В конце декабря года КБ «Стрелка» опубликовало исследование «Богатство и самостоятельность: что делает бюджет города устойчивым», в котором проанализированы доходы и расходы столиц российских регионов за 2013-2015 годы. IMC изучил изучил все, что касается Екатеринбурга.
В исследование «Стрелки» попали 79 региональных столиц. Исключениями стали Москва, Санкт-Петербург и Севастополь – у городов федерального значения другой принцип формирования бюджета. Эксперты изучали годовые бюджеты муниципалитетов, а также отчеты об исполнении бюджета. Это ежегодно публикуемые официальные данные о фактических показателях бюджета за прошедший год. Чтобы не сравнивать совершенно разные города, все региональные столицы были поделены на пять групп: четыре из них – по численности населения, а в пятую вошли города с экстремальными климатическими условиями.
«Эта работа будет полезна самому широкому кругу читателей: политикам, экспертам, мэрам, губернаторам, студентам. Однако наша работа адресована еще и самим горожанам. Ведь, как показало наше исследование, четверть городских доходов — это непосредственный вклад горожан в городской бюджет. Она поможет горожанам лучше понимать структуру и закономерности муниципальных финансов, не отдавая этот вопрос полностью на откуп специалистам и экспертам», – подчеркнули руководители проекта Елена Короткова и Денис Леонтьев.
Прежде чем выяснять, как же все-таки обстоят дела с бюджетом у Екатеринбурга, стоит разобраться с некоторыми важными характеристиками, которые занимают важное место анализа.
Устойчивость и богатство
Город с устойчивым бюджетом – это самостоятельный и богатый город. Самостоятельность выражается в минимальной доле безвозмездных поступлений из региональных центров в общем доходе. Так же необходимо, чтобы эта минимальная доля постепенно сокращалась, а зависимость города от регионального и федерального бюджетов – уменьшалась.
Помимо этого, бюджет устойчивого города смело опирается на все источники средств: и на безвозмездные поступления из регионального бюджета, и на налоги, и на неналоговые поступления (например, штрафы, административные сборы, госпошлины). Например, если деньги в городской фонд поступают в большей степени благодаря безвозмездным поступлениям – то есть город финансируется за счет региональных бюджетов, то его положение можно смело считать экономически нестабильным.
Второй важный элемент – богатство. Если у города достаточный объем денежных средств, то это автоматически обеспечивает смягчение любых кризисных ситуаций в городе.
Богатые города могут позволить себе решать не только тактические, но и стратегические долгосрочные задачи
В анализе «Стрелки» все города были поделены на 4 группы: богатые и самостоятельные, богатые и несамостоятельные, бедные и самостоятельные, бедные и несамостоятельные. А распределение городов прошло по трем географическим территориям: Европейская часть России, Сибирь (туда и вошел Екатеринбург) и Дальний восток.
Екатеринбург вошел в шестерку богатых и самостоятельных городов России по Сибирскому региону. В списке присутствуют Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Томск и Тюмень. Размер доходов Екатеринбурга составил около 23,1 тыс. рублей на душу населения, а расходы оказались чуть больше – 23,8 тыс. рублей на душу населения.
Как Екатеринбург зарабатывает?
В среднем Екатеринбург, один из крупнейших городов страны, зарабатывает на одного своего жителя около 84 руб. в день. 45% доходов он получает от своих жителей и недвижимости. Городской бюджет становится устойчивей как раз благодаря растущему населению: роль безвозмездных поступлений падает, а остальные доходы увеличиваются.
Кроме безвозмездных поступлений муниципальный бюджет пополняют налоговые и неналоговые доходы. Их основную долю составляют НДФЛ (налог на доходы физических лиц), земельный налог и доходы от операций с имуществом. Уровень НДФЛ в Екатеринбурге составляет 25%.
Вместе с тем мэрия практически не в состоянии контролировать доходы от НДФЛ: она не может влиять на налоговую базу (размер заработных плат) и ставку налога. Нормативы отчислений в местный бюджет устанавливаются на федеральном (обязательные 15 %) и региональном уровнях.
Еще одна составляющая – доходы от операций с имуществом. Екатеринбург, имея площадь в 114 289 га, имеет 17% доходов в городскую казну от аренды и продажи государственного имущества (от общих доходов). Еще один из основных городских источников дохода – налог на имущество горожан, так называемый НИФЛ (налог на имущество физических лиц). В мире он — один из основных городских доходов. В России им облагаются жилые дома, помещения, гаражи, машины, объекты незавершенного строительства. На общий объем сбора налога влияет стоимость недвижимости в городе, ставка (назначается на уровне муниципалитета в пределах, заданных на федеральном уровне) и платежная дисциплина.
В Екатеринбурге доходы от НИФЛ на 1 000 квадратных метров от жилфонда составляют 16,7 тыс. рублей.
Как Екатеринбург тратит?
В день Екатеринбург тратит около 86 руб. в день на одного своего жителя, что примерно совпадает с той суммой, которую он зарабатывает на одного человека.
Значительная доля доходов уходит на образование – в среднем, 48%. Здравоохранение же, наоборот, не является значимой частью расходов муниципалитета, на нее тратится около 8%. Но не потому, что в Екатеринбурге не заботятся о здоровье граждан, а потому, что медицина в большинстве городов напрямую финансируется из регионального бюджета.
В связи с тем, что на транспорт и дорожное хозяйство почти не идут безвозмездные поступления, величина этих расходов напрямую зависит от устойчивости городского бюджета. Поэтому доля расходов на транспорт и дорожное хозяйство (в общих расходах) Екатеринбурга составляет 18%. Кстати, протяженность муниципальных дорог составляет 3 728 тысяч километров.
Траты на ЖКХ состоят в основном из расходов на жилищное хозяйство (в среднем 35 % всех расходов на ЖКХ), коммунальное хозяйство (20 %) и благоустройство (36 %). Общие расходы екатеринбургских ЖКХ (в размере на 1 000 квадратных метров жилфонда) составляют приблизительно 69,8 тыс. рублей – что составляет около 12% от всех расходов.
Еще одна важная статья расходов – расходы на социальную политику. Это то, на что горожанин может надеяться в сложной жизненной ситуации: пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и обеспечение, охрану семьи и детства. Формируя за счет НДФЛ 25 % доходов бюджета, горожане получают в виде денег на социальную политику только 7,4 % от всех расходов. Это составляет примерно 2,1 тыс. рублей на душу населения.
Еще Екатеринбург тратит на общегосударственные расходы – обеспечение функционирования органов власти и судебной системы города. Наибольшую долю они занимают в бюджетах малых и средних городов. Траты на общегосударственные вопросы стоят в городском бюджете примерно наравне с тратами на социальную политику – и составляют около 7% от общих расходов. В Екатеринбурге примерная сумма таких трат – 1,6 тыс. рублей на душу населения.
Что делать?
В конце своей работы эксперты задаются проклятым русским вопросом «Что делать?» и приводят несколько вариантов его решения. Среди самых эффективных способов они предлагают активную продажу и сдачу в аренду муниципального имущества, увеличение аукционов и торгов (чтобы имущество не простаивало и приносило городу доход), улучшение платежной дисциплины и установку максимальных ставок для местных налогов (земельный налог и НИФЛ).
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.