«То, во что мы верим, реально»

Художница из Амстердама об интуитвности в творчестве, Вениамине Метенкове и пирамиде из мечей

30 июля, 19:30, 2018г.    Автор: Таня Морозова

С 10 июля в фотомузее «Дом Метенкова» начал свою работу новый резидент из Амстердама Аники Шварцлозе. Она и куратор из Екатеринбурга Анна Литовских переосмыслили архив фотографий В. Л. Метенкова и его съемки Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки 1887 года. Завтра они презентуют свой исследовательский проект. IMC поговорил с Аники о том, почему художницу увлекла фотография, как экспонат может изменить пространство музея и при чем тут фильм «Аннигиляция».

Что тебя заинтересовало в резиденции «Дома Метенкова»?

Я из Берлина, сейчас живу в Амстердаме. И Екатеринбург для меня культурно нечто новое и интересное. Многие знакомые ездят в резиденции в Лондон или Париж, но мне важнее рассматривать разнообразные культурные контексты, обращаться не к очевидным местам культурного производства. Еще меня заинтересовал конкретно «Дом Метенкова», потому что это старая институция, которой управляют молодые кураторы с новыми взглядами.

Как ты узнала об этом музее?

Я узнала о нем от моего партнера Брайна, который тоже художник. Он уже приезжал в Екатеринбург и работал в культурно-обменном проекте в сотрудничестве с «Домом Метенковым». Он был здесь, а потом рассказал мне про музей.

Ты художник. Чем же тебя «зацепила» фотография? Что для тебя она значит?

Думаю, мне хотелось заниматься фотографией с раннего возраста, да и интересовало всегда что-то художественное. Но я очень нетерпеливый человек, а фотография дает быстрый результат. Мое отношение к медиуму менялось на протяжении нескольких лет работы с ним. Сначала была интересна прикладная фотография, документальная съёмка, поверхность и содержание картинки. Но сейчас интересны немного «сдвинулись». Интересным стало концептуальное понимание фотографии и то, как изображение формирует наше восприятие мира.

То, во что мы верим, реально. Наше восприятие того, что мы видим через камеру, определяется не только тем, что видим в ней, но и ситуациями, обстоятельствами, которые окружают нас. Мы моментально чувствуем нашу связь с миром и можем передать ее, например, в пресс-фото и в новостях. Я думаю, что визуальные коммуникации важная часть нашей культуры. Направлять объектив на объект, документировать его, а потом интерпретировать в медиа, оно формирует и наше отношение к миру, и сам мир.

Какой проект в «Доме Метенкова» ты подготовишь?

Вместе с Аней Литовских будем работать над проектом,связанным с исторической выставкой фотографий самого Метенкова, который снимал научно-промышленную выставку 1887 года. Когда я увидела фотографии, они меня тут же зацепили. Очень заинтересовала то, как продукция расположена в плане экспозиции на этих фотографиях. То, как они размещены относительно друг друга, какие комбинации составляли те экспозиционеры, чтобы показать достижения, процветания и благополучие. На самом деле, на выставке можно было эти предметы просто разложить по порядку, но их использовали для постройки чего-то нового. Например, мечи и сабли формируют композицию в виде пирамиды или колоны. Эти эстетические решения важны, потому что добавляют новое значение для всей выставки.

Ты пользовалась архивами, какими-нибудь материалами?

Мы сейчас исследуем разные современные достижения научной промышленности региона. Ходим в разные музеи, пойдем в военный музей, еще в сельско-хозяйственный. Сравним ситуацию того, что было тогда, и посмотрим, сможем ли мы найти ответ в современной ситуации. Вообще, я делала общее исследование. Смотрела, что происходит в регионе, что интересного здесь, но чего-то определенного я не изучала.

Когда я приехала сюда, еще не знала, какая будет тема работы. Мне кажется, довольно странным, когда художники приезжают в резиденцию с определившейся темой. Когда ты знаешь, что заранее будешь делать, ты можешь это и дома делать, зачем приезжать в резиденцию. Первым делом, когда я приехала, осмотрела музей, мне провели экскурсию, и также я обратилась к архиву фотографий Метенкова. И Аня очень сильно помогла, потому что объясняла, что я вижу на фотографиях.

Как ты выбрала тему?

Интуитивно. Это часто случается в моей работе. Я всегда прислушиваюсь к себе, каким-то внутренним ощущениям. И так выбираю то, над чем буду работать. В общем, я посмотрела фильм «Аннигиляция». Там сильную роль играет тема о преломлении. Преломление – это процесс, когда что-то проходит через другую среду, и информация перемешивается, преломляется, приобретает другую скорость, направление. И я подумала, что с одной стороны это фотографический процесс (что делает камера), с другой стороны это то, что происходит с течением истории. Мы много обсуждали и это конкретно, и возможно какую-то роль эти обсуждения сыграют в нашем проекте.

Как ты первый раз «соприкоснулась» с камерой?

Я начала заниматься фотографией в таком классическом понимании, это была аналоговая фотография. Я снимала на 35-миллиметровую плёнку, проявляла с помощью химических растворов. Потом я решила пойти в художественную академию «Редфорд» в Голландии. В европейских вузах существует такая штука, как базовый год, перед тем, как идти на первый курс, как определиться с профессией, ты можешь пройти нулевой курс, где тебя учат абсолютно разному, показывают, чем вообще можно заниматься. 

Я сильно боролась за то, что бы меня сразу пустили на первый курс фотографий, но все же посоветовали пройти базовый год, и я согласилась. Когда пошла на первый курс – выбрала все-таки фотографию. Но я уже подходила к ней в другом понимании. В течение обучения я делала работы, инсталляции с использованием и фотографий, и других техник. У нас даже есть такая шутка, что нас учат преодолевать фотографию.

И напоследок, как тебе Екатеринбург?

Очень приятный город. Очень много того, что контрастирует с какими-то ожиданиями и с тем, что говорят, когда ты хочешь посетить город. Да, он индустриальный, но и совершенно другой: много публичных мест, садов или двориков, в которых приятно проводить время. Также очень насыщенная, яркая культурная жизнь. Оживленный, интересный, разнообразный город. Здесь много контрастов и много истории.

В 2016 году «Дом Метенкова» победил в грантовом конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда Владимира Потанина с идеей арт-резиденции «Новые истории Екатеринбурга». Каждый из приглашенных в арт-резиденцию художников в течение двух месяцев работает в уральской столице и регионе, взаимодействуя с кураторами музея и местными жителями. Результатом этого взаимодействия становятся проекты, воплощенные в формате выставок и инсталляций и рассказывающие о сегодняшнем городе. Зрители имеют возможность увидеть, как работают художники, посещая их лекции и мастерскую в «Доме Метенкова» в часы публичных экскурсий. 

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: