса. В наше время для скейтбордов используют клен и березу, для лонгбордов — еще и бамбук. Плюс применяют различные композитные материалы (карбон, стеклоткань), эпоксидные смолы. Прогресс не стоит на месте и всегда появляются новые вариации сочетаний дерева и композитов. Доски становятся легче и прочнее».

Сам Евгений впервые встал на доску в детстве. У старшего брата был советский скейт, похожий на «Спорт». В родном Трехгорном (Челябинская область) парни катались на нем с горки, но скорость он развивал не высокую и было вполне комфортно.

Производство уральских скейтов сегодня

Сейчас в Екатеринбурге производства скейтов нет. Артем Зотов, участник скейтборд-команды Grill Brothers и тренер первой в Екатеринбурге школы по скейтбордингу, рассказывает: «Доски в городе никто не делает. Есть местные компании, которые продают скейты, но везут в основном из Китая. Производство обычно находится там».

Хотя три года назад на «Иннопроме» представили уральскую разработку сверлильного станка для производства скейтбордов. Проект придумал выпускник УрГАХУ Антон Балакин, это была его дипломная работа, и она получила  приз в номинации «Предметный дизайн» в рамках Форума промышленного дизайна Global Industrial Design.

«Стояла задача поработать именно над нестандартным, специализированным объектом, — рассказал IMC Антон. — Я смотрел разные виды станков и нашел несколько видео, где сверлят сразу по 8 отверстий в доске. Это характерно для серийного производства, а в гаражных мастерских все используют обычную дрель. Вот здесь как раз была попытка сделать станок для маленьких мастерских, который повысит скорость и точность, но при этом он компактный и сохраняет дух кастомного производства, ручного труда». 

Как говорит дизайнер, его станок — это концепт, он не пошел в производство. Поэтому пока в городе по-прежнему нет своего бренда досок. Возможно, пример УЗТМ смотивирует мастеров и инвесторов, как минимум одна качественная скейт-площадка для теста в городе уже имеется. 

Фото: Марина Молдавская, Unlocalboards, 1723.ru, книга Екатерины Кулиничевой «Кроссовки. Культурная биография спортивной обуви». Рендер станка предоставлен Антоном Балакиным

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: