Главная пешеходная улица Екатеринбурга, улица Вайнера, плоха по многим причинам. На ней много аляповатой рекламы и некрасивых вывесок, элементы благоустройства давно устарели, но главное — там очень раздражает звуковая реклама. Почти на каждом здании установлен динамик, из которого с утра до позднего вечера звучит реклама магазинов, кафе, распродаж, мероприятий или каких-нибудь товаров. Находиться посреди этой звуковой какофонии очень неприятно. Похожая реклама работает и у многих торговых центров.
Если с некрасивыми вывесками и фасадами можно бороться (о чем мы писали недавно), то как победить звуковую рекламу? Давайте попробуем разобраться.
Пробелы в законодательстве: почему звуковую рекламу сложно ограничивать
К сожалению, понятия уличной звуковой рекламы в законе сейчас не существует. Закон «О рекламе» упоминает лишь «распространение звуковой рекламы при помощи транспортных средств», которое полностью запрещено. Парадоксально, но выходит, что поставить громкоговоритель на машину и рекламировать что-либо нельзя, а поставить тот же громкоговоритель на фасаде здания — вроде как можно.
Госдума несколько раз пыталась ввести в закон понятие звуковой рекламы и как-нибудь ограничить это явление. Так, в 2013 году депутат Аркадий Пономарев предлагал дополнить закон о рекламе соответствующими статьями: ввести понятие звуковой рекламы, наложить ответственность за ее распространение на владельцев оборудования и ограничить звуковую рекламу в ночное время, на территории жилых зон, поблизости от детских и образовательных учреждений и т.п. Однако законопроект получил отрицательный отзыв профильного комитета, который решил, что эта сфера и так регулируется законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в котором определены допустимые уровни шума. Законопроект был отозван.
Другой законопроект предлагал прямо запретить распространение звуковой рекламы. В пояснительной записке говорилось: «Звуковая реклама наиболее часто транслируется в местах массового скопления людей. Громкий звук голоса, который доносит рекламу, мешает гражданам разговаривать по мобильному телефону, общаться друг с другом на улице. В помещениях, расположенных вблизи источника звуковой рекламы, при закрытых окнах очень громко слышится звук, доносящийся с улицы из громкоговорителей: на рабочих местах громкий звук рекламы мешает работать и сосредоточится на делах, вызывая головную боль и раздражительность, что сказывается на результатах работы; дома невозможно отдыхать, смотреть телевизор, дети не могут готовить школьные уроки; невозможно читать, писать, спать или просто отдыхать в период работы громкоговорителей. Учитывая, что жители не имеют возможности выключать громкоговорители, регулировать или дозировать прием информации по громкоговорителям, такой способ распространения рекламы можно назвать «навязыванием».
Однако профильный комитет также отклонил его, но при этом в своем отзыве указал, что рекламные громкоговорители теоретически могут быть признаны рекламными конструкциями, установку которых должен регламентировать муниципалитет (ст. 19 ФЗ «О рекламе»). «Громкоговоритель и иное звуковоспроизводящее и звукоусиливающее устройство, транслирующие сообщения рекламного характера и закрепленные на конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, или вне их могут быть признаны рекламными конструкциями», — заявили в комитете (запомним эту мысль).
Нарушает ли реклама допустимые уровни шума?
Кроме того, допустимые уровни шума регулируются санитарными правилами и нормами (СанПиН). Шум упоминается как минимум в двух документах, однако нам не удалось найти ограничений по шуму на улицах. Регулируется лишь шум на рабочих местах и в жилых помещениях. Например, шум на рабочем месте не может быть больше 80 децибел. Теоретически, если этот уровень шума превышен, можно попробовать обратиться с жалобой в Роспотребнадзор, так как улица Вайнера является местом работы для некоторых людей — скажем, рекламных промоутеров.
Мы даже проверили уровень шума в нескольких точках на улице Вайнера, где работает звуковая реклама (см. фото слева). Почти везде он находится в пределах в районе 80 Дб, то есть на верхней границе нормы. Возможно, более точные измерения специалистов с помощью профессиональной техники смогут обнаружить нарушение. В России были прецеденты, когда через жалобы в ФАС удавалось наказывать распространителей слишком громкой рекламы. Но даже в этом случае владельцам звуковой рекламы достаточно будет лишь слегка убавить громкость, чтобы оказаться в рамках закона. Как таковой проблемы звуковой рекламы это не решает.
Два способа борьбы
Нам кажется, что реалистичных путей борьбы со звуковой рекламой два
Первое. Инициировать принятие законопроекта о звуковой рекламе в Госдуме. Это путь сложный, как мы видим, уже несколько раз похожие инициативы тонули в парламенте. Тем не менее, попытаться стоит. Принятие законопроекта позволило бы начать очищать от звуковой рекламы крупные города по всей стране. Мы обратились к депутату Госдумы РФ от Свердловской области Дмитрию Ионину с предложением разработать законопроект о звуковой рекламе. Приглашаем других депутатов Госдумы поучаствовать в обсуждении проблемы. Посмотрим, что из этого выйдет.
Второе. Убедить власти в Екатеринбурге признать звуковые колонки на улице Вайнера (и в других общественных местах) рекламными конструкциями, что позволяет сделать ст. 19 ФЗ «О рекламе». В таком случае Министерство по управлению госимуществом, которое занимается рекламой в Екатеринбурге, может просто отказать в их размещении, а при появлении жалоб демонтировать (как было с незаконными рекламными щитами). Проблема в том, что пока МУГИСО не рассматривает звуковую рекламу как сферу своей ответственности, но мы попробуем убедить чиновников взглянуть на этот вопрос по-другому. Мы от лица IMC направляем в МУГИСО обращение с просьбой установить, законно ли размещены звуковые рекламные конструкции на улице Вайнера.
Конечно, даже если нам удастся убедить МУГИСО признать динамики рекламными конструкциями, у их собственников будет возможность обойти ограничение — например, вместо стационарных громкоговорителей выставлять на улицу колонку, которую можно убрать при появлении проверяющих. Но все-таки появится хоть какое-то правовое основание для борьбы со звуковой рекламой, и можно будет действовать дальше.
На звуковую рекламу надо обращать внимание
Главное, что нужно сделать — осознать звуковой рекламный шум как важную городскую проблему и начать с ней бороться. Город уже осознал, как вреден визуальный шум и начал с ним бороться: разрабатывается дизайн-код, меняется поведение предпринимателей. Но борьба с аудиошумом тоже важна. Если к этому подключатся общество, журналисты, депутаты и чиновники разных уровней, вполне можно изменить ситуацию. Звуковая реклама должна быть осознана как что-то неприличное, постыдное для современной городской среды.
Кто будет выступать за сохранение звуковой рекламы? Только те, кто зарабатывают деньги на ее размещении. Например, «Единая служба объявлений» продает один выход 30-секундного ролика по 36 рублей. Учитывая, что в распоряжении рекламщиков примерно 300 часов «эфира» каждый месяц, емкость только одной точки можно оценить примерно в 1,3 миллиона рублей ежемесячно. Вероятно, в реальности выручка меньше из-за скидок и неполной продажи, но масштаб примерно ясен — это сотни тысяч рублей в месяц. В масштабах всего города — не такие уж большие деньги, из-за которых на нашей главной пешеходной улице уже много лет тяжело находиться.
Если у вас есть мысли, идеи и предложения по поводу звуковой рекламы на улицах, пишите на kolezev@gmail.com.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.