Великая Отечественная война кардинально изменила облик Свердловска: эвакуация предприятий, учреждений и людей из западных районов страны сделала его одним из крупнейших центров промышленности, науки и культуры к востоку от Уральских гор. В канун Дня Победы мы решили пролистать страницы самой массовой местной газеты – «Уральский рабочий» – и узнать, чем жил Свердловск в те годы.
22 июня в «Уральском рабочем» еще ничего не говорит о начавшейся войне – в воскресном выпуске на передовице фотография выпускников Уральского индустриального института, бодрые призывы укрепить хозрасчет и лучше работать. В разделе развлечений – мотогонки по отвесной стене, скачки на ипподроме, массовые гуляния в саду Вайнера и парке Маяковского, гастроли цыганского театра и цирк. Война пока идет только в Европе, Азии и Африке.
О военном положении объявят на следующий день – указом Президиума Верховного Совета СССР, текстом радиовыступления наркома иностранных дел Вячеслава Молотова, огромным портретом Иосифа Сталина. Теперь сводки с фронтов и призывы трудиться самоотверженно займут первые полосы газеты на четыре с лишним года. Новостям о жизни города оставят последние страницы.
В основном речь идет о мобилизации: сил, людей, ресурсов, денег. «В цех, как на фронт», «Годовой план выполнен досрочно», «Боевая задача молодежи области» – заголовков, подобных этим в военном «Уральском рабочем» так много, что через десяток выпусков они становятся неразличимыми, становятся фоном, на фоне которого жили и работали люди.
«Больше руды, больше металла, больше леса» – а между ними заметки об открытии троллейбусного сообщения от улицы Фрунзе до Нижне-Исетского поселка, новой трамвайной ветки от улицы Щорса до мясокомбината на Вторчермете, строительстве новой линии водопровода, открытии гражданского аэродрома в Кольцово. Именно в годы войны Свердловск стал городом республиканского подчинения.
В этих кратких заметках находилось место не только рапортам об успехах. Газета писала плохом состоянии жилья (за годы войны число живущих в Свердловске выросло почти в полтора раза - с 423 тысяч до 621 тысяч человек), очередях в продовольственные магазины и проблемах со снабжением рабочих, перебоях в работе траноспорта. Печатали о нарушениях паспортного режима, прикреплении к предприятиям и прогулам работы – в те годы это было уголовное преступление.
Еще один интересный источник – объявления и анонсы городских событий. В годы войны на Урал эвакуировали не только заводы: в Свердловске работали Московский художественный академический театр и Центральный театр Красной Армии, сочиняли композиторы Тихон Хренников и Арам Хачатурян, писали Агния Барто, Лев Кассиль, Леонид Гроссман, Мариэтта Шагинян. Горожане могли слушать «Седьмую симфонию» Шостаковича, бывать на спектаклях и в кино.
Кстати, в 1943 году в Свердловске появилась собственная киностудия, а через год на ней выпустили абсолютно невоенный легкий фильм «Сильва», снятый по одноимённой оперетте Имре Кальмана.
Другим массивом объявлений стали заметки о приеме в вузы: за военный период в уральской столице побывали МГУ им. Ломоносова, Киевская консерватория, Ленинградская лесотехническая академия, Белорусский лесотехнический институт, Киевский ветеринарный институт, Ленинградский горный институт и другие институты, а местные вузы увеличили набор в связи с призывом студентов на войну.
Праздничный выпуск 9 мая «Уральский рабочий» украсил лозунгом «Да здравствует наша победа!», орденом Победы и портретом Сталина. В этом выпуске публиковали приказы Верховного главнокомандующего, коротенькие тексты о посевной компании и заметку о 35-тысячном митинге на площади перед Уралмашзаводом. Фото с него появилось на следующий день. Постепенно с газетных полос сходили сводки от Советского Информбюро – война закончилась.