В Екатеринбурге выпал первый снег. 15 октября каждый год городские коммунальные службы переходят на зимний режим работы: технику переоборудуют, вводят «зимний регламент» — документ, устанавливающий нормативы уборки улиц в холодное время года. IMC рассказывает, как устроена система зимней уборки города и почему коммунальные службы не всегда справляются со снегопадами.
Кто отвечает за уборку снега в Екатеринбурге?
Содержание улиц в городе — зона ответственности администрации Екатеринбурга. Администрация города прямо контролирует семь (по одному в каждом районе) дорожно-эксплуатационных управления (ДЭУ). Каждое ДЭУ — большая муниципальная организация со своим гаражом и техникой, которая непосредственно занимается уборкой на территории района. Кроме того, мэрия нанимает частные компании для уборки, однако им доверяют только уход за тротуарами и некоторые периферийные улицы: самые важные участки муниципальные службы оставляют за собой. В мэрии считают, что так эффективнее, хотя периодически звучат предложения отдать уборку снега на откуп частникам — так, возможно, будет эффективнее. «Но менее надежно», — считают в администрации.
Мэрия отвечает за уборку снега во всем городе?
Нет, только на «общих» улицах и тротуарах. За дворы и придомовую территорию отвечают управляющие компании или ТСЖ. Они тоже обязаны соблюдать правила благоустройства (см. ниже), однако формально мэрии не подчиняются. Влиять на них могут сами жители и надзорные органы: прокуратура и департамент государственного жилищного и строительного надзора.
Кто определяет, как именно убирается снег?
Городские власти приняли несколько документов, которые описывают и регламентируют эту работу: «Правила благоустройства» 2012 года, постановление главы города «Об организации работ по содержанию объектов улично-дорожной сети» и регламенты содержания объектов улично-дорожной сети, которые принимаются отдельно на каждый год (но по факту особо не меняются). Эти документы в свою очередь основаны на федеральных нормативных актах — приказе Минтранса России от 16 ноября 2012 года №402, ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» и СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
Кроме того, ДЭУ получают от мэрии муниципальные задания, а частные компании действуют на основании муниципальных контрактов. А иногда руководителям ДЭУ и подрядчикам просто звонят главы районов и просят поскорее убрать выпавший снег.
По идее, несоответствие реальной жизни любому из этих документов может быть основанием для жалобы гражданина в мэрию или вышестоящие органы.
Почему некоторые улицы чистят хуже, а некоторые лучше?
Считается, что у городского бюджета нет средств чистить все улицы одинаково хорошо. Все улицы в городе поделены на семь категорий. Самые важные дороги — «внекатегорийные», потом идут дороги первой, второй, третьей и четвертой категорий (плюс дополнительные категории 1ОР и 3пр, но не будем вдаваться в такие детали). В регламентах содержания улично-дорожной сети расписано, как должна чиститься каждая категория. Например, на внекатегорийных дорогах свежий снег подметают 91 раз за сезон (15 октября по 15 апреля), а на дорогах третьей категории — 78 раз за сезон.
Как узнать, какая категория у конкретной улицы?
Поразительно, но этой важной информации нет в открытом доступе — ни на сайте администрации Екатеринбурга, ни в опубликованных нормативных документах. Нам удалось лишь неофициально достать экселевскую таблицу, в которой расписаны категории дорог с актуальностью на 2016 год (вряд ли с тех пор что-то сильно поменялось). Мы направили в администрацию города запрос с просьбой предоставить актуальную информацию.
По идее, взглянув на категории улиц, каждый горожанин мог бы понять, соблюдается хотя бы примерно регламент уборки на его улице, или нет. Может быть, именно поэтому документ не спешат выкладывать в открытый доступ: есть риск, что горожане завалят администрацию и прокуратуру жалобами.
Так соблюдаются регламенты или нет?
Далеко не всегда. По данным администрации Екатеринбурга, в 2017 году для соблюдения всех регламентов требовалось 2,3 млрд рублей в год, при этом город выделил на уборку всего около 1 млрд рублей. Например, в правилах благоустройства сказано, что дороги первых трех категорий должны быть прометены от снега в течение 5-6 часов после снегопада. На практике это получается сделать не всегда. В то же время, прежде чем жаловаться, неплохо бы уточнить категорию улицы, которая вас заботит: может быть, по регламенту администрация вообще не обязана регулярно часто чистить ее от снега (так бывает, например в частном секторе).
Какая техника чистит город?
Сейчас у Екатеринбурга есть около 450 единиц уборочной техники. В 2018 году было куплено 37 новых машин, но обычно темпы роста парка техники скромнее. Основа парка — комбинированные дорожные машины (КДМ) — КамАЗы, на которых зимой и летом ставят разное оборудование. А также грейдеры, самосвалы, лаповые снегопогрузчики, бульдозеры, тракторы «Беларусь». Некоторую технику ДЭУ берут в аренду (например, самосвалы, которые летом особо не нужны).
Чем посыпают дороги и тротуары? Это вредно?
В правилах благоустройства Екатеринбурга прописано, что дороги должны просыпаться противогололедным материалом, а тротуары — мелким щебнем. По идее, главная задача реагента — расплавить снег в кашу, чтобы ее легче было убрать грейдером. Правда, далеко не всегда соблюдется технология уборки: иногда коммунальщики не успевают убрать снег, и реагентная каша остается лежать на улицах.
О противогололедных материалах много спорят: считается, что от них появляется грязь, портится обувь, машины страдают от коррозии, животные получают термические ожоги, а у людей проявляется аллергия. В Екатеринбурге обычно используется смесь «Бионорд» — это сплавленный в гранулы хлористый кальций, пищевая соль и мраморная крошка. Его производители говорят, что он абсолютно безопасен, но горожане регулярно просят у мэрии запретить использование смеси. В администрации обычно отвечают, что альтернатива — толстый слог снега и наледи на дорогах, как было в Екатеринбурге несколько лет назад. Это увеличивает количество аварий.
Куда увозят снег?
У каждого района есть свой полигон для вывоза снега, у Орджоникидзевского района их сразу два. Снег туда везут самосвалами, на месте его собирают и трамбуют бульдозером. Весной он растает. Для примера, полигон Верх-Исетского района принимает около 120 тысяч тонн снега за сезон. В среднем службы вывозят около 10 тысяч тонн снега в день со всего города. Вывоз снега — самая дорогая операция всей уборки.
Складирование снега на полигонах можно назвать довольно архаичным методом. Альтернативой могут стать стационарные и передвижные снегоплавильные пункты, которые не первый год используются в некоторых российских городах (Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Казани). Для нагрева снега они используют тепло от вод канализации, стоки ТЭЦ или просто сжигание топлива. Вопрос внедрения установок пока обсуждается в администрации города.
Почему так плохо чистят тротуары?
По регламентам уборки понятно, что основной акцент в очистке улиц зимой сделан на дорогах. Тротуары чистятся по остаточному принципу, и чаще всего — недорогим механизированным способом (то есть просто трактором со щеткой). Гораздо лучше убирать снег и наледь вручную, но это намного дороже. Желание городских властей иметь в первую очередь чистые проезжие части понятно, но без прибранных тротуаров будет сложно убедить екатеринбуржцев отказываться от личных автомобилей в пользу общественного транспорта или пеших прогулок.
Как граждане могут контролировать уборку снега?
Уборка улиц — довольно непрозрачная сфера, хотя в последние годы мэрия понемногу старается сделать ее более понятной для горожан. Например, на портале администрации Екатеринбурга есть карта работы уборочной техники, по которой через ГЛОНАСС-трекеры можно отследить, сколько уборочной техники вышло на улицы.
Куда жаловаться на плохую уборку снега?
Если вы считаете, что коммунальные службы плохо справляются с уборкой снега на улицах и во дворах, вы можете обратиться:
- К квартальному того участка, где снег плохо убирают (найти его можно на сайте горадминистрации);
- В администрацию Екатеринбурга через портал обращений;
- В госжилнадзор Свердловской области (каждый сезон они обычно открывают «горячую линию»);
- В Министерство транспорта Свердловской области на горячую линию (343) 262-50-65;
- В прокуратуру района, города или области.
Не факт, что после вашей жалобы снег сразу станут убирать лучше. Но государственный аппарат оценивает общественные запросы именно по обращениям горожан. Чем больше жалоб на уборку и требований убираться лучше, тем больше внимания и ресурсов власти будут выделять на эту сферу.
Фото Яромира Романова / Znak.com.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.