Читать под бит

Рецензия от IMC и «Республики*»: музыка, хвастовство и поп-культура в «Энциклопедии рэпа»

25 января, 15:30, 2019г.    Автор: Вячеслав Солдатов

В самом начале 2019 года в издательстве «Эксмо» вышла книга «Энциклопедия рэпа. Год за годом». Ординарное название скрывает за обложкой бестселлер The New York Times, одну из лучших книг о музыке по версии журнала Billboard, начиненную хулиганистой инфографикой и олдскульными иллюстрациями. Автор It’s My City прочитал ее и рассказывает, чем она заинтересует искушенного рэп-меломана и почему может понравиться людям, совсем не близким к этому жанру.

Это не совсем энциклопедия. Книга американского журналиста Шиа Серрано, изданная в 2015, хоть и переведена на русский как энциклопедия, но таковой вряд ли является. В оригинале ее название такое: «The Rap Year Book. The most important rap song from every year since 1979, discussed, debated, and deconstructed» (в переводе «Рэп-альманах. Самые важные, спорные, обсуждаемые рэп-песни, начиная с 1979 года»). В ней вы не найдете подробного описания элементов, структуры и структуры рэп-музыки — того научного и систематизированного подхода, что отличает энциклопедии от других книг. Вместо этого автор отправляется на тридцать лет назад, чтобы с каждой новой песней показывать развитие не только рэпа, но и поп-культуры в целом.

Книгу написал Шиа Серрано, писатель, журналист, а в прошлом учитель из Техаса. Автор текстов для ресурсов о спорте и поп-культуре The Ringer и Grantland, он становится широко известным во второй половине 2000-х, рассказывая о родном южном хип-хопе (главы «Энциклопедии», посвященные этому, написаны с особенной иронией, но при этом и с теплотой). Его формат — авторский текст, настоянный на субъективных воспоминаниях, вырастающий из вороха книг, фильмов и песен. Отсюда и подчеркнутое личное отношение: впечатления от многих песен начинаются с того момента, когда Шиа впервые услышал трек и что потом происходило. Эта легкость часто заканчивается заумными отсылками и бомбардировкой именами в снисходительном тоне.  Впрочем, это же заставляет пользоваться поисковиком и YouTube, поэтому книга и правда превращается в многомерный энциклопедический текст.

Для каждого года автор выделяет свою важную песню — и это основополагающий элемент книги. По мнению Серрано, «важная» не означает «лучшая», а лучшая далеко не всегда равносильна «важной». И тут же пример — «Jesus Walks» Канье Уэста– хит 2004 года, но не привнесший ничего в жанр. «Важная» песня должна отражать музыкальные новации (как у Afrika Bambaataa), быть громким высказыванием (как Run-D.M.C.) и показывать качественные изменения в рэпе как индустрии (как у Jay-Z). Кстати, в каждой главе соавторы книги дают свой вариант «важной» песни, тщательно обосновывая выбор. 

Здесь есть место главным именам рэпа, но найдутся и сравнительно неизвестные имена. Энциклопедия начинается с первой официально записанной рэп-песни Sugarhill Gang «Rapper’s Delight», в ряду бесспорных хитов далее идут и «The Message» Grandmaster Flash & The Furious Five, и «Straight Outta Compton» N.W.A., и «C.R.E.A.M.» Wu-Tang Clan, и «My Name Is» Eminem, и далее по списку. 

Слушайте Rapper's DelightThe Sugarhill Gang на Яндекс.Музыке
Слушайте The MessageGrandmaster Flash на Яндекс.Музыке
Слушайте Straight Outta ComptonN.W.A на Яндекс.Музыке
Слушайте C.R.E.A.M. (Cash Rules Everything Around Me)Wu-Tang Clan на Яндекс.Музыке
Слушайте My Name IsEminem на Яндекс.Музыке

А среди них узнаешь о мрачнейшем гангста-рэпе Geto Boys, редкой для рэпа 90-х мягкой лирике A Tribe Called Quest или хьюстонском уличном безумии Mike Jones. Тут авторская эрудиция раскрывается по полной, и если с Эминемом все вроде бы понятно, то о группе UGK (тоже техасской, кстати) многие узнают впервые.

Слушайте Mind Playing Tricks On MeGeto Boys на Яндекс.Музыке
Слушайте Jazz (We've Got)A Tribe Called Quest на Яндекс.Музыке
Слушайте Still Tippin'Mike Jones на Яндекс.Музыке

Шиа Серрано не замыкается только на музыке или на образах артистов. Широкий культурный контекст в тексте простирается от сравнения роли музыкальных носителей и форматов (синглы, альбомы, клипы, микстейпы, интернет) до важных событий, произведений и персонажей поп-культуры того или иного времени. Тут много если не любопытного, то точно остроумного отыщут для себя любители сериалов «Друзья» и «Прослушка», фильма «Дрянные девчонки» или «Бэтмен». И это встраивание также делает вроде бы «не-энциклопедию» книгой с многочисленными культурными отсылками.

Графика «Энциклопедии рэпа» посмеивается над научностью и рисует свой портрет рэп-героев. Притягивающие взгляд иллюстрации — дело рук художника Артуро Торреса, который отсылает то к комиксам, то к зарисовкам из американского суда. К слову, Торрес оформлял и другую книгу Серрано: «Баскетбол (и другие вещи)» — своеобразную фанатскую баскетбольную историю США. Лапидарные и часто монохромные фигурки смягчают яркость эпитетов и образов автора, а не всегда понятные схемы и «карты стиля» (графические изображения песни на таймлайне) превращают иллюстрации и в головоломку, и в ничем не уступающую тексту часть книги. Такую же информативную, немного запутанную и порой странную.

Несмотря на четко расчерченное повествование, главы в книге совсем не ровные. И неудивительно — если обзоры песен 25-30-летней давности дают историческую дистанцию для более объективной оценки, то, например, последние статьи «Энциклопедии» читаются не так доказательно. В самом деле, классические треки 1980-х гораздо легче признать «важными», чем хиты конца 2010-х, ведь кажется, что для этого вроде бы не пришло время. Да и само развитие рэпа не было поступательным, так что кому-то главы о 1990-х могут показаться жутко занятными, а тексты о более позднем (или раннем) времени — заполнением объема.

Это серьезная книга, пусть и субъективная, ироничная и заразительно несерьезная. «Энциклопедия» рассказывает, как из локальной музыки городских кварталов рэп становился мировым явлением. Сначала Ice-T пел, какой он крутой в квартале, а после Jay-Z и Kanye West декларировали то же самое, но уже в пределах всей планеты.  Кстати, предисловие к книге написал сам Ice-T. «Рэп будет развиваться всегда. Нынешнее состояние жанра — это очередная ступень, на которой все мы сейчас находимся. Он непременно выльется во что-то другое, а оно, в свою очередь, во что-то третье. Рэп будет всегда. Но я не знаю, к чему он движется. Вероятно, и в 1979 году никто не знал, что произойдет с жанром в 1986-м». Одним словом, включаем бит и читаем.

Книгу можно приобрести в книжных магазинах «Республика*» в универмаге Bolshoy (ул. Малышева, 71) и ТЦ «Мега» (ул. Металлургов, 87). 

Партнерский материал

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: