Пуанты, танец и страсть

Обзор It’s My City: 10 новых фильмов о балете

30 марта, 00:09, 2018г.    Автор: Евгения Новосельцева

2018 год в России объявлен Годом балета. А 27 марта по всему миру отмечали День театра. Специально к этим событиям автор It’s My City сделал подборку десяти фильмов о балете последних лет. В ней и масштабные драмы в декорациях Большого театра, и камерные истории о танце как продолжении любви, и картины о балеринах по графическому роману.

«Большой» (2017, Россия)

Что будет, если отказаться от осуществления заветной мечты? Даст ли судьба еще один шанс? Непростой путь обучения в балетной академии, поиск себя, внутренние метания немного странной девушки, взлеты и поражения. Об этом фильм Валерия Тодоровского «Большой». Режиссер говорил, что это кино «про то чудо, как толпа девочек становится лебедями, а не про то, как кто-то гениально танцует». Поэтому в картине нет акцента на идеально составленном танце, зато есть концентрация на изнурительных тренировках и трудном процессе.

«После тебя» (2017, Россия)

«После тебя» рассказывает о легендарном танцоре Алексее Темникове, которого сравнивали с самим Барышниковым. Непростой характер, скандальные поступки и травма – причины, по которым успешная карьера танцора резко оборвалась. Анализируя свою жизнь, Темников понимает, что должен сделать нечто значимое. Он организует постановку балета, о которой давно мечтал, но не мог осмелиться.

Только вот на самом деле никакого Алексея Темникова не существует. При этом зрители до конца верили в существование героя: после просмотра люди безуспешно пыталось найти в сети информацию о вредном артисте. Иллюзию достоверности поддерживают и съемки на исторический сцене Большого театра и в новом здании Мариинки, и интервью на телевидении, и ролики на YouTube.

«Матильда» (2017, Россия)

Начало XX века в истории русского балета можно смело назвать эпохой Кшесинской, так как все значимые события и достижения так или иначе тогда были связаны с её именем. Но фильм, как мы уже знаем, явно не о роли Матильды в становлении русского искусства, поэтому балета там не так много, а в танцевальных сценах акцент явно не на самом действии.

Это история мимолетного увлечения, преувеличенная в картине в разы. В пылу увлечения любовным сюжетом режиссер «забывает» о достоверности изображения, игнорируя как крупные факты, так и детали. Отсюда появляется множество комичных и даже нелепых и тем более исторически недостоверных сцен, как, например, ревность поручика Воронцова, крик и эмоции Матильды на коронации, обморок Николая II и многие другие.

Фильм увлекает обилием декораций и костюмов. Съемки проходили в интерьерах петербургских дворцов и особняков, а также в бывших загородных резиденциях императорской фамилии. А все костюмы (более 7 000) пришлось создавать с нуля в течение полутора лет.

«Балерина» (2017, Франция, Канада)

Единственный в подборке мультфильм рассказывает о пути маленькой девочки на большую сцену. Благодаря своей хитрости и настойчивости главная героиня Фелис в короткое время овладевает тонкостями балетного искусства и получает роль Клары в «Щелкунчике».

«Танцовщик» (2016, Великобритания, Россия, Украина, США)

Украинского артиста Сергея Полунина называли чудом балета: он стал самым молодым премьером за всю историю лондонского Королевского балета, заняв эту позицию в 19 лет. Для сравнения — легендарный Рудольф Нуреев, с которым пресса неустанно сравнивает Полунина, премьером той же труппы стал в 23.

Обладание невероятным даром становится для юного Сергея большим испытанием. К 23 годам он уже отточил свой талант до гениальности, и ему некуда было расти. Поэтому документальная картина рассказывает не столько об успехе, сколько о пустоте человека, которому не к чему стремиться.

«Полина» (2016, Россия, Франция)

Фильм основан на графическом романе «Полина» французского автора Бастьена Вивеса. Тематика кино близка с «Танцовщиком»: оба фильма о том, как найти себя и следовать своим желаниям, а не тому, что хочет общество, в первую очередь семья. И хотя «Полина» заканчивается традиционной для подобных фильмов сценой танца, ее сложно назвать историей о пути к успеху. Даже финальный танец выражает не триумф, а скорее, вбирает в себя всю боль девушки, ищущей счастье.

«Нервы на пределе» (2016, Румыния, США)

Джонни — британский нелегал, затерявшийся в чаще Манхэттена. Руби — обаятельная девушка, добившаяся места в хореографической академии. Он – уличный музыкант, она – интеллигентная студентка. На первый взгляд, главные герои не имеют ничего общего, им трудно понимать друг друга. Случайная встреча и вспыхнувшие чувства полностью изменили их жизни, подарив им надежду на будущее и цель, ради которой стоит приложить немало усилий.

«Нервы на пределе» рисуют историю о том, как дружба и любовь могут сделать совершенным даже самое профессиональное исполнение. Скрипка и балет, классика и хип-хоп, любовь и труд до седьмого пота – все это ждет зрителя. Ну и хеппи-энд, конечно, несмотря на название.

«Большой Вавилон» (2016, Россия)

Еще один документальный фильм, расследование о скандальном нападении на художественного руководителя балетной труппы Большого театра Сергея Филина. После инцидента московский корреспондент лондонской газеты Sunday Times Марк Франкетти решил разобраться со всеми сплетнями и интригами и снять документальный фильм о Большом.

Картина интересна изображением жизни театра изнутри, зритель увидит и репетиции, и рабочие совещания с выяснением отношений, и кадры красивых спектаклей. На экране появляются звезды и члены руководства Большого театра: сам Сергей Филин, бывший солист Николай Цискаридзе, генеральный директор Владимир Урин, балерины Анастасия Меськова, Мария Александрова, Мария Аллаш.

«Балет. Жизнь на пуантах» (2016, США)

В своеобразном продолжении фильмов «Авансцена» и «Авансцена-2» о восходящих звездах хореографии акцент сделан не на том, как победить или уничтожить конкурентов, не об интригах и «стеклах в пуантах». А о том, что, объединившись в команду, вместе можно сделать многое. Картина о вере в себя, о силе дружбы и верности своей мечте.

«Балет в пламени войны» (2015, Китай, Россия)

В основу российско-китайской кинодрамы легли исторические события Второй мировой войны, происходившие на северо-востоке Китая. Главная героиня вдохновенно увлечена балетом, несмотря на ожесточенные бои между японской императорской армией и красноармейцами на ее родной земле. В картине мало балета и много войны. Редкие сцены танца, появляющиеся в картине, смотрятся контрастно на фоне насилия и ужаса. Для героини танец становится средством выживания и спасения от невозможной внутренней боли.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: