«Мы хотим заполнить вакуум»

Каким будет новый экспериментальный театр «Место», и почему он нужен Екатеринбургу

30 октября, 14:46, 2018г.    Автор: Вячеслав Солдатов

На этой неделе в Екатеринбурге начнет работу экспериментальный кочевой театр «Место». История у проекта получается непростая – выиграв грант Фонда Михаила Прохорова, театр уверенно шел к открытию, но внезапно лишился финансирования из-за проблем «Уралтрансбанка». Несмотря на обстоятельства, две премьеры – спектакль и перформанс – состоятся. It’s My City поговорил с идейным вдохновителем и автором проекта Ольгой Комлевой о том, что из себя представляет новый театр, почему режиссер там не основа всего, каким образом «Место» будет жить без собственной площадки, и как проект можно поддержать. 

Как к тебе пришла идея сделать экспериментальный театр, с чего все началось?

– Идея возникла очень давно, когда я только начала заниматься театром и перформативными практиками. Всегда хотелось абсолютно самостоятельно сделать проект «от и до», попробовать рискнуть сделать такое. Я восемь лет работаю в Уральском ГЦСИ и мне было интересно сравнить: все-таки там ты делаешь работу под крылом институции, а здесь отправляешься в самостоятельное плавание. Это больше дает в плане реализации идей, и люди, работающие с тобой, понимают, что это твоя личная инициатива. Они больше вовлечены в процесс, это отличается от каких-то договорных отношений.

С одной стороны, это стихийная и анархическая история. С другой стороны, нас поддержали в Фонде Михаила Прохорова и в Союзе театральных деятелей. Благодаря их грантам мы можем осуществить премьерную постановку, а дальше пойдет борьба за зрителя. Я понимаю, что специфика наших постановок рассчитана на небольшую аудиторию, но хочется привлечь к этому как можно больше людей.    

Сейчас у многих театральных компаний в городе нет площадок, у них меньше возможностей показать себя. Вообще в Екатеринбурге почти нет независимых проектов, работающих в синтезе с современным искусством. И мы хотим заполнить этот вакуум.

Фрагмент перформанса «Камон, Лотреамон!» / Ольга Комлева

На чем вы сосредоточитесь в своих проектах?

 –Мы нацелены на эксперимент: и в плане формата, и в плане контента. Даже наша команда будет меняться от проекта к проекту, и мы будем создавать исключительно оригинальные вещи: к каждому спектаклю пишется оригинальная музыка, создается свой видеоряд. Мы не просто берем музыку из YouTube и треки из ВКонтакте. У нас другой уровень работы: мы все здесь напитываем друг друга идеями и совместно создаем уникальный контент. Театр «Место» создан из желания объединить людей и их энергию. Не место создает человека, а человек – место. И это будет основа нашего театра: мы можем менять локации, но там, где мы – там что-то происходит.

Как создать театр из идеи, какие этапы тебе пришлось пройти для этого?

– Зная специфику грантовых программ, я понимала, что грант дают только под конкретный проект. Для этого нужно разработать концепцию, набрать команду, С весны прошлого года я начала работать над спектаклем «Камон, Лотреамон!». Отправной точкой послужил текст «Песен Мальдорора» – специфический, порой страшный, пугающий, но очень свободолюбивый. Мы с моим коллегой Вовой Селезневым давно хотели воплотить этот текст, чтобы Вова визуализировал творчество Лотреамона.

Другие участники и создатели спектакля тоже неслучайны. Например, танцовщик Кирилл Зайцев настолько драйвовый, сексуальный и очень подходящий текстам Лотреамона. Мы столкнулись с тем, что многих тексты пугают своей тематикой – там масса человеконенавистнических, богоненавистнических моментов, что многие отказывались за него браться. И в процессе работы мы поняли, что не все готовы с этим работать.

Другая особенность состоит в том, что у нас нет фигуры режиссера как главного создателя. Мы все обсуждаем, все участвуем, предлагаем что-то.  И сейчас у нас сложилась dream team. Кирилл – телесное воплощение текста. Катя Соколова, актриса драмтеатра – голос этого текста. Коля Бабак, известный как DJ BIGMAMMA, написал десять потрясающих треков, от которых просто «сносит крышу».

Фрагмент перформанса «Камон, Лотреамон!» / Ольга Комлева

Про «Камон, Лотреамон!» ты рассказала. А что вы покажете на своей второй постановке «Лысая певица» и почему выбрали именно ее?

– Я люблю театр абсурда еще со времен студенчества. А режиссер Александр Вахов давно хотел поставить пьесу Ионеско, и потом обнаружилось, что в 1981 философы из Свердловска Татьяна Круглова и Сергей Вершинин перевели «Лысую певицу». Это очень классная история, связанная с местом и с поколениями. Поэтому решили делать ее.

«Лысая певица» будет вызовом: и для актеров «Коляда–театра» Ильи Белова, Кости Итунина, Сергея Федорова; и для тех, кто обычно не участвует в театральных постановках, например, Димы Безуглова. Там вообще очень много молодых участников – Саша Заец впервые снимала видео для театра. Музыку для постановки написал Сергей Лоншаков из группы INABLVCKDOG, проекта, у которого большое будущее и контракт с европейским лейблом.

Постановка «Лысая певица» / Сергей Потеряев

Когда ты обдумывала идею театра «Место», у тебя были перед глазами примеры подобного рода проектов в России и в мире?

– У меня очень много любимых режиссеров, музыкантов, писателей, на творчество которых я опиралась. Среди режиссеров это, конечно, Ромео Кастеллуччи, Хайнер Гёбельс, Антонен Арто и его «театр жестокости». В литературе я люблю произведения Юкио Мисимы, Германа Гессе. Мне нравится все, что исследует человека в пограничных проявлениях. Имен много – и это важно, потому что перед репетициями мы много обсуждаем увиденное, услышанное и прочитанное. Важно было, чтобы наши взгляды в эстетическом плане совпадали.

Что касается частных инициатив, то для меня лучшим примером будет театр Post из Петербурга с Дмитрием Волкостреловым. Это чуть ли единственный режиссер на постсоветском пространстве, который активно внедряет на российскую сцену эстетику постдраматического театра. И включает аудиторию галерей современного искусства, более отзывчивую к экспериментам. Вообще, наши театры в 1960–80-е годы развивались в отрыве от западных новаций, когда театр существовал в симбиозе с практиками современного искусства: перформансами и прочим. У нас это пришло в театр в конце 1990-х и даже начале 2000-х. И то, что мы сегодня называем в российском театре новым, пришло на европейскую сцену уже несколько десятилетий назад из практик современного искусства.

Фрагмент перформанса «Камон, Лотреамон!» / Ольга Комлева

Какие сложности в работе с такими экспериментальными форматами?

– Одна из главных сложностей случается тогда, когда участники сталкиваются с той степенью свободы, к которой они не привыкли. Люди боятся раскрепоститься и рискнуть, принимать ситуацию свободы. Когда ты приходишь в театр и говоришь: «У нас перформанс, и нет режиссера». И актеры не понимают, как это все делать. Возникает дискоммуникация, и это сложная работа – объяснять, говорить, договариваться. Прозвучит громко, но мы воспитываем новое поколение художников, которые готовые работать таким образом, а не только следовать указаниям.

Что опыт работы в культурных институциях дал тебе в проекте театра «Место»?

– Вообще, Уральский ГЦСИ дал мне осознание того, чем я хочу заниматься. Сейчас никого не удивишь тем, чем мы занимались в 2011 году: театральные, поэтические перформансы. Это подхватили, и сейчас многие постановщики занимаются site-specific проектами, перформансы идут на вполне традиционных площадках.

И конечно, закалка. На крупных проектах ты знаешь, что обратного пути нет – у тебя стальные нервы, и мелочи не отвлекут тебя от пути вперед. Вот у нас в подвале (прим.редактора – первой площадкой театра станет подвал пельменной «Замес», помещение фонда «Культурный транзит» на Пушкина, 12) потекла труба – меня это вообще не волнует. Значит, сделаем так, что в «Лысой певице» Дима Безуглов (на фото) у нас будет выходить из воды в ластах. Нет никаких препятствий, зато есть опыт, реакция.

Какие постановки вы планируете делать после первых двух спектаклей?

– У нас уже есть планы на будущий год, но сначала надо понять, как пройдут первые спектакли. Надо будет снова искать ресурсы – подавать на гранты. И смотреть, как к нам будут ходить зрители. Глобальные проекты – космическая опера. Для нее есть команда и материал. Камерные вещи – например, перформанс с Асей Соколовой из «Провинциальных танцев» и группой Анти-ЖКП. Хочется поработать с художником Сашей Беловым – сделать читки. Или осуществить кукольные постановки с ребятами из группы «Порез на собаке». Кроме этого, хочется привозить какие-то интересные проекты, которые не могут позволить себе большие площадки, например, то же театр Post или театр DEREVO Антона Адасинского.  Мне кажется, у таких проектов, как «Место», это получится лучше, чем у более забюрократизированных учреждений.

Ты несколько раз говорила о том, что судьба театра будет зависеть от того, как туда будут ходить люди. А как ты объяснишь в нескольких словах, что их ждет в театре «Место»?

– Самое главное – получить эмоции. Тут классная музыка – ты можешь закрыть глаза и кайфовать, а можешь следить за действом на сцене. Тем более, это очень личная история – «Камон, Лотреамон!» рассчитан на двадцать зрителей. Это действие, которое создано для тебя. Это личный опыт переживания, который даже меня на репетициях поражает каждый раз.

Премьера «Камон, Лотреамон!» состоится 1 ноября, билеты уже распроданы, но можно попасть на повтор перформанса 4, 13, 17 и 24 ноября. Первый спектакль «Лысая Певица» покажут 3 ноября, в зале еще есть свободные места. 

Команда театра продолжает принимать помощь будущих зрителей, если хотите поддержать проект, можно приобрести билеты или перевести средства на карту. Подробности здесь

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: