Япония, Константинополь и портрет жены

Что посмотреть на выставке «Владелица красного коня» кроме шедевра Петрова-Водкина

20 сентября, 16:34, 2018г.    Автор: Вячеслав Солдатов

Через десять дней в Екатеринбугрге закрывается выставка об истории знаменитой ленинградской коллекции Казимиры Константиновны Басевич. Более 70 произведений живописи, графики, скульптуры, а также избранные экспонаты декоративно-прикладного искусства и мебели собраний Государственной Третьяковской галереи, Екатеринбургского музея изобразительных искусств и Иркутского областного художественного музея.

Жемчужина собрания – выдающаяся работа Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня». Об этой картине и о ее авторе It’s My City писал накануне открытия выставки. Сегодня расскажем о работах, мимо которых в экспозиции тоже нельзя пройти. 

Восточные пейзажи Сарьяна

Два полотна Мартироса Сарьяна – «Константинополь. Собаки» и «Улица в Каире» – были значительными приобретениями в коллекции Басевич. Большая часть раннего творчества художника погибла при пожаре, и две картины 1910-х годов стали одними из редких образцов живописи Сарьяна, только начинающего свой путь в искусстве.

Яркие полотна контрастируют синим и желтым: почти все пространство картины на них занимают глубокое небо и раскалившиеся от солнца улочки древних восточных городов. Сарьян признавал, что во время поездок выбирал самое главное и хрестоматийное, но обращал внимание и на современный ему быт, мелочи старых кварталов и лица. А мы можем увидеть если не фотографию, но точное свидетельство, живописный снимок (он и написан споро, размашисто) городов, остающихся в вечности

Картина из цикла Хиросигэ «100 видов Эдо»

Легенда японской живописи Утагава Хиросигэ прославился графическим циклом «100 знаменитых видов Эдо», и один из оттисков его листов был подарен мужу собирательницы Акиму Басевичу в 1958 году во время командировки в Китай. На картине – скаковой круг в древней столице Японии, на котором раньше телохранители сёгуна упражнялись в верховой езде, в середине 19 века ставший большим общественным пространством в густонаселенном квартале.

Много оттенков синего этой почти невесомой работы рисуют раннее утро японской столицы, а на самой ксилографии можно обнаружить оттиски шелка на мокрой бумаге. Япония как она есть.  

Книжные иллюстрации к русской и не только классике

Казимира Басевич отдавала предпочтение русской живописи начала 20 века: поэтому в коллекции много импрессионистских пейзажей, стилизованных портретов и графических зарисовок. Но есть там и не столь яркие, но не менее значимые работы. Например, циклы книжной графики Константина Рудакова. Выдающийся мастер, участник «Мира искусства», в послевоенные годы он сосредоточился на акварелях по произведениям русской и зарубежной классики.

Над некоторыми работами Рудаков трудился до конца жизни, и герои его иллюстраций кажутся такими, какими их изображают писатели. Например, Дон Кихот Сервантеса или Лиза Калитина из тургеневского «Дворянского гнезда».

Еще Петров-Водкин – портрет жены

Рядом с «Купанием красного коня» на выставке висит большой портрет Марии Петровой-Водкиной, жены художника, с которой тот познакомился в Фонтене-о-Роз близ Парижа во время поездки во Францию. Она была дочерью хозяйки пансиона, а звали ее Мария Жозефина Йванович. В России она станет носить имя Мария Федоровна, а Кузьма Сергеевич будет любовно звать ее Мара. По воспоминаниям, он влюбится почти сразу после знакомства, начав писать её портрет, а через некоторое время признается в своих чувствах.

Мария появится на нескольких картинах Петрова-Водкина, в том числе и в образе «Петроградской Мадонны», а эта работа 1913 года соединяит и интимное любовное чувство, и мощно-авангардную манеру письма, сходную с тем же «Купанием красного коня».

Пейзаж как основа

Виды природы составляют большую часть коллекции Казимиры Басевич. Здесь и импрессионистические пейзажи Станислава Жуковского и Константина Коровина, и цветастые зарисовки провинции Бориса Кустодиева, и итальянские виды Александра Риццони и Александра Бенуа.

Есть в собрании и неброские, но впечатляющие работы, например, «Фьорд» Константина Крижицкого, останавливающий взгляд контрастом свинцовых туч, легкими белыми облаками и просветами голубого неба.

Выставка «Владелица Красного коня. Дар Казимиры Басевич музеям России» будет работать в Екатеринбургском музее изобразительных искусств (ул. Воеводина, 5) до 30 сентября.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: