Фасадизм

Как жить в городе со страшными фасадами и вывесками

8 октября, 17:30, 2018г.    Автор: Кристина Полякова

Наверно, каждый когда-либо наблюдал такую картину. Пустующий первый этаж у здания рядом с работой или на районе у дома. Долгое время на нем красуется перетяжка: «Аренда». Ты ходишь мимо каждый день и думаешь: кто же заедет в этот лакомый кусочек? Кому достанутся трехметровые потолки, арочные окна и барельефы? 

И если в центре города есть шанс, что в помещении появится какая-нибудь крафтовая кофейня или стильный небольшой ресторанчик, то в спальных районах исход почти всегда один. Первый этаж занимает сетевой продуктовый или алкомаркет. Фасад зашивается сайдингом, арочные окна закладываются кирпичом до стандартных размеров, ведь так проще и дешевле заменить остекление.  

За всеми этими конструкциями уже не видно фасада здания. А ведь фасады — это лицо города. И теперь вместо чуть сурового, но самобытного уральского лика мы видим совершенную безвкусицу.

Вот, например, как выглядел хорошо знакомый всем жителям Втузгородка и Пионерки кинотеатр «Современник»:

А вот он же в настоящее время:

Сокрушаться и ворчать можно долго. Давайте посмотрим, что можно сделать в такой ситуации нам — простым, но неравнодушным жителям города

Для начала изучаем понятия

Важно знать, что в Екатеринбурге запрещено самовольное переоборудование или изменение внешнего вида фасада здания и его элементов, в том числе:

  • фрагментарная окраска или облицовка участка фасада, окраска откосов и наличников, не соответствующая колористическому решению фасадов;
  • изменение расположения оконного блока в проеме по отношению к плоскости фасада;
  • использование при отделке фасадов сайдинга, профилированного металлического листа (за исключением зданий, расположенных на территории промышленных предприятий), самоклеящейся пленки, баннерной ткани.

Это обговорено в постановлении администрации Екатеринбурга «Об утверждении требований к содержанию отдельных конструктивных элементов фасадов, к дополнительному оборудованию, дополнительным элементам и устройствам, размещаемым на фасадах зданий, строений, сооружений» от 02.12.2015 г.

Все действия, связанные с окраской зданий, реконструкцией входов, оконных проемов, изменением габаритов и конфигураций проемов могут производиться только после внесения соответствующих изменений в паспорт фасада. Согласовывает их Департамент архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации Екатеринбурга.

Давайте посмотрим на список согласованных паспортов фасадов, находящийся в открытом доступе. Согласно ему, на улице Хохрякова, к примеру, находится только один согласованный фасад.

И то паспорт фасада заметно устарел. Вместо «Дублина» там уже давно другое заведение.

Возможно, информация просто не обновляется на портале вовремя, но что есть — то есть. Например, паспорта фасада дома по адресу Студенческая, 6, где совсем недавно открылся новый «Магнит» (см. фото выше), в списке согласованных также нет. 

Подобная картина сплошь и рядом. Фасады переделываются без согласования. Некоторые хорошо нам известные сети ухитряются приравнять изменение фасада за размещение вывески.

Давайте подробнее остановимся на понятии вывески

Как говорится в нормативных документах администрации Екатеринбурга, «вывеска — размещаемый на фасаде здания, строения, сооружения объект, который содержит информацию о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, органах государственной власти или местного самоуправления, а также сведения и материалы, доведение которых до потребителя является обязательным в соответствии с федеральным законодательством».

При этом в законодательстве различают понятие наружной рекламы и вывески, следовательно, к ним применяются разные правовые акты. 

Требования к наружной рекламе были ужесточены в период подготовки города к чемпионату мира по футболу, и мы видим определенный результат. С вывесками все намного сложнее и печальнее. Положения закона «О рекламе» не применяются на вывески и указатели нерекламного характера.

Главное отличие вывески от рекламы в том, что она информирует. В законе «О защите прав потребителей» в статье 9 говорится, что производитель продукции обязан проинформировать граждан-потребителей о названии организации, ее адресе и рабочем графике. 

Роль вывески – только донести информацию о фактическом местонахождении объекта и обозначить место входа. Так что вывеска не может содержать никаких указаний на цены, ассортимент товаров, а также на акции и спецпредложения.

И ключевое различие: если для разрешения на установку наружной рекламы на здании требуется получить согласие собственника, а также согласовать размещение рекламы с МУГИСО, то для размещения вывески эти действия не нужны. Если только здание не является памятником культурного наследия, о чем мы поговорим чуть позже. Для всех остальных зданий — существуют методические рекомендации, которые надо учитывать, но предварительное согласование для размещения не требуется.

Ищем скрытую рекламу в вывесках

Привлечь к ответственности владельцев бизнеса можно за скрытую рекламу в вывесках. Например, если в пекарне кроме названия присутствует надпись: «Всегда свежий хлеб» — это уже скрытая реклама. 

Размер штрафа здесь будет зависеть от масштабов предприятия:

  • Для физических лиц — до 1500 рублей;
  • Для индивидуальных предпринимателей — до 5 тысяч рублей;
  • Для юридических лиц — до 1 миллиона рублей.

Таким образом, для пекарни, которую держит ИП-шник, скорее всего, проще будет заплатить штраф, чем демонтировать вывеску. А вот для крупного сетевого магазина вопрос уже может встать ребром. 

Но нас все же больше волнует не скромное «Всегда свежий хлеб», а кричащие вывески диких цветов и огромных размеров. Что же делать с ними?

Несколько ключевых моментов из постановления Администрации Екатеринбурга:

  • Для конструкции вывески нельзя использовать баннерную ткань;
  • Вывески размещаются на плоских участках фасада, свободных от архитектурных элементов, на единой горизонтальной оси на уровне перекрытий между первым и вторым этажами либо ниже этой линии;
  • При размещении на одном фасаде одновременно нескольких вывесок, они размещаются на единой горизонтальной линии;
  • Подсветка вывески должна иметь приглушенный, немерцающий свет, не создавать прямых направленных лучей в окна жилых помещений;
  • Максимально допустимый размер букв настенных вывесок не более 0,4 метра;
  • Максимально допустимый размер знаков настенных вывесок не более 0,75 метра;
  • Максимально допустимая высота и ширина консольной вывески не более 0,75 метра;
  • Если надпись выносится на крышу здания – на ее размещение необходимо согласие всех собственников недвижимости;
  • Запрещено размещение настенных вывесок в виде светового короба, размещение вывесок с использованием бегущих строк.

Если вы видите нарушение на своем доме, то начать можно с запроса паспорта фасада у управляющей компании или ТСЖ. В архиве паспортов на сайте администрации города есть далеко не все паспорта.

Полный набор документов о фасадах и их оформлении в Екатеринбурге можно найти в этом разделе на сайте администрации города. Особенно обратите внимание на методические рекомендации по оформлению фасадов. Формально они являются графическим приложением к постановлению администрации Екатеринбурга, то есть на их нарушение можно жаловаться в мэрию.

Как быть с памятниками?

Вывеска на объекте культурного наследия обязательно должна быть согласована. До 2016 года согласованием занималось МУГИСО, теперь этим вопросом занимается Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области. 

Требования к рекламе и фасадам на объектах культурного наследия более строгие. В частности, на ОКН вообще запрещено размещение какой-либо коммерческой рекламы. Охрану объектов культурного наследия регулирует ФЗ №73 от 25 июня 2002 года.

Кому и как жаловаться?

Пожаловаться на неправильно оформленные вывески и фасады можно:

1. Квартальному того участка, где расположен объект. Следить за выполнением правил благоустройства — прямая обязанность квартального. Узнать имя квартального и его координаты можно на сайте администрации города, введя адрес места нарушения. Квартальные публикуют отчеты о своих действиях.

2. Просто в администрацию Екатеринбурга, подав обращение в электронной форме. Это также можно сделать на сайте мэрии, предварительно нужно зарегистрироваться. Можно прикрепить файлы, например, фотографии. Вам будут обязаны ответить в течение 30 дней. Проверить статус обращения также можно на сайте.

3. В случае, если вывеска или фасад уродуют объект культурного наследия, лучше также подать жалобу в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области. Это можно сделать на сайте учреждения или офлайн (порядок и время указаны здесь). Лучше пояснить, каким именно образом, на ваш взгляд, нарушается облик объекта культурного наследия. Также желательно прикрепить фотографии.

4. На незаконную рекламу также можно пожаловаться в ФАС. Судя по информации на сайте Свердловского управления ФАС, сделать это можно только в письменном обращении. Чтобы понимать, есть ли основания для жалобы в ФАС, лучше изучить закон «О рекламе».

5. В прокуратуру. Если администрация города вовремя не отреагировала на ваши обращения, квартальные игнорируют жалобы, а нарушающая правила благоустройства вывеска или реклама продолжает висеть, можно подать заявление в прокуратуру. Контакты прокуратуры города и районов можно посмотреть на сайте администрации города. Обращаясь в прокуратуру, постарайтесь максимально подробно и детально изложить проблему и действия (или бездействие) органов власти после ваших обращений. Лучше будет, если вы сможете сослаться на конкретные нормы закона, но это не обязательно.

Не стоит думать, что жалобы ни к чему не приведут. Как правило, чиновники реагируют на обращения, а предпринимателям, пережившим одну-две проверки, становится легче привести фасад или вывеску в соответствие с нормативами, чем постоянно терять время и нервы с надзорными органами. Так что жалуйтесь. Ничего зазорного в этом нет, наоборот, вы делаете полезную для города работу.

* * *

Вопрос отношения к памятникам архитектуры – это вопрос нравственности, осознанного отношения к городской среде. Собственник бизнеса должен бояться не штрафов и судебных тяжб, а гражданского мнения, твердой и весомой позиции жителей города. От нас с вами зависит отношение к бренду, репутация которого может быть испорчена варварским отношением к городу. 

Хочется верить, что ситуация начнет меняться под надзором не только управлений и министерств, но и общественного мнения. И мы на своем веку увидим вывески лаконичные, подчеркивающие форму здания, выдержанные с ним в одной цветовой гамме и стиле. Вывески, приятные глазу и не наносящие ущерба архитектуре.

Автор текста ведет Instagram о Екатеринбурге и городской среде. Подписывайтесь и присылайте в директ свои примеры страшных (или прекрасных) фасадов и вывесок.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: