В Китае все идет по плану

Востоковед Алексей Маслов рассказал, о чем мечтает Китай

15 марта, 17:48, 2018г.    Автор: IMC

10 марта в Ельцин Центре прошла лекция «О чем мечтает Китай?». На ней историк-востоковед и преподаватель Высшей школы экономики Алексей Маслов рассказал об особенностях культуры и экономики Китая в прошлом и сейчас. It’s My City подготовил шесть самых главных тезисов его выступления.

Китай – это страна самой долгой традиции

Традиция в Китае – это первооснова. Например, сегодняшние иероглифы представляют собой те же самые иероглифы, которые существовали в первом тысячелетии до нашей эры. Для сравнения: мы не сможем без специальной подготовки прочитать древнерусскую берестяную грамоту. А китайцы могут прочитать текст, написанный во времена Конфуция.

Китай – это уникальное слияние разных этнических и территориальных образований

Древнейшая культура Китая живет благодаря тому, что каждый китаец чувствует свою историческую сопричастность. Важно понимать, что тот Китай, что мы видим на карте – страна не совсем единая. Официально по китайской статистике, там проживает 94% людей, которые называют себя китайцами. Кажется, что эта страна гораздо более моноэтнична, чем Россия.

Парадокс в том, что житель Пекина не понимает жителя Гуанчжоу или Гонконга, а все вместе они не понимают жителя Шанхая. Более того, шанхайский язык – это даже не диалект, а принципиально другой язык. По разным филологическим подсчетам в Китае от 9 до 11 разных языков. Тогда как могут люди, говорящие на разных языках, считаться единым этносом?

Ответ прост: то, что мы называем Китаем – это уникальное, единственное в мире слияние разных этнических и территориальных образований в одно государство. Народы исторически «склеивались» почти 4 тысячи лет, но процесс слияния в единый этнос до конца не произошел и сейчас. Напомню, Китай начал свою историю из небольшого центра на реке Хуанхэ и постепенно расширялся за счет многих этносов, живших на периферии: тюркские народы, гунны, маньчжуры – стали частью возвеличивания Китая и навсегда растворились в нем.

Китайцы не воевали, а окультуривали

Да, Китай захватывал другие народы, но воевали китайцы плохо, поэтому процесс «завоевания» происходил через «окультуривание». Военные походы так и назывались «окультуривающими», поскольку китайцы не были настроены воинственно и снисходительно относились к своим «соседям». Они считали, что многие народы просто не имеют культуры, но заслуживают ее, поэтому им нужно ее принести. Таким образом, походы на территорию Ферганы, Сибири и других царств, которые сейчас не существуют считались просто передачей культуры, а исчезающие этносы – издержками окультуривающей миссии.

Китай мечтает

У современного Китая есть мечта. Китайская мечта принципиально отличается от мечты западной. Очевидно, что лозунг «China Dream» скопирован с «American Dream», но имеет принципиально иное значение. Американская мечта индивидуальна и относится к иммигрантам, прибывшим в США в поисках лучшей жизни, тогда как «China Dream» – это коллективная мечта о восстановлении национального достоинства и той роли в мире, которую Китай когда-то играл.

Китайская мечта абстрактна, но у нее есть автор – Си Дзиньпин, человек, который сегодня решил остаться больше чем на два срока президентства. Его идеи занесены в конституцию в КНР и в устав КНР под названием «Социализм с китайской спецификой в новую эру». А сама эта новая эра заключается в том, что Китай вырос и развился и вновь, как и на заре своего существования, готов нести культуру, но ему не позволяют. Поэтому китайская мечта в большей степени базируется на чувстве национальной обиды.

У Китая особенная система ценностей

Во-первых, это необычный взгляд на историю страны. Для китайцев история их государства позитивна. В школьных учебниках нельзя найти критику ни на одного из правителей, их руководство всегда оценивается как правильное. Так, например, партия установила, что у Мао Цзэдуна было всего 20% ошибок, все остальное – правильные поступки. И такая позиция не будет меняться. В Китае нет такого явления как пересмотр истории.

Китай – это нация, у которой «всё идет по плану»

Во-вторых, это всеобщий прагматизм. Нация нацелена на максимальный результат, и для этого они готовы на многое.

В-третьих, это социальная гармония. Исторически так сложилось, что у Китая нет единобожия и понятия «внутреннего ментора», присущего христианским странам. И вследствие этого система ценностей складывается не индивидуальная, а групповая, и определяется она правителем.

Одна из главных проблем Китая – старение населения

Власти Китая только в 2010 году начали выплачивать пенсии всем, кто достиг шестидесятилетнего возраста. К 2030 году процент населения пенсионного возраста достигнет цифры 33, а это около 400 миллионов человек. Вследствие того, что у рабочего класса нет пенсионных накоплений, все выплаты обеспечивает государство, а это создает огромную нагрузку на экономику страны. Так старение населения стало одной из главных проблем страны.

Материал подготовили Дарья Гузенко, Валерия Метелева

Фото: Timefacts, ChinaGroup

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: