На этой неделе в Арт–галерее Ельцин Центра начала работу выставка российского фотографа Игоря Мухина «Наши 1990-е. Время перемен». Автор, во многом определивший образ современной отечественной фотографии, выбрал из своих архивов снимки про девяностые в России — недавнюю, но невероятно мифологизированную эпоху. It’s My City рассказывает о том, как Игорь Мухин оказался связан с Екатеринбургом, какие фотографии приготовили для экспозиции и насколько она соотносится с понятием «лихих девяностых».
Игорь Мухин — один из самых заметных постсоветских фотографов. Он начал в 1980-е как любитель, снимая на улицах, фиксируя молодежную культуру «перестройки». Да и сейчас он не называет себя профессиональным фотографом, понимая под последними фотокорреспондентов СМИ. Именно на фотографиях Мухина мы можем видеть, как в стране развивалось рок-движение. Позже он документировал уходящее советское прошлое, застывшее в разваливающихся монументах вождям, пионерам и девушкам с веслом. В 1990-е вел дневник уличной жизни Москвы — все эти работы со временем превратились в полноразмерные серии и отдельные фотокниги. В новом тысячелетии Игорь Мухин не только фотографирует для себя, но и снимает для модных изданий вроде «Афиши» и «Большого города», а в московском Мультимедиа Арт Музее коллекцию его работ ставят в один ряд со снимками советского конструктивиста Александра Родченко.
«Наши 1990-е. Время перемен» — уже третья выставка фотографа в Екатеринбурге, но первая такого масштаба. Работы Игоря Мухина впервые выставляли еще в Свердловске в 1988 году в ДК Уралмаша в рамках рок-фестиваля «Металлопластика». Выставка была знаменательна тем, что это был один из первых публичных показов снимков Мухина в СССР. А еще на ней похитили портрет участника группы «АукцЫон» Олега Гаркуши, который накануне высоко оценили зарубежные коллекционеры. Позже автор иронически заметил, что уже тогда его фотографические опыты высоко оценила публика.
Вторая выставка прошла в фойе кинотеатра «Салют» в 2002 году — на ней показали серию «Отношения». А спустя 16 лет екатеринбуржцы в нескольких десятках фотографий могут увидеть срез творчества Мухина эпохи 1990-х. И эта экспозиция как нельзя лучше подходит самому месту — после нее можно сходить в музей Б. Н. Ельцина за исторической фактурой.
В Екатеринбурге покажут 40 ранее не выставлявшихся работ Игоря Мухина. По словам главного хранителя Мультимедиа Арт Музея Москвы Елены Мисаланди, для показа на Урале специально отсматривали фотоархив Игоря Мухина — нужно было, чтобы сюжеты не дублировали, например, экспозицию в музее Ельцина. Получилось собрание из нескольких серий: про улицы Москвы, про массовые мероприятия, про влюбленных. И это не только прямой репортаж: зрителя встречает триптих из стильной фотосессии с артистами современного танца. А дальше в зале можно посмотреть портреты музыкантов Петра и Алексея Мамоновых — отзвук мухинского проекта о рок–музыкантах.
Взгляд Мухина на 1990-е особенный. Он снимает людей на сломе эпох, стряхивающих советское прошлое и доверчиво открытых новому капиталистическому строю. При этом его работы не осуждают и не ставят диагноз обществу. Люди на фотографиях Мухина — масса, но это не единый коллектив трудящихся времен со страниц журнала «Советское фото» и не бьющий наповал репортаж о «России, которую мы потеряли». Репортажный стиль наслаивается на мимолетную поэтику уходящего времени — на фотографиях Мухина почти что видно, как время неотвратимо уходит. Исчезают советские вывески, появляется уличная реклама, Москва строится, люди идут по тротуарам, гуляют в парках, выходят на манифестации и стоят в очередях. Собрание одиноких людей, во все глаза смотрящих, что же будет дальше.
Артем Беркович, историк фотографии, куратор Центра фотографии «Март»:
Как мне представляется, его лучшие фотографии созданы в рамках конвенций классической гуманистической фотографии середины 20 века. Для нашей культуры он стал голосом своего поколения. Не противостоял советской идеологии, как независимые фотографы СССР. Не работал в газете с новостной повесткой, как журналисты 1990-х. В то же время он не выходил за строго очерченные рамки документальной фотографии, потому его работы интересны как репрезентация эпохи, стиля жизни и нового поколения.
Книга «Рожденные в СССР» — главный вклад Мухина в отечественную фотографию и культуру
Для меня Мухин — не советский (Владимир Вяткин и другие журналисты) или антисоветский (Валерий Щеколдин, например), а постсоветский фотограф, но существует он в том же поле документальной фотографии, как ее понимали основатели фотоагентства Magnum.
Игорь Мухин — один из самых интересных российских фотографов 1990-х годов, снимавший в классическом «брессоновском» стиле — реалистичном, высокопрофессиональном, вызывающим доверие. Он появился не один, а с целой плеядой авторов, ставшей новой волной независимых советских фотографов. Это были дети «перестройки», порождение нонконформистской субкультуры, которая в основном двигалась из окружения музыкантов. Кстати, Мухин и сам был музыкантом.
Их поколение — это фотографы Андрей Безукладников, Сергей Леонтьев, Владимир Куприянов, Илья Пиганов, Валерий Нистратов. Благодаря им теперь мы можем дистанцироваться от 1990-х и посмотреть на наше сумасшествие со стороны. Мы можем бесконечно иронизировать сами над собой, но нужно честно признаться: да, это были мы.
И Мухин — один из самых точных и объективных свидетелей того времени, хотел он этого или нет. Он считал своим долгом не пропустить ни одну манифестацию, появляться со своей камерой на улицах в важные даты. Иногда мы созванивались и пытались ходить вместе. При всем том, что он классический «брессонист», у него есть свой неповторимый стиль, связанный с методикой съемки, в которой главное — остаться незамеченным. И это ему часто блестяще удавалось.
Выставка Игоря Мухина «Наши 1990-е. Время перемен» работает с 31 октября 2018 по 20 января 2019 года в Арт–галерее Ельцин Центра на третьем этаже с 10:00 до 21:00.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.