Образование ради образования

Ректор Варненского университета менеджмента о новых процессах в образовании и важности учебы за границей

15 декабря, 23:03, 2017г.    Автор: IMC

Доктор Тодор Радев, ректор и президент Варненского университета менеджмента, 21 декабря в Ельцин Центре выступит с лекцией об интернационализации высшего образования и экономических стратегиях развития современных университетов. Специально для It’s My City он рассказал, какое влияние на сферу образования оказала и продолжает оказывать глобализация, как международные университеты приспосабливаются к новым условиям и о том, какую стратегию выбрать поступающему для эффективной инвестиции в будущее.

Какие новые процессы происходят сегодня в образовании в интернациональных институтах?

За последние 30-40 лет наш мир изменился и, конечно, изменился подход в образовании. Сегодня в мире, где знания являются общедоступными, и с помощью одного клика в интернете можно найти любую информацию, роль образования коренным образом изменилась. Сейчас основная задача в том ,чтобы не давать знания, а развивать умения.

Образовательный институт должен обучить студентов эффективным способам поиска информации: как классифицировать и систематизировать полученную информацию; как проанализировать эту информацию и на базе этого анализа как извлечь из нее новое понимание, знание или решение проблемы. Второй задачей является развитие качеств будущих специалистов: самоорганизации, инициативы, креативности, умения работать в команде, умения слушать, толерантности и гибкости. И не менее важно научить студентов новым технологиям – что и как необходимо использовать – чтобы справиться с первыми двумя задачами.

В процессе глобализации и интернационализации экономики информация становится глобальной. В интернете он представлена на разных языках. И чтобы быстро ориентироваться в этой информации, необходимы языковые знания. Современные корпорации, международные фирмы с офисами в разных странах, зачастую в команде имеют 5-10 человек разной национальности. Поэтому молодой человек должен уметь работать в интернациональной среде. Это является специфичным умением, навыком, который становится необходим в связи с развитием трансконтинентальных корпораций.

Молодые люди должны быть толерантны и должны уметь решать проблему, а не отвлекаться на споры о религии, расе, культуре и прочих отличиях одного от другого

Фирмы предпочитают таких кандидатов, у которых уже есть опыт работы и общения в международной среде, опыт взаимодействия с другими культурами. Выпускникам интернациональных университетов намного легче найти работу, получив образование в международной среде. Помимо того, что человек в процессе такого общения сам культурно обогащается и развивается, он также получает преимущество в том, что умеет работать и с клиентами фирмы из разных стран и разных национальностей.

Как еще может трансформироваться образование в будущем?

Образование будет изменяться в том направлении, в котором оно меняется последние 30-40 лет. Все меньше фокус будет на выдаче знаний, а все больший на развитии личностных качеств и на самоподготовке, на самостоятельном поиске решений. Имеется тенденция в пользу дигитализации образования и в ущерб присутственного обучения. Студенты будут учиться дома и собираться для обсуждения того, что они узнали. Ролью преподавателя в таком случае становится модерация, управление дискуссиями, мозговыми штурмами.

Сейчас популярно онлайн образование, и его популярность будет расти. А это является определенной угрозой для традиционных университетов. Раньше студенты выбирали университеты заграницей, когда были недовольны качеством образования в своей стране, и уезжали. А скоро им уже не нужно будет и уезжать – можно будет учиться дистанционно. Поэтому важно предложить студентам то, в чем они нуждаются.

Другим фактором является развитие технологий и высвобождение времени для собственного развития у сотрудников. Если часть работы передается механизмам, компьютерам и роботам, то у людей появляется возможность для обучения в свободное время. Но это обучение не будет профессиональной подготовкой, не будет подготовкой к той или иной специальности для получения конкретной должности в фирме.

Это будет образование ради образования, развития. Люди будут изучать более абстрактные предметы и искусство ради культурного обогащения, духовного развития. А прагматичное образование останется в прошлом

Насколько работник и работодатель из разных стран стали ближе друг к другу?

Могу сказать, что, например, у Варненского университета менеджмента есть две очень сильные отличительные особенности. Первая: сильная интернационализация (обязательные стажировки или 1-2 семестра обучения за границей во время учебы). Каждый студент после выпуска должен иметь международный опыт, это наше требование. И вторая: мы один из университетов, который наиболее близок к бизнесу. Все наши студенты стажируются в тех бизнес-структурах, которые отвечают их специальности. Мы ищем возможности для того, чтобы студенты получали не только теоретическую или общую подготовку, но и чтобы они на практике ознакомились с тем, что изучают, будь то отель, туристическая фирма, маркетинговый отдел в корпорации, ресторан или ИТ фирма.

Кстати, контакты между практикантами и работодателями очень интенсивные. Студенты стажируются в 4-5 звездочных отелях в странах Европы, в ресторанах, отмеченных 1-3 звездами Мишлен. ИТ специалисты уже со второго курса трудоустраиваются, и в связи с этим мы даже были вынуждены перенести их занятия не вечернее время, чтобы они имели возможность совмещать учебу и работу. Варненский университет стоит в топе болгарских университетов с наиболее высоким процентом трудоустроенных студентов в области менеджмента, маркетинга и туризма после выпуска. А после стажировки у них появляется графа опыта по специальности в их резюме, чтобы быть более конкурентоспособными на рынке труда.

Есть ли необходимость опыта обучения в другой стране, прохождения стажировки или получения ученой степени на сегодня?

Международный опыт является в настоящее время прикладным знанием и умением. Он помогает легкой адаптации в новой среде, в новой компании, в новом коллективе. Все больше компаний становятся интернациональными и работают с зарубежными рынками.

Обучение в другой стране дает человеку другую точку зрения на уже знакомые вещи. Он знакомится с новой культурой и может взять в свою культуру некоторые положительные особенности в профессиональном плане.

Часто студенты черпают бизнес идеи, которые потом воплощают в своей стране. Они видит, что что-то хорошо работает там, и переносит этот опыт на свой город, свой регион и развивает свой бизнес, развивает свою страну

Люди, проходившие обучение, стажировки или получившие любую образовательную степень за рубежом обладают преимуществом перед теми, кто только обучался в своей родной стране. Их опыт более богат и разнообразен. В целом они обогащают свою культуру знаниями и умениями, принесенными из-за границы.

Надо ли понимать ученику перед поступлением и выбором вуза, где территориально он планирует работать, чтобы изначально правильно себя готовить к будущему?

Очень мало абитуриентов знают при поступлении, чего они хотят. Конечно, бывает, что у человека есть внутренний мотив, например, желание готовить или программировать. Тогда студенты становятся очень усердными в том направлении, которое им по душе. Но при этом такие люди с трудом учат то, что считают не обязательным для него. Они еще не имеют правильного представления, что им может быть полезно в работе и в развитии карьеры.

Все-таки более правильным является вариант, когда абитуриент имеет некоторое представление о том, чего он хочет от работы, и какую работу бы хотел. Ведь сейчас многие идут не за конкретными знаниями: они привлечены местом нахождения учебного учреждения, студенческой жизнью, легкостью в обучении. Они не знают, чего они хотят от своего профессионального развития. И тут кроется большая опасность в том, что такие студенты становятся легко управляемыми людьми. За них решают родители, какую специальность выбрать, затем решает работодатель, какую должность и заработную плату предложить. Наша задача дать абитуриентам возможность начать с общего и прийти к частному, начать с общих дисциплин той или иной специальности и потом выбрать профиль. И абсолютно не важно, где территориально потом выпускник будет работать. Обладая теми навыками, которые дает ВУМ, развив важные личностные качества, такие как инициатива, самостоятельность и креативность, человек будет готов сделать любой шаг в своей карьере и успешно ее развивать.

Материал подготовлен при поддержке Болгарского культурного центра в Екатеринбурге

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: