«Каждый может рассказывать свои истории»

Екатерина Кронгауз — о том, что такое подкаст и как его делать

15 января, 14:40, 2019г.    Автор: Таня Морозова

На днях Екатеринбург посетила журналист и ведущая подкастов Екатерина Кронгауз. В рамках околомузыкального лектория «Старого Нового Рока» она рассказала о том, как и зачем стоит начать делать подкасты, что в них ритуального и почему это история о полной свободе. It’s My City публикует главные тезисы лекции. 

Подкаст — это звуковой вид блогинга. Подкастинг — процесс создания и распространения подкастов в Интернете на определенную тему. Слово «подкаст» появилось и вошло в обиход 13 лет назад в Америке, и придумал его некий Адам Кэрри. Идея заинтересовала компанию Apple и она использовала ее в iTunes.

«Я проповедник подкастов, считаю, что это классный жанр, в котором каждый может рассказывать свои истории, — заявляет Кронгауз. — У нас он [подкастинг] находится на самом приятном радиостарте, когда „поляна“ еще пустая и все могут этим воспользоваться».

Екатерина начала заниматься подкастингом с проектов «Медузы» — «Дело случая» (подкаст об изучение этики в современном мире), и «Как жить» (споры о жизни). Сейчас Кронгауз вместе с главным редактором ПостНауки Андреем Бабицким делает подкаст «Так вышло».

Тонкости подкастов и успешные российские проекты

Подкаст не требует инвестиций. Это самый простой способ вещания какой-либо информации. Всё, что нужно — это телефон (диктофон) для записи. Конечно, можно выложить денег побольше и приобрести дорогой микрофон и шумоизоляцию, ведь хороший подкаст определяется качеством звука.  Но можно просто найти тихое место. Например, комната, окна которой выходят во двор, кладовка. «Первые подкасты „Медузы“ записывались в кладовой, за закрытой дверью, где человек стоял с диктофоном», — вспоминает Екатерина. 

Фото: Prince Abid / Unsplash

Сфера подкастов еще мало изучена, особенно в России это «пустая территория». Например, первые выпуски нового проекта Кронгауз «Так вышло» появились в сети в начале этого года, всего их вышло два — сейчас подкаст находится в топе чартов iTunes, хотя никто для этого ничего не делал. iTunes, Яндекс и ВКонтакте, что открыли платформы для подкастов, поддерживают молодые начинания — стараются, что о них больше узнали, привлекают аудиторию на платформы. Так что есть где разгуляться. 

И еще одна особенность — такой вид блогинга дает возможность полной свободы и анонимности (то, чем в России еще не пользовались). «Вы можете завести аккаунт в iTunes и с него вести подкасты о жизни монахов в монастыре, ругать Ким Чен Ына, хвалить Трампа — делать можно что угодно. Пока человека найдут, он уже может стать звездой». Однако важно помнить, что в подкастах надо жить долго и заниматься их развитием, например, путем взаимной рекламы с авторами других проектов. Тогда и результат будет, и аудиторию потом «отжать» можно будет.

Для того, чтобы понять, как делать подкасты, лучше слушать записи на английском, потому что в России формат пока только развивается. Но если такой возможности нет, Екатерина Кронгауз привела несколько российских подкастов, которые считает наиболее удачными.

  • Социология Стрёма — разговорный подкаст про городские мифы от Глаголев FM.

  • Жизнь человека — откровенных разговор с врачом-онкологом, у которого рак. В подкасте он делиться своими переживаниями, рассказывает о самочувствии и о ходе лечения.

  • НОРМ — подкаст, который придумали две девушки Даша Черкудинова и Настя Курганская. Они обсуждают социально-психологические темы (наше тело, насилие, зачем нам брак, секс-скандалы, любовь в Tinder и т. д.).

  • ОВД ИНФО — некоммерческий проект, который рассказывает, где кого задержали, кто в каком КПЗ сидит. Удачный ретроспективный подкаст на Чистых прудах.

  • Арзамас — радио образовательного толка.

  • Читатель — обсуждение литературы и книг с различными приглашенными гостями.

Ритуалы, отличие от радио и герои подкаста

Звуковой блогинг, по словам Кронгауз, это ритуальное слушание — голоса в нашей голове можно воспринимать лишь с определенной частотой. Ведущие подкастов делятся своими историями и рассказами один на один со слушателем, как в исповедальне перед священником. Такие «молитвы» длятся обычно не больше 30-40 минут — долго слушать тяжело, поэтому двухчасовых подкастов не существует.

Чем подкастинг отличается от радио? Всё просто — это аудиоконтент, который обращается к человеку, а не к массовой аудитории. Стиль общения со слушателем в подкастах более разговорный, также есть саунд-дизайн, отличимый от радио.

Перед тем, как начинать заниматься подкастами, стоит ответить на вопрос себе и слушателям: почему это надо слушать. Любая история, любой герой у человека визуализируется. Образы создаются звуками и голосами.

Подкасты не обязательно являются журналистским жанром. Чаще всего ими занимаются обычные люди. Например, существует проект «Карманный ученый», придуманный детским книжным издательством. Здесь дети задают вопросы типа «почему небо голубое». Также есть «Where Should We Begin?», где психотерапевт с разрешения с клиентов рассказывает о сессиях. Есть узкие темы, например, в «Как делают игры» спикеры из игровой индустрии рассказывают про то, что им самим интересно — о блокчейн-играх, нарративном дизайне и так далее.

Что нужно знать для создания подкаста

Звуковой блоггинг делится на жанры — новостной, разговорный, дневниковый, нарративный и художественный. Можно ориентироваться на повестку города, страны или мира, вести своеобразный разговорный дневник или  сделать из подкаста сериал с развитием событий. Например, популярный американский подкаст Serial взял за основу детективную историю убийства учащейся старших классов Хэ Мин Ли из Балтимора, которое произошло в 90-х, и устроил многосерийное детективное расследование на основе дел следствия, которое быстро стали слушать во всем мире. 

  • Первым делом нужно придумать, о чем вы хотите рассказывать, создать идею формата.

  • Важно, чтобы вас узнавали. Поэтому без логотипа никак.

  • Сегодня для подкастов существует множество платформ. Всего лишь надо зарегистрироваться и разместить записи везде, где только можно. Однако, чтобы вас одобрили, придется написать трейлер.

  • Определиться, какой должен быть звук. Запись лучше производить всегда в одном и том же помещении.

  • Без монтажа никак. Резать, вырезать, вставить заставку придется в любом случае, ведь качество — это главное.

  • Нужно сделать джингл, который предваряет разговор, это поможет выделить подкаст среди многих.

Фото: Behar Zenuni / Unsplash

Итак, если делать подкаст долго и продуманно, то со временем о нем узнают. Но также стоит понимать, что первые работы всегда заходят с трудом. Для историй требуется время, порой больше, чем можно себе представить. Плюс на подкастах нельзя много заработать. Можно продавать рекламу, но это будет очень дешево. Однако, в России формат только развивается, и стать узнаваемым возможно довольно быстро — у всех есть смартфон, наушники и полчаса внимания. Главное понять, о чем говорить. 

P. S. It’s My City в прошлом году тоже запустил одноименный подкаст о Екатеринбурге. В нем Дмитрий Колезев и Светлана Щавелева о том, что важного происходит в городе, куда сходить и как провести время. 

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: