Еще не «Бригада»

Какими получились первые серии «Ненастья», снятого по роману Алексея Иванова

13 ноября, 13:10, 2018г.    Автор: Вячеслав Солдатов

Вчера на телеканале «Россия 1» показали первые три эпизода сериала «Ненастье», снятого по одноименному роману уральского писателя Алексея Иванова. Это книга об ограблении инкассаторского фургона ветераном войны в Афганистане, которая рассказывает не только о криминальных войнах 1990-х, но рисует картины более универсальные — о сломе эпох, верности и товариществе, выборе и трагедии этого выбора. Автор It’s My City посмотрел премьерные серии и рассказывает, как «Ненастье» смотрится на экране телевизора и можно ли его соотносить с текстом Иванова.

«Ненастье» — это не экранизация романа Алексея Иванова, а многосерийный фильм, снятый по его мотивам. Начинается сериал почти по книге, с ограбления инкассаторского фургона. Но события передвинуты с 2008 года на 1999 год: видимо, создатели решили строго ограничить девяностые временем, а не содержанием. В то время как в книге история движения ветеранов-афганцев развивалась широко и поступательно — почти 20 лет. И на каждом этапе были свои особенности: от неформального товарищества к общественному движению, от криминальной группировке к легализованному сообществу. Здесь можно усмотреть и идеологические изменения — именно в декабре 1999 года Борис Ельцин объявил о своей отставке с поста Президента РФ.  

Александр Яценко («Аритмия») играет главного героя Германа Неволина / Кинопоиск

Режиссером-постановщиком «Ненастья» стал Сергей Урсуляк, автор популярного сериала «Ликвидация». Урсуляк часто обращается к эпическим произведениям, он экранизировал «Тихий Дон» Шолохова и «Жизнь и судьбу» Гроссмана. Правда, в рецензиях на сериалы отмечалось, что режиссер часто отходит от текста оригинальных произведений, а это часто сильно меняет главную идею. В «Ненастье» акценты тоже расставлены иначе, чем в книге: например, главный антагонист, бывший КГБ-шник Щебетовский оказывается невзрачным деловым человеком без намека на службу в органах госбезопасности, а следователь полиции Дибич и вовсе выглядит молодцом и красавцем, а не вкрадчивым и опасным, как у Иванова.

В сериале оставлен один из важных принципов романа Алексея Иванова — нелинейный сюжет. Герои оказываются то в 1999 году (во время и после ограбления), то в 1991 (начало товарищества афганцев под названием «Коминтерн»), то забираются в 1980–е (война в Афганистане). У писателя этот ритм четко ведет повествование: без подробностей из прошлого невозможно рассказать о настоящем.

Героиня Татьяны Лялиной в сериале «Ненастье» / Кинопоиск

На экране ритм другой: здесь назад возвращают видеозаписи, сделанные главным героем Германом Неволиным в 1990-е. Такой сценарный ход удобно «перематывает» события, но превращает довольно стройное повествование «Ненастья» в набор клипов с соответствующей музыкальной дорожкой и фоном. А вид главного героя, беспрестанно снимающего на камеру, делает его образ и вовсе неприкаянным (в романе Немец был водителем и почти не участвовал напрямую в криминальных разборках).

Более того, задуманный Ивановым как роман о ветеранах войны в Афганистане, «Ненастье» на экране почти не показывает собственно сцен во время боев — а это важная смысловая часть книги. Именно тогда родилось братство, от которого пошло действие в тексте и которое у писателя является одним из витальных символов «перестройки». Бывшие солдаты, не знающие куда себя деть посреди разваливающейся страны, решают действовать и становятся реальной силой разобранного постсоветского общества.

Фото со съемок сериала / The Hollywood Reporter

Сериал снят размашисто: для съемок с натуры создатели ездили в Нижний Тагил, а еще в Москву и Подмосковье, Углич, Волгоград, в Крым и Марокко. В первых сериях есть сильные сцены, например, самовольный въезд ветеранов-афганцев в захваченные многоэтажки — реальная история, случившаяся в Свердловске в 1992 году и прогремевшая на всю страну. Тогда бывшие военнослужащие захватили почти 400 квартир в двух девятиэтажных домах на улице Таганской. Городская администрация обещала передать их афганцам, стоящим в очереди на жильё, но у ветеранов появилась информация, что квартиры выставлены на продажу, и они решили его захватить квартиры.

В первых эпизодах сериала действие проходит на слякотных улицах Нижнего Тагила: именно там происходит ограбление инкассаторского фургона. Далее — типовой Дом культуры промышленного советского города (штаб-квартира афганцев, пустырь у железной дороги, ставший стихийной «толкучкой» (здесь екатеринбуржцы могут узнать рынок на Шувакише), две бетонные высотки рядом с промзоной (те самые дома на Таганской).

Съемки в Нижнем Тагиле / Tagilcity.ru

В «Ненастье» задействованы популярные российские актеры. Александр Яценко, будто оставивший все эмоции в «Аритмии», играет Германа Неволина — Немца, ветерана-афганца, шагнувшего за край. Сергей Маковецкий, отец его возлюбленной Тани — портрет неустроенного советского человека в новой России, и от того живущий в собственном мирке, где есть синий спортивный костюм, крохотная дача за городом да эстрадная музыка 1970-х (в этой роли Маковецкий много добавляет из своего сценического опыта). Александр Голубев, один из антагонистов главного героя, продолжает играть, как в фильме «Кремень», – скупо, но почти агрессивно. На роль Сергея Лихолетова, основателя «Коминтерна», выбрали Александра Горбатова, снимавшегося в больших сериальных проектах — от «Тихого Дона» до «Анны Карениной».    

Сергей Маковецкий в «Ненастье» играет отца возлюбленной главного героя / Кинопоиск

Судя по первым сериям, «Ненастье» Урсуляка рисует основной сюжет романа пунктирно и местами даже старательно: ограбление отзывается флешбэками из прошлого и оттеняется любовной линией. Клиповость сцен и карикатурность некоторых героев низводит многослойный текст до качественно выполненного, но среднего по содержанию сериала российского телевидения. Возможно, за оставшиеся 17 серий Сергей Урсуляк и Александр Яценко смогут удивить зрителей и читателей романа Алексея Иванова. Но до телесенсации, какой ее анонсируют на государственных каналах, «Ненастью» далеко. Пока это не «Бригада».

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: