Отправить за 30 секунд

Теория и практика: как работают нововведения на «Почте России». Эксперимент IMC

7 февраля, 15:16, 2019г.    Автор: Сабрина Карабаева

Последний год «Почта России» активно внедряет нововведения: все больше услуг можно получить онлайн. Например, в отделениях почты в Екатеринбурге и области можно отправить посылку за 30 секунд, если заранее заполнить информационный бланк на сайте pochta.ru. Корреспондент IMC поговорила с сотрудниками «Почты России» о том, какими новыми услугами могут пользоваться екатеринбуржцы, и провела эксперимент, проверив слова на деле.

«Вы даже не поймете, что мы так быстро это сделали»

Главпочтамт: учимся отправлять посылку за 30 секунд

В Главпочтамте мы встречаемся сразу с двумя представителями «Почты России» — пресс-секретарем Анной Первушиной и заместителем директора по посылочному бизнесу и экспресс-доставке Владимиром Куковякиным.

Владимир демонстрирует, как нужно заполнять анкету на сайте почты, чтобы пользователю осталось только прийти и без очереди отдать посылку оператору.

— Личный кабинет появился у нас примерно 1,5 года назад, — вспоминает Владимир. — Вместе с ним запустилось и приложение «Почты России», где можно увидеть все, что я отправлял или получал. Оно есть как на Android, так и на iOS. Его скачали порядка семи миллионов раз.

— На почте все меняется в сторону цифровизации, мы переносим оказание услуг в онлайн-пространство, — добавляет Анна. 

— У нас очень активная молодежь, — кивает Владимир. — Во-первых, это люди, которые занимаются предпринимательской деятельностью. Хенд-мейдом, например. Что-то связал, смастерил, нарисовал — и продал в Инстаграме. Дальше нужно это как-то отправить.

На сайте есть два варианта: оплатить посылку онлайн или сделать это в почтовом отделении.

Чтобы показать, что обещанные 30 секунд — это реальность, приготовлены две посылки, которые при нас отправит Владимир. Одну из них он оплачивает на сайте, для другой только заполняет бланк.

— Вы даже не поймете, что мы так быстро это сделали. По сути, я сейчас подойду, отдам оператору посылку, задержу руки, чтобы вы могли сфотографировать — и все! Оператор посмотрит на нее и скажет: «Спасибо, до свидания», — говорит Владимир о первой посылке. — Со вторым отправлением будет чуть подольше, потому что я должен буду взять талон электронной очереди, подойти к оператору, попросить распечатать адресный ярлык, взвесить отправление и оплатить. В первом случае реально 30 секунд, во втором — минута.

В онлайн-анкете один из вопросов — вес посылки. Как рассказал Владимир, взвешивать ее не надо, достаточно указать приблизительную тяжесть. Если пользователь заранее оплачивает посылку картой, то после того, как он ее отдаст оператору и она будет обработана, на карту либо вернется часть денег (если был указан слишком большой вес), либо, наоборот, без предупреждения спишется.

Когда анкета заполнена, система предлагает распечатать бланк. Но, как сказали Анна и Владимир, это делать необязательно — достаточно показать оператору штрих-код или трек-номер отправления.

«Ничему не обучили, как эту посылку принимать?»

Районная почта: тестируем нововведение в старом отделении 

Часть этого материала — эксперимент. Мы решили самостоятельно проверить, как действует услуга предоплаченного отправления и реально ли за 30 секунд отправить посылку в любом отделении связи города. Едем в отдаленный район Екатеринбурга. По пути регистрируюсь на сайте, заполняю данные о посылке и оплачиваю ее картой. Иду, естественно, по самому простому пути и не распечатываю бланк.

Заходим в первое попавшееся отделение. Оно не из тех, что были недавно модернизированы, здесь, например, нет ни автомата электронной очереди, ни ремонта. Зато есть ажиотаж: в очереди стоят несколько человек. За прилавком сидят две девушки, у одной из них табличка «Окно не работает». Становлюсь в очередь. Невольно слушаю близкий каждому разговор сотрудниц.

— Я уж даже как-то стала замечать за собой: вот когда устаешь — лень работать становится. Приходишь на работу — день тянется. Вообще. Очень долго он тянется. А когда ты с хорошим настроением встала, то быстренько. Реально. Это как-то спокойнее, чем когда ты на таком негативе идешь, — говорит одна.

— Ну, это всегда так, — вздыхает другая.

На почту вбегает женщина.

— У вас можно факс отправить?

Девушки мотают головой.

— Точно? — спрашивает женщина.

— Точно, он у нас уже год не работает, — говорит одна из сотрудниц.

Женщина уходит. Решаюсь привлечь к себе внимание.

— Извините, а у вас действует такая функция — посылка, оплаченная онлайн?

— Ну да, — отвечает первая и с испугом спрашивает. — У вас такая штука сейчас?

— Да.

— Ты принимала такое? — обращается она к коллеге.

— Неа.

— А я же, кажется, могу пройти без очереди? — спрашиваю.  

— Да, — обе кивают.

Продолжаю стоять в очереди.

— А если один человек работает, значит, мне все-таки надо ждать? — на всякий случай уточняю я.

— Если работать некому, конечно.

Наконец, все посетители передо мной уходят. Засекаю время. Показываю номер отправления. Возникает длинная пауза. На компьютере, за которым сидит девушка, явно что-то происходит, но я слышу только ее обрывочные комментарии:

— Что это вообще? «С карты клиента будет списано…». Че-то не то.

— Я уже оплатила посылку, — предупреждаю.

Все в замешательстве.

— Он бабки у тебя просит, — резюмирует вторая сотрудница.

— Вот ничему не обучили, как сейчас эту посылку принимать, я даже не знаю, — говорит первая. — Ну и чё дальше?

— Ничего хорошего, — снова подытоживает подруга.

За мной уже скапливается очередь. Люди безропотно молчат, но одна женщина все-таки не выдерживает:

— Можно мне посылку отправить?

— Подождите! Видите, мы с клиентом работаем? — ответили девушки.

В итоге у одной из них получается распечатать бланк, который я заполнила онлайн, правда, он оказывается пустым. Но проблема не в этом: система продолжает просить оплатить посылку. Сотрудницы советуют идти на Главпочтамт, где услуга точно должна работать. Смотрю на секундомер — 17 минут.

Несмотря на то, что посылку отправить не удалось, обе девушки искренне постарались помочь и разобраться с нововведением, которое пока не пользуется спросом в этом районе.

Проходим без очереди

Главпочтамт: как должно быть на самом деле

На Главпочтамте все работает иначе. Спускаемся из офиса вниз, в почтовое отделение. Владимир с первой оплаченной посылкой подходит к специальному окну — «без очереди». Отправка занимает одну минуту. Потом он берет номер электронной очереди и его номер сразу же называют. Как и предупреждал молодой человек, здесь отправление чуть дольше — две минуты, так как посылку еще нужно оплатить.

По словам Анны и Владимира, отправить посылку так же быстро можно в любом почтовом отделении Екатеринбурга и области.

— Для чего мы это все делаем, — объясняет Владимир. —  Чем меньше клиент находится в окне, тем больше клиентов в этом окне мы можем обслужить, и тем меньше людей скапливается в залах «Почты России».

Это нововведение не единственное  на «Почте России» за последний год. Например, отправить посылку можно в любом отделении независимо от адреса отправителя. Если же пользователь проходит мимо отделения, где его ждет посылка, и у него установлено приложение, то оно напомнит ему, что нужно зайти на почту. 

Также появилась функция электронной подписи. Сделать ее можно либо в отделении связи, либо дома на сайте «Почты России» или через портал «Госуслуги», если пользователь на нем зарегистрирован.

— Вы заполняете все данные, один раз приходите в отделение с паспортом, вашу личность идентифицируют, вы расписываетесь на анкете. Больше вам носить с собой паспорт не нужно, — поясняет Владимир.

Электронная подпись действует на все виды отправлений, кроме наложенного платежа — тогда в любом случае нужно будет прийти с паспортом.

Еще одно изменение: оплатить пошлину за покупки в иностранных интернет-магазинах можно онлайн. «Почта России» предоставит Федеральной таможенной службе информацию о международном отправлении, а также персональные данные покупателя.

— Посылка идет на территорию России с оплаченной пошлиной, поэтому она быстро проходит все необходимые инстанции.

Также «Почта России» уже сейчас уменьшила контрольные сроки доставки между ближайшими крупными городами — Тюменью, Пермью, Уфой, Курганом и Челябинском.

— Если я сегодня принял отправление в Екатеринбурге, то пользователь на следующий день получит его у себя в городе, — добавляет Владимир. — Это стало возможным благодаря пересмотру логистических схем, оптимизации маршрутов доставки почты.

Для чистоты эксперимента

Вторая районная почта: пробуем отправить посылку еще раз

Идем еще на одну почту, чтобы подтвердить или опровергнуть наш первый эксперимент с районной почтой. Это отделение с первым не сравнится — просторное, отремонтированное, работает несколько окон. На номер почтового отправления сотрудница реагирует как на что-то обыденное.  

— Оплачено онлайн? — деловито спрашивает она.

— Да, — отвечаю.

— Сейчас распечатаю бланк, — говорит девушка.

Но у нее почему-то не получается.

— Он мне не дает квитанцию распечатать, — удивленно говорит она и зовет на помощь коллег.

У компьютера стоят три человека.  

— Я скачала бланк на телефон, — говорю девушкам.

Это предложение запускает парад идей. Сначала мой телефон подключают к компьютеру, пытаясь скопировать бланк оттуда. Но не получается.

— О, фотографии, — говорит одна из сотрудниц, видимо, зайдя в одноименную папку. Пытаюсь вспомнить, какие снимки были последними.

Документ в множестве папок не находится. Предлагаю переслать бланк на электронную почту кого-то из сотрудников, но, оказывается, у них корпоративная почта и этого нельзя сделать. Еще вариант — сказать пароль от аккаунта на сайте «Почты России» и скачать бланк оттуда. Но девушки его не одобряют. Мозговой штурм продолжается. Мне пытаются помочь уже пять сотрудников.

В итоге одна предлагает:

— Отправьте по Bluetooth!

И сама же выполняет задуманное: берет мой телефон и шлет файл на телефон коллеге. Теперь уже другой телефон подключают к компьютеру и скачивают файл. На этом приключения завернутой в пакет книжки заканчиваются. На секундомере — 15 минут.

Попрощавшись, краем уха слышу, как девушка, взвешивая пакет, назвала вес. Он оказался больше, чем я написала в анкете. Но ни в течение нескольких часов, ни на следующий день деньги с карты не списались. Более того — они почему-то в полном размере вернулись.

Посылка из Главпочтамта и моя из районного отделения были отправлены на один адрес в один день. В итоге первая на третий день уже дошла, и домой даже принесли извещение, вторая пока где-то плутает. Для того, чтобы отправить первую, ушла минута, чтобы разобраться со второй — часа полтора с учетом брожения от одного отделения связи до другого.

Новые услуги, кажется, внедряются постепенно и пока все-таки не во всех отделениях можно без проблем ими воспользоваться. Но сотрудники почты, как в первом, так и во втором случае готовы работать с посетителем, который решил опробовать новые технологии.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: