Сегодня, 26 ноября, в Риме после продолжительной болезни скончался режиссер Бернардо Бертолуччи. Ему было 77 лет, и большую часть жизни Бернардо снимал кино. IMC собрал подборку легендарных фильмов для ностальгического киновечера.
«Костлявая смерть», 1962
Бертолуччи начал карьеру в области кино с должности помощника Пьера Паоло Пазолини на съемках фильма «Аккатоне» и через год снял собственный фильм — «Костлявая смерть». Это криминальная драма об убийстве немолодой проститутки. Следователь напряженно выслушивает, каждого из подозреваемых и выявляет убийцу. Детектив? Не совсем. Историю рассказывает несколько человек, сюжет кидает в разные временные отрезки. Экранное время растянуто долгими красивыми кадрами. И в итоге даже не так важно, кто именно убил несчастную девушку. Кстати, в этой работе особенно заметно влияние Пазолини на Бертолуччи, да и сам мэтр указан автором сюжета.
«Конформист», 1970
«Конформист» сделал Бертолуччи известным. Этот фильм рассказывает о докторе Марчелло, который получает от фашистских властей приказ отправиться во Францию, чтобы ликвидировать итальянского профессора-антифашиста. В процессе главный герой понимает поразительное сходство государственного насилия с сексуальным. Когда этот фильм вышел в СССР, его, конечно, урезали, откровенных сцен стало на 32 минуты меньше, более того студия имени Горького перемонтировала фильм в хронологическом порядке. Фактически советские зрители увидели совсем другое кино. Можно пересмотреть и сравнить.
«Последнее танго в Париже», 1972
Многие знают Бертолуччи именно по этому фильму. Причин много. Актеры — не нуждающийся в представлении Марлон Брандо и Мария Шнайдер, известная по фильму «Профессия: репортер» с Джеком Николсоном. История — отношения американца средних лет с юной парижанкой. Эффект — с картиной боролись цензурные органы едва ли не всех европейских стран, в основном из-за сцены изнасилования, которая вновь появилась в новостных сводках два года назад. Брандо и Бертолуччи пришлось оправдываться из-за того, что 19-летнюю актрису не предупредили о том, в какой сцене ей предстоит сниматься, чтобы получить неподдельные эмоции.
«Ускользающая красота», 1996
Можно было бы рассказать о фильме «Последний император», за который Бертолуччи в 1988 году получил две премии киноакадемии, но хочется вспомнить о фильме с завораживающей Лив Тайлер, который режиссер снял в 90-е. Картина, получившая название «Я танцую сама по себе» и более известная как «Ускользающая красота», рассказывает о юной американке, переживающей самоубийство матери на итальянской вилле в кругу давних друзей семьи. Здесь же играет Джереми Айронс, чуть позже блеснувший «Лолите» Эдриана Лайна. Фильм получился чувственным, и его можно назвать своеобразной пробой пера «Мечтателей».
«Мечтатели», 2003
Последняя громкая лента Бертолуччи, после которой вышел еще один фильм «Ты и я» (2012), и на этом карьера режиссера закончилась. «Мечтатели» — камерная эротическая драма об отношениях между американцем Мэттью (Майкл Питт) с итальянскими близнецами Изабель (Ева Грин) и Тео (Луи Гаррель) накануне массовых студенческих беспорядков в Париже 60-х. В кино множество реверансов— Годару (цитирование сцены пробежки через Лувр в ленте Годара «Посторонние»), Брессону (попытка самоубийства в фильме сопровождается кадрами самоубийства Мушетт из одноимённой ленты Брессона), Кокто (в основу сценария легло несколько книг Гилберта Адэра, одна из них вдохновлена романом Кокто «Ужасные дети») и другим. Но и если забыть о тонкостях, в «Мечтателях» есть нечто неуловимо притягательное, что заставляет пересматривать его вновь.
Фото: «Кинопоиск»
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.