В творческой точке «Гутенберг» в «Главном Проспекте» накануне открылась новая выставка молодых художников-графиков «Молодость простит». Обозреватель IMC и ведущая телеграм-канала «Е-катарсис» о культурных событиях Екатеринбурга Анна Филосян побывала на открытии и рассказывает, что такое экслибрис, зачем художнику сухая игла и как можно стать моложе, побывав на новой выставке.
Как поется в одноименной песне «СБПЧ», «молодость всё простит — тысячи глупых обид, ты попал под наш бит». Под бит Кирилла Бородина — известного художника и идейного вдохновителя «Гутенберга» — попало несколько десятков художников и более 100 работ, из которых специальная комиссия отобрала 30 лучших. В комиссию кроме Кирилла входили художник-график Виктор Корьякин, искусствовед Ирина Кудрявцева из Екатеринбургского музея изобразительных искусств (ЕМИИ) и два художника и преподавателя Руслан Фатхисламов и Николай Моргунов.
Цель выставки — дать возможность высказаться молодым художникам, у которых мало опыта, но много классных идей и необычных воплощений. Некоторые из них совсем еще зеленые — студенты или недавние выпускники. На вернисаже «Гутенберг», к слову, тоже наполнился зелеными растениями, пил ядовито-зеленый тархун под живое соло барабанщика, как самую молодую музыку из всех возможных. А на черной стене, после только что закрывшейся выставки Ромы Бантика, зияла огромная белая каллиграфия.
«Самое удивительное в этой выставке — география. Мы кинули клич в инстаграме за месяц до события, и получили отклики со всей страны, от Санкт-Петербурга до Красноярска. В результате получился актуальный срез того, что происходит в молодой российской печатной графике», — рассказывает Кирилл Бородин.
Помимо обширной географии выставка дает представление о многообразии существующих техник печатной графики — от всем известных офорта и линогравюры до сложной техники продольной ксилографии (известная на всю страну красноярская школа) и относительно недавно изобретенной гравюры на пластике. Принцип выполнения гравюры на пластике — ее еще называют «сухая игла» — основан не на травлении, а на процарапывании острием твердой иглы штрихов на поверхности пластиковой доски. Полученный пластик с изображением представляет собой форму глубокой печати: на него валиком накатывают типографскую краску и печатают на станке.
Как всегда бывает на коллективных выставках, собрание довольно эклектично, но это доброкачественная эклектика, в прямом смысле расширяющая сознание. Здесь и работы совсем начинающих екатеринбургских художников, можно сказать, печатный наив, и более продвинутые представители известной нижнетагильской школы. Несколько художников из Красноярска и Питера — очень высокого уровня, их работы отличаются сформировавшимся стилем и отточенной техникой. Особо выделается вселенная мутантов Дмитрия Другакова — то ли хтонические люди-деревья, то ли инопланетные гуманоиды с рандомно перепутанными конечностями, от разглядывания которых трудно оторваться.
Питерцы, кстати, готовы делиться опытом на мастер-классах и персональных выставках, и Кирилл сейчас пытается решить вопрос финансирования этих привозов. К слову, «Молодость простит» проводится на голом энтузиазме создателя «Гутенберга» и его единомышленников, без каких-либо вложений со стороны спонсоров или государственных культурных институций. Единственная помощь — площадка, предоставленная международным центром искусств «Главный Проспект» Олега Гусева.
Часть работ на выставке посвящена экслибрису. Экслибрис — личный знак владельца книги, он обычно содержит имя, фамилию и рисунок, образно говорящий об интересах или составе библиотеки владельца. Это своеобразная и полузабытая сегодня предыстория культуры тегов и стикеров уличных художников. Экслибрис проставляется в виде печати или наклеивается на книгу, чаще всего на левый форзац. Мода на чтение бумажной книги возвращается, а книжка с собственной печатью — предмет более осознанного и бережного отношения ее владельца к своей библиотеке. Следующая инициатива Кирилла Бородина — образовательная программа для художников-графиков, выставка экслибриса и мастер-классы с художниками-каллиграфами по созданию экслибрисов.
«Для большинства людей экслибрис звучит как какое-то заклинание. Между тем это аристократичная традиция, способ самоидентификации домашней библиотеки и метод возвращения культуры чтения и коллекционирования бумажной книги», — подчеркивает Кирилл Бородин.
Активная позиция и слегка утопические идеалы Кирилла Бородина очень импонируют: придя в «Гутенберг», словно попадаешь в теплые гости, где можно обсудить глобальные тренды и всякие пустяки, напечатать крутой принт на футболке и зарядиться неиссякающим оптимизмом.
Выставка «Молодость простит» открыта с 8 февраля до 5 марта в творческой точке «Гутенберг» на проспекте Ленина, 8.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.