Призрак телебашни, рассвет в Америке и мерцающие слова

Репортаж с первого дня светового фестиваля «Не темно»

23 декабря, 11:22, 2018г.    Автор: Сабрина Карабаева

Екатеринбург. Вечер. Зима  — минус 15 градусов. Несколько сотен людей стоят в Литературном квартале и смотрят на пустую летнюю эстраду. Ожидание прерывает крик мужчины из толпы: «Да здравствует Екатеринбург, товарищи!». Его поддерживают овациями. В противоположной стороне, у самой сцены, суетятся дети: 

—  Сколько минут осталось? Когда начнется? — тянут они за рукав маму. 

Девочка, устав привлекать к себе внимание родителей, вдруг кричит: 

—  Ангел сейчас прибудет в гости! — падает в снег и начинает разводить руками над головой. 

В этот момент на летней эстраде появляется видео: прямая трансляция с побережья Лос-Анджелеса, где сейчас 6:30 утра. Над Тихим океаном всходит солнце. Тишина на видео, тишина среди зрителей. Они, переминаясь с ноги на ногу от холода, жадно смотрят на набегающие на берег волны. 

«Рассвет», арт-группа «Злые»

Маленькая девочка, не обращая ни на что внимания, продолжает делать «ангела» на снегу, только теперь кажется, что она безмятежно плывет, оказавшись на несколько минут на другом конце света. Ее поднимает мама и со вздохом начинает стряхивать с курточки снег.  

— Прикольно, — посмотрев видео, констатирует один из зрителей и идет искать следующую инсталляцию. 

22 и 23 декабря в Екатеринбурге в седьмой раз проходит фестиваль светового искусства «Не темно». Художники из России, Туниса, Польши, Италии и Германии создали в городе около 30 световых инсталляций, правда, увидеть их все в один вечер невозможно. IMC рассказывает, как прошел первый день «Не темно», о каких проблемах в своих работах говорят художники и почему некоторые из них считают, что Екатеринбург — слишком светлый город. И это плохо.  

«Не темно» оба дня идет по четыре часа — с 18 до 22 вечера. Независимо от способа передвижения по точкам (пешком или на экскурсионном автобусе) становится ощутимым то, что в центре города в вечернее и ночное время светло как днем. Как оказалось, для города это не лучшая характеристика. 

—  Я считаю, то, что сейчас делается — это нездорово, — рассказывает IMC директор «Не темно» Евгения Никитина. — Во-первых, человек по ночам должен иметь меньше света, чем днем. Во-вторых, это некрасиво. В-третьих, неэкологично. Город потерял свою сказку. 

По мнению Никитиной, в Екатеринбурге должны быть «темные углы» полные тайны, в которых может спрятаться человек. 

— Меня удивляют зенитные прожекторы, которые до сих пор бродят по небу. Все время хочется лечь и накрыть голову руками. Я тоскую по старым добрым временам с желтым мягким светом. Я вообще думаю, что мы уйдем из центра со своим фестивалем. Туда, где есть темные уголки. Интересно работать со сказкой. Мы же тщательно уходим от формата шоу и встречи Нового года, а это уже не очень удается в центре города. 

Участник фестиваля, екатеринбургский художник Александр Радтке согласен с этой точкой зрения:

— Из-за света мы не видим звезды. Если была бы правильная интеграция света и наружной рекламы, тогда было бы хорошо, а у нас это просто хаос: когда слишком много света, появляется засоренность. В Исландии, например, ночью в определенный момент выключается свет — везде-везде. И ты видишь звездное небо. Это просто прекрасно. 

Одним из примеров деликатной работы со светом на «Не темно» можно назвать «Держась за свет» Сергея Лаушкина — отсылка к картине Брейгеля «Слепые». На Плотинке (рядом с лестницей к Татищеву и де Геннину) установлены фигуры незрячих людей. С одной стороны кажется, что они держатся за свет, он помогает им идти, с другой — он, возможно, станет причиной их падения.  

«Держась за свет», Сергей Лаушкин

Сам художник

На той же площади, ближе к Музею архитектуры и дизайна, находится еще одна работа арт-группы «Злые» (первая — «Рассвет» на берегу океана). Это огромная лампочка из пластиковых стаканчиков. Так как авторов рядом с работой нет, а сама лампочка поначалу не светится (впрочем, зрители сразу же находят в этом глубокий смысл), понять замысел — не самое простое дело. Как оказалось, художники имели в виду, что человек, выпив, становится более креативным. 

«Идея», арт-группа «Злые»

Именно общения с авторами не хватает на некоторых точках, зато там, где присутствуют сами художники, становится гораздо интереснее обсудить увиденное. Например, Елена Вертикова из Польши, автор инсталляции «У цвета нет дна» (8 марта, 43а/1), увлекательно рассказывает о своей работе, автоматически вокруг нее собираются слушатели. У нее удивительно красивый и завораживающий проект, который лучше успеть увидеть (после фестиваля он вернется в Польшу), чем попробовать описать.  

Елена Вертикова

Инсталляция «У цвета нет дна»

Находящиеся по соседству (набережная Исети между Декабристов и Народной воли) Ирина и Стас Шминке греются с помощью своей инсталляции «Превращение». Это бочка с вырезанным на ней текстом, внутри нее — костер. Зрители вынуждены ходить по кругу, читая написанное и превращаясь таким образом из наблюдателя в часть арт-объекта. Художники провели рядом со своей работой всё время, кормили зрителей зефиром, а когда он кончился, перешли на сосиски, которые стали жарить там же — над бочкой. Авторы предлагают зрителям прийти во второй день фестиваля со своими съестными запасами, которые можно приготовить на открытом воздухе в хорошей компании. 

«Превращение», Ирина и Стас Шминке

Свечи, ведущие к бочке

Без прожекторов на «Не темно» все же не обошлось: одна из работ под названием «Она» Павла Васильева и Игоря Маратканова состоит из десяти направленных вверх мощных лучей. Они установлены практически на месте снесенной телебашни и вызывают минимум две эмоции: восторг от масштабности инсталляции и тоску по прошлому, которое нельзя вернуть. 

Зрители у инсталляции «Она» Павла Васильева и Игоря Маратканова

В другой части города — у «Дома Метенкова» — рука автоматически тянется к телефону при виде работы Please Leave a Review. На балконе музея светится надпись: «Иногда получается, иногда нет». Слово «Нет» периодически гаснет. 

«Иногда получается, иногда нет», Please Leave a Review

Чуть выше — в саду Вайнера — гипнотическая инсталляция художника из Туниса Азиза Эссауи «Между небом и землей». Покачиваясь на ветру в воздухе висят сложенные в разные фигуры использованные пластиковые трубочки. Один из вариантов прочтения этой работы: люди часто не задумываются, какой след они оставляют после себя.  

«Между небом и землей», Азиз Эссауи

Это — только часть работ, представленных на «Не темно» в 2018 году. Впервые фестиваль длится два дня — хороший повод, чтобы увидеть остальные инсталляции или только начать это делать. Главное правило «Не темно»: чтобы получить удовольствие, нужно одеться как можно теплее и взять с собой согревающие напитки. 

Карту фестиваля и краткое описание все работ можно посмотреть в гиде IMC.

Фестиваль «Не темно-2018» состоялся при поддержке Фонда президентских грантов.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: