«Квартал хрущевок бьет по психике людей»

Психогеограф Колин Эллард — о застройке Екатеринбурга, дизайн-коде и российских дворах

9 декабря, 16:24, 2018г.    Автор: Анна Ягода

На прошлой неделе Екатеринбург посетил  Колин Эллард — известный американский ученый, специалист по когнитивной нейропсихологии и психогеографии, исследователь и писатель, а также автор популярной в России книги «Среда обитания: как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие». Он прочитал лекцию на 100+ Forum Russia и прогулялся по городу. It’s My City решил узнать у Элларда, насколько важно иметь городской дизайн-код, что делать с советским архитектурным наследием и как, наконец, начать жить в комфортной среде. 

Фото: Анна Ягода

— В нашем городе часто ведутся разговоры об отсутствии дизайн-кода. Работы над ним идут, но постепенно, и занимается им не администрация, а группа активистов. Насколько важно городу иметь свой дизайн-код, и как он может повлиять на самочувствие людей?

— Любой город должен обладать своим дизайн-кодом, потому что его жители должны иметь в распоряжении определенную степень читаемости окружающего пространства. Необходимо понимать, что перед нами автобусная остановка, а не просто скамья с навесом для отдыха, а адресная табличка на доме — не вывеска магазина. Такая стандартизация полезна, хотя ее не стоит доводить до абсолюта. Иногда «изюминки» и особенности дизайна в пространстве — хороши, они придают шарма определенному месту. Такие вещи просто не должны идти в ущерб общепонятности окружающей обстановки, которая в итоге сводится и к личной безопасности ее жителей.

— В книге «Среда обитания» есть глава «места скуки». В ней вы пишите, что люди начинают скучать, если в течение 5-ти секунд не встречают на улице нечто новое, то есть не удовлетворяют потребность в получении новой информации. В России, как известно, в советское время целые районы застраивались однотипными хрущевками и сталинками. Советский Союз распался, а мы продолжаем жить в рамках архитектуры прошлого. Какие выходы могут быть из этой ситуации? 

— Ох, конечно, я видел примеры и похуже, но та ситуация, которую вы мне проиллюстрировали, действительно является показательной. Такой квартал хрущевок серьезно бьет по психике людей, которые в нем живут. 

Эту проблему не решить, даже если установить в таком районе объект искусства по решению областного или муниципального правительства. В образном смысле, он будет словно сброшен в район на парашюте. Откуда-то сверху и непонятно для каких целей. Объект не приживется в такой среде, потому что он будет чужд местным жителям и он не станет частью их среды обитания.

Выйти из такой ситуации поможет внесение новых красок в архитектуру. Я называю это «общественным искусством», но под этим словом я не имею в виду расписывание стен граффити. Общественное искусство может показаться каким-то лейкопластырем, временным решением в масштабах такой проблемы, но все же, я настаиваю, чтобы жители квартала воплощали свои художественные таланты или стремления — украшали фасады, самостоятельно ухаживали за дворами, подъездами. Таким образом, они могут сделать архитектуру менее скучной и серой. 

Работа художника Кости Zmogk для фестиваля «Стенограффия-2018». Фото: Максим Лоскутов / «Стенограффия», vk.com

—  А что вы думаете о концепции нового урбанизма (new urbanism). Может ли она быть применима к России и, в частности, к Екатеринбургу? 

* Основные принципы нового урбанизма заключаются в пешеходной доступности (т.е отказ от автомобиля в пользу велосипедов, скрытых парковочных местах); взаимосвязью между улицами; смешением магазинов, офисов, индивидуального жилья апартаментов в одном месте; акцентах на красоту, эстетику, комфортность городской среды, дружелюбный дизайн, экологичность и мн. др.

— Я не могу ответить на этот вопрос исчерпывающе, в силу того, что я не занимался глубоким анализом инфраструктуры России и Екатеринбурга, в частности. Мне бы потребовалось увидеть прилегающие районы, пригороды и так далее. Но в то же время я не вижу причины, по которым идеи нового урбанизма не могут не применяться, по крайней мере, какой-то их набор, в любом городе мира. 

— Какую проблематику вы видите в здешней архитектуре? Что сразу же бросается в глаза? И наоборот, что примечательного вы успели отметить, находясь в Екатеринбурге?

— Находясь здесь, я больше времени провел между площадью 1905 года и историческим сквером. Мне очень понравилось, что у вас существует такое большое публичное пространство, которое на данный момент включает в себя и ледовый городок. И то, что несмотря на холод и достаточно мрачную погоду, люди скользят по льду, катаются, веселятся, гуляют. Достаточно много людей пользуются публичными пространствами, с учетом того, что в городах по всему миру их становится все меньше и меньше. Это однозначно позитивный аспект. Также бросилось в глаза разнообразие архитектурных стилей, собранных в одном месте. Кто-то может назвать это эклектикой, но я бы сказал, что это смешение стилей и разнообразие застройки придает уникальный дух городу, делает его отличным от других. Это индивидуальность, которую вам нужно ценить.

Колин Эллард на 100+ Forum Russia. Фото: Марина Молдавская/ТАСС

Из негативных аспектов, мне как человеку, который живет в Северной Америке, бросилось в глаза большое количество торговых центров в самом сердце города. Я живу в той архитектурной парадигме, где торговые центры уже не ассоциируются с местом привлечения и скопления людей в самом центре города. В Северной Америке все торговые площади строятся на периферии, и я считаю, что это более грамотный подход в городском планировании. 

— Недавно российский дизайнер Артемий Лебедев отправился в экспедицию в Катар. Он высоко оценил инфраструктуру района Мушейреб: нетривиальную архитектуру, грамотное озеленение, удобную проектировку пешеходных проходов и т. д. И, оказавшись в районе небоскребов, он сказал, что такой тип построек — безнадежно устарел. Выглядит безжизненно и построен словно для машин, а не для людей. Согласны ли вы с его мнением? И действительно ли долины небоскребов в скором времени станут для людей неблагоприятной средой?

—  Высотное строительство действительно менее привлекательно для человека с точки зрения комфортной среды обитания. Однако, я не считаю, что это непреодолимые проблемы.

Глядя на ваши примеры, если говорить о квартале высоток, — однозначно это место, которое напоминает гигантские фантазии Ле Корбюзье, именно так представлявшего себе широкие шоссе, расположенные прямо посередине центральных площадей. Но насколько мы знаем, такие его идеи не обрели ожидаемого успеха.

Район Мушейреб. Вдалеке — Катар. Фото: LiveJournal Артемия Лебедева

Дома на втором изображении тоже обладают умеренной высотностью, но они в большей степени ориентированы на людей, это изображение вызывает желание находится в этом месте. Но, если быть до конца откровенным, если бы меня поставили перед выбором, где жить — в квартале небоскребов или в таком районе, как Мушейреб, я бы не задумываясь выбрал второе. Такая среда гораздо благоприятнее сказывается на ощущении человека, который там находится. 

Дома умеренной высотности в районе Мушейреб. Фото: LiveJournal Артемия Лебедева

— Насколько я знаю, у вас есть небольшая лаборатория для экспериментов с виртуальной реальностью. Расскажите о ваших последних опытах, связанных с психологией человека и его связи с окружающим пространством?

— Мои последние исследования как раз были связаны с вопросом, как люди чувствуют себя, и какие эмоциональные состояния они испытывают, когда находятся в окружении многоэтажной застройки. Об этом я и попытался рассказать на Форуме 100+ на лекции «Психология высотного строительства». Но я считаю важным упомянуть другое исследование, которое касается того, как на психику человека воздействует зеленое пространство, т. е. природная окружающая среда. Это тема, которая нас очень сильно интересует и мы постоянно находимся в поиске методов, которые позволяют нам измерить влияние природы на человека. 

— Даже в вашей книге вы уже писали, что районы с озеленением способы повлиять на спокойствие и хорошее самочувствие людей, которые в нем живут. Но какое решение можно придумать для той городской среды, которая не может позволить себе перманентное озеленение? Как в этом случае решать вопрос ландшафтного проектирования?

— Как вы понимаете, такая проблема существует не только в России. Например, в Канаде существуют города, в которых люди не видят зелени по 5 месяцев.

Однозначно, это оказывает отрицательное воздействие на общество. Можно легко измерить уровень удовлетворения жизнью населения и понять, что в феврале мы чувствуем себя хуже, чем в июле. Есть большое количество мер, которыми мы можем компенсировать или минимизировать эту проблему: это зеленые искусственные насаждения или же усиленное внутреннее озеленение пространств, перепланировка помещений. Несмотря на незначительность таких шагов, их масштабирование может положительно сказаться на ощущениях людей, которые регулярно будут пребывать в подобных пространствах. 

Очень важным моментом является факт почти полной неизученности вопроса воздействия природы на человека. Но есть однозначная уверенность, что и зимний вид природы оказывает позитивное воздействие на наше сознание. Чтобы получить удовольствие от зимнего времени года, нужно заставить себя пересечь порог городской среды и выбраться на просторы, которые не уступают по своей красоте летним зеленым пейзажам. Нам просто стоит задуматься, какие положительные моменты есть в каждом времени года. чтобы научиться усиливать их в рамках городской среды. 

Набережная реки Исеть / Фото: IMC

— Хорошо, тогда какой город с точки зрения инфраструктуры кажется вам эталонным? Глядя на который можно с уверенностью сказать, что в нем комфортная среда обитания? 

*Смеется*. Мне столько раз задавали этот вопрос, а я до сих пор не научился на него отвечать! Список приятных мне городов постоянно меняется. Но на текущий момент на первое место я могу поставить Берлин, с точки зрения эффективного использования городских площадей, продуманности системы общественного транспорта, грамотного озеленения территорий, хорошей организации велосипедного движения. Мое мнение еще может измениться, но пока этот город действительно можно назвать эталоном.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: