«Без страсти вообще ничего бы не было»

Фотограф из Южной Африки Роджер Баллен о главной страсти своей жизни и о том, как этому научиться

19 июля, 14:02, 2018г.    Автор: Ирина Ризнычок

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств с июня по июль работала выставка Роджера Баллена «Реальное и нереальное». К ее закрытию всемирно известный фотограф и автор видео для группы Die Antwoord прибыл на Урал для мастер-класса на старом заводе в Нижнем Тагиле. Накануне поездки IMC поговорил с автором фотографических серий в духе сюрреализма о неопределенности и отсутствии ожиданий, напряжении южноафриканской жизни и «инструменте для головы».

Роджер, почему Урал? Почему вы решили провести здесь мастер-класс? 

Я не знаю, чего ожидать от этой поездки. Когда вы ищете одну вещь, порою находите совершенно другую. Мне нравится такой опыт. Когда я шел на нашу встречу, то не знал, что здесь будете именно вы. Я ничего о вас не знал, не знал даже, как вы выглядите. То же самое с путешествиями: иногда мне нравится ездить в новые места, это не только крупные города и столицы. Порой это отличный опыт, иногда – сомнительный. Я знал музей, в котором прошло уже несколько моих персональных выставок, знал Андрея Мартынова (сокуратор выставки Роджера Баллена «Реальное и нереальное». – Прим. ред.). К тому же, сейчас лето, а мне совсем не хотелось приезжать сюда зимой. В общем, все это сложилось в одну большую причину, и я подумал, что эта поездка будет интересна и музею, и мне.

В Екатеринбурге было уже три персональных выставки Роджера Баллена. Первая состоялась в 2012 году в фотографическом музее «Дом Метенкова», две других – в Екатеринбургском музее изобразительных искусств (2014 и 2018).  

Мне очень понравилась последняя выставка, экспозиция получилась очень сильной. И я должен поблагодарить команду музея за отличную работу. Она произвела на меня хорошее впечатление. Так много моих выставок в одном городе – это еще одна причина приехать сюда (смеется). 

Фото Екатерины Фроленко

Что вы успели увидеть в Екатеринбурге? И что вы о нем думаете? 

Я здесь всего 24 часа. И не могу сказать, что знаю хорошо этот город. Это очень приятное место, в котором удобно жить. Я думал, что Екатеринбург такой индустриальный. Но он оказался более современным, чем я предполагал. В большинстве русских городов, в которых я побывал, чувствуется какая-то «казенщина», отпечаток советского времени: в зданиях, квартирах, рабочих кабинетах – повсюду. Здесь этого нет. Мне кажется, что в этом городе заботятся о людях.

Давайте поговорим о предстоящем фото-трипе в Нижний Тагил. Что вы планируете от него получить? 

Во-первых, я не могу ничего ожидать и планировать. Это касается многих сфер моей жизни. Мы выбрали сильное место (Музей-завод истории развития техники черной металлургии в Нижнетагильском музее-заповеднике «Горнозаводской Урал». – Прим. ред.), его атмосферу нужно будет выразить в снимках. Мне кажется, что это просто интересное место с большой историей. Но нужно понимать, что одно дело – сказать, что это место интересное и атмосферное, и совсем другое – получить хорошие фотографии. Думаю, что это будет прекрасной подготовкой для фотографов, которые будут участвовать в поездке. Посмотрим, что из всего этого выйдет.

Фото Екатерины Фроленко

Фотографии из Нижнего Тагила составят отдельную серию? Или войдут в уже существующие?  

Сейчас я не могу ничего сказать. Посмотрим. Мы можем увидеть массу отличных снимков, а можем ничего не получить. Это как сказать перед рыбалкой, что поймаешь много рыбы. Ты можешь действительно поймать много рыбы, а можешь рыбачить всю неделю и ничего не поймать.

Как часто вы работаете в качестве руководителя для фотографов? У вас есть своя методика работы? 

Я делаю это два-три раза в год, каждое такое событие обычно длится один-два дня. Я не учу фотографии. Меня иногда просят делать небольшие курсы по несколько дней в России, Америке, Китае, так вот  – я не учу профессии фотографа. И никогда этого не делал.

Что же вы будете делать со своими студентами?

Когда мы приедем в Нижний Тагил, я предложу им попробовать сделать фотографии Роджера Баллена. Я скажу: «Посмотрите на мои фотографии и притворитесь мною, попробуйте подражать моим работам». Вот что я буду делать.

Фото Екатерины Фроленко

Непростая задача. Но зачем им это?

Да, совсем не простая. Легко взять в руки камеру, но получить хорошие снимки – задача не из легких. Смотрите, это всего лишь короткий курс. Прежде чем оказаться сегодня здесь и разговаривать с вами о фотографии, я снимал годами. Первое, что я попрошу их сделать – подобрать себе необходимый реквизит, различные предметы, которые они смогут найти и принести их с собой на место съемки. Это могут быть старые маски, куклы, стулья, картины или провода. Затем они могут сделать из этого натюрморт, какую-то инсталляцию. Мы пригласили в качестве модели художника Сергея Лаушкина. Возможно, он будет нам позировать. Мое описание наших действий кажется простым, но самое легкое из этого всего – нажать кнопку затвора фотоаппарата.

Много лет вы работали геологом в Южной Африке, а фотография была вашим хобби. Есть ли нечто, что роднит два этих занятия? 

Геология – это наука. Вы ищете минералы, рассчитываете, какие из них можно добывать, а какие – нет. В геологии нет никаких странностей. Можно сказать, что геология вообще не имеет дела с искусством. Это наука о Земле. Мы можем найти какие-то метафоры в геологической терминологии, но здесь нет прямой переклички. Вообще мы можем найти взаимосвязь всего со всем в этом мире. Например, посмотреть на телевизор и сказать, что он связан с геологией. Да, это так, потому что телевизор делают из материалов, которые изучает геология.

Роджер и внутренние голоса. 2015. Фото by Marguerite Rossouw

Вы родились и выросли в Нью-Йорке, но вот уже более 30 лет живете в Йоханнесбурге (ЮАР). Нельзя сказать, что это комфортное для жизни место, порою там может быть просто опасно. Как это влияет на ваше творчество? 

Сложно сказать, ведь я не знаю, что бы я смог сделать, находясь в другом месте. Если бы, скажем, я проводил все свое время в Екатеринбурге или Нью-Йорке, может быть я был бы творчески активней, а может – я бы вообще ничего не сделал. Мне сложно судить. В Йоханнесбурге есть свой драматизм, напряженность, своя культура, и всё это очень изолировано. Но я сделал свой большой вклад в развитие этого места и сомневаюсь, что окружение играло определяющую роль. Другие люди тоже там живут, но они не делают того, что делаю я. Большинство фотографирует там нищету или что-то в этом роде.

Но почему все-таки вы выбрали именно это место?

Потому что я работал там геологом, и встретил в Южной Африке свою жену. Я никогда не думал, что проведу здесь 35 лет, но так получилось. К тому же, мне просто нравится Южная Африка.

Роджер Баллен. Old Man, Ottoshoop, 1983

Вы фотографировали людей, которых можно было бы назвать аутсайдерами. Какие у вас с ними отношения? Вы помогаете им, дружите с ними или вы просто соседи? Кто они для вас? 

Некоторых из них я знаю больше 30 лет, с кем-то провел несколько минут, часов или дней. С некоторыми из них мне удавалось сделать хорошие снимки. Я становился другом многих людей, и помогал очень многим как доктор или юрист, помогал купить еду или найти жилье. Но фотография никогда не была вознаграждением за мою помощь. А потом вы знаете, что на моих фотографиях не так уж много людей. Больше животных и рисунков. Я перестал снимать людей в 2003 году.

Да, на сегодняшних снимках мы видим больше живописи, рисунков, элементы скульптур и инсталляции. Как вы сами себе объясняете эту трансформацию? 

Мне это интересней, это вызов для меня. Почему я должен делать одно и то же всю свою жизнь? Это творческий процесс, я постоянно ищу нечто новое. Ведь фотография – это моя страсть, я никогда не занимался ей ради денег.

Роджер Баллен, Stare, 2008

Чем является для вас камера? Какова ее роль? 

Камера – это инструмент для головы. Если ты писатель, то ручка – это инструмент для твоей головы. Если вы встретите незнакомца на улице, дадите ему ручку  и попросите его написать стихи, то он, скорее всего, не сможет этого сделать. Это инструмент вашего сознания. Не больше и не меньше.

Вы исследовали людей, животных и сны. И, в конечном итоге, изучали себя. Можете ли вы сказать, что фотография – подходящий инструмент для самораскрытия? 

Это подходящее средство, также как кисть или музыкальный инструмент. Но большинство людей использует камеру лишь для документации событий. Фотографируют еду на своих тарелках, видят друга – и фотографируются с ним, делают селфи. Для большинства это развлечение или просто фиксация событий. Зайдите в социальные сети и вы увидите сотни семейных фотографий, где люди заняты повседневными делами. Вот у вас есть камера, и вы можете пойти в парк и снимать закаты или птичек. Но не все задают с помощью фотографии вопросы о себе и о мире. Очень сложно вложить в фотографию идею и претворить ее в жизнь.

Вы прошли длинный путь в фотографии. Можно ли сказать, что сейчас вы работаете на грани фотографии и современного искусства?  

Я живу в большом мире, и не могу определить, где проходят эти границы. Я надеюсь, что то, чем я занимаюсь, больше, чем фотография.  Видите ли, сейчас я делаю видео и акции – большинство людей считает, что это больше, чем фотография. Поэтому я могу сказать, что я мультимедиа-художник, специализирующийся на фотографии.

Фотография для вас больше, чем искусство?

Да, больше, конечно. Это определяющая сторона моей жизни. Я начал делать серьезные снимки в 1969 году, а сейчас 2018. Это центральный фокус моей жизни за последние 50 лет. И моя большая страсть. Без страсти вообще ничего бы не было.

Роджер Баллен – фотограф и художник. Родился в 1950 году в Нью-Йорке. Получил образование геолога (окончил Беркли). В 23 года уехал из США и путешествовал по миру, работал геологом и консультантом в горнорудной компании в Южной Африке. В 1977 году выпустил свою первую фотокнигу «Boyhood». В 1985 опубликовал вторую – «Dorps», посвященную небольшим деревням и селениям, в которых побывал. Наибольший успех и мировую известность фотографу принесла серия  «Platteland» (в 1994 вышла в свет одноименная фотокнига). В более поздних сериях «Boarding House» (2009) и «Asylum of the Birds» (2014) Баллен почти не снимает людей, зато включает в свои фотографии все больше элементов живописи, графики, скульптурных композиций и инсталляций. В 2012 году Роджер Баллен работал совместно с Die Antwoord над клипом «I Fink U Freeky». Обладатель множества наград. Назван фотографом года на фестивале Rencontres d' Arles в 2002 году. Работы Баллена хранятся в коллекциях Музея Помпиду (Париж), Музея Виктории и Альберта (Лондон), в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: