В Екатеринбурге запустили «Маршрут памяти» – автобусную экскурсию о жертвах Большого террора

22 марта, 16:11, 2018г.    Автор: IMC

Музей истории Екатеринбурга запустил документальный аудиоспектакль на колесах, посвященный частным историям жертв политических репрессий.

Автобусная экскурсия «Маршрут памяти» ведет от центра города к 12-му километру Московского тракта, где установлен мемориал погибшим в годы Большого террора, а во время поездки рассказывается о судьбах расстрелянных в Свердловской области в 1937—1938 годы.

«Маршрут памяти» — это документальный аудиоспектакль, где роль декораций играет сам город, его стены, рябь грязных луж, замерзшие и серьезные уральские лица. Посвящен он личным историям жертв Большого террора. Они в каждой улочке, в каждой табличке, в каждом прохожем.

«В декабре 2016 года музею истории Екатеринбурга передали здание на мемориале. Первое, что мы поняли – у нас очень мало интервью с родственниками. За первый год работы над проектом мы записали их более семидесяти. Затем будет издана книга в нескольких томах, где будут воспоминания и выдержки из личных дел», – объясняет директор музея Сергей Каменских перед началом экскурсии.

Затем Сергей задает вопрос, чью семью коснулись репрессии 1930-х годов, и половина автобуса молча поднимает руки. Рядом со мной сидит женщина, теребя в руках ручку от сумки. «А я к деду еду», - говорит она. Автобус трогается.

Мы едем. Пассажиры спокойно слушают, кивают. Соседка что-то записывает. Приглядевшись, я вижу годы, номера приказов. На фоне зачитываются и интервью с родственниками репрессированных. Показывают выдержки из документов и фотографии. Внезапно мне задают вопрос: «А вы зачем здесь?».

Анисье Автономовне Зудовой больше 80 лет, но она все равно два раза в год ездит к мемориалу на 12–м километре. В 1937 году был репрессирован ее дедушка Сидор Дмитриевич Зверев.

«Я держала в руках его дело. «Чем на службе занимаетесь? - Молимся. – А после чем занимаетесь? – О жизни беседуем». Все подчеркнуто красным. А внизу подпись – расстрелять», – вспоминает она.

Автобус подъезжает к бывшему Дому пионеров в усадьбе Харитоновых-Расторгуевых. Из динамика раздается дрожащий женский голос, рассказывающий о судьбе его работника, Владимира Тарика. Он был арестован в сентябре 1937 года по обвинению в «активном участии в контрреволюционной организации правых в комсомоле». Заместитель директора Свердловского дома художественного воспитания детей, один из основателей Дома пионеров в Харитоновском парке, Владимир был расстрелян через несколько месяцев, не дожив до своего тридцатилетия.

Его обвинили во вредительстве и растрате средств, выделенных на реконструкции Дома пионеров. Кто выдал – неизвестно. «Когда к людям приезжали и допрашивали, врать не было смысла. НКВД проверяло всех. Страшно было. В конце рассказчица произносит то, что трудно ожидать после такого. Я их понимаю и прощаю», звучит из динамика.

Далее экскурсия продолжается через Городок чекистов, который кажется совсем мрачным: не счесть, сколько оттуда забрали людей. И это тоже и история города.

Спустя час автобус подъезжает к последнему пункту – мемориалу памяти жертв сталинских репрессий. Приехавших встречают Маски Скорби созданные скульптором Эрнстом Неизвестным.

Следующий «Маршрут памяти» пройдет 31 марта в 11:00. Зарегистрироваться на него можно на сайте музея истории Екатеринбурга.

Репортаж и фото Анны Светловой

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: