На этой неделе в Екатеринбургском музее изобразительных искусств откроется выставка работ, собранная ленинградским коллекционером Казимирой Басевич в советское время. Главной картиной среди 70 работ стало монументальное полотно «Купание красного коня» Кузьмы Петрова–Водкина, написанное в 1910–х и превратившееся из жанровой работы в символ громадных перемен в мире и стране. Мы собрали значимые факты о картине и ее авторе.
Автор «Купания красного коня» начинал как иконописец
Кузьма Петров–Водкин родился в 1878 года в городе Хвалынске Саратовской губернии в семье сапожника. Учась в городском училище, он познакомился с двумя местными иконописцами, которые показали этапы создания иконы. Под впечатлением он самостоятельно начал писать иконы и пейзажи масляными красками. Затем Петров–Водкин продолжил живописные опыты в Петербурге и Москве, а его первой работой стал образ Богоматери с младенцем на стене церковной апсиды Ортопедического института доктора Вредена в Александровском парке на Петроградской стороне.
«Купание красного коня» стало выставочным хитом
Впервые полотно показали на выставке объединения «Мир искусства», в которое входил и сам Петров–Водкин. Устроители повесили картину не в общей экспозиции, а над входной дверью – поверх всей выставки. Критик Всеволод Дмитриев назвал ее «высоко поднятым знаменем, вокруг которого можно сплотиться». Успех картины у публики был колоссальным: впечатления о «Купании» можно встретить даже в стихах Рюрика Ивнева и Сергея Есенина.
Иконопись, Возрождение и символизм
«Купание красного коня» обращает своей символичностью и вневременностью: первоначально художник решил сделать бытовую зарисовку купания лошадей на реке. Но после на холсте появился мощный красный конь, отсылающий к образу Георгия Победоносца. Бесстрастные лица персонажей напоминают лики святых, а атлетичные обнаженные фигуры – живопись Ренессанса. В России картину называли предвестником огромных перемен и отзвуком революции 1905 года.
Сам Кузьма Петров-Водкин вспоминал: «В деревне была гнедая лошаденка, старая, разбитая на все ноги, но с хорошей мордой. Я начал писать вообще купание. У меня было три варианта. В процессе работы я предъявлял все больше и больше требований чисто живописного значения, которые уравняли бы форму и содержание и дали бы картине социальную значимость».
Петров–Водкин написал неканонический портрет Ленина
После октября 1917 года художник вписался в советскую систему: работал в объединении «Четыре искусства», преподавал живопись, писал теоретические статьи, а в 1932 году был избран первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников. Два года спустя, к 10–летию смерти В.Ленина он создал портрет основателя советского государства, причем в неканоническом виде.
Вождь пролетариата у него не говорит с трибуны, не беседует с ходоками, не тащит бревно, щурясь и улыбаясь. «...Мне хотелось дать Владимира Ильича живым – дать уютную обстановку, где он сам с собой. Он, конечно, читает Пушкина, а затем ляжет спать. Я даже придумал, что ему дать читать. Это «Песни западных славян», так как мне казалось, что эти вещи должны действовать сильно и остро…», – написал Петров–Водкин.
Картина покинула Россию на 36 лет
Работа Петрова–Водкина, бурно встреченная публикой на выставке «Мира искусства», через два года вошла в состав «Балтийской выставки» в шведском Мальмё (за участие в выставке король Швеции вручил художнику медаль и грамоту). После начала Первой мировой войны и революции 1917 года в России картину не получилось вернуть на родину.
«Купание красного коня» привезли уже в СССР: в 1950 году полотно передали вдове художника Марии Федоровне, которая уступила ее в коллекцию Казимиры Константиновны Басевич. А та в 1961 году преподнесла знаменитую работу Петрова-Водкина в дар Третьяковской галерее. В Екатеринбурге полотно можно будет увидеть с 10 августа по 30 сентября.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.