Терять нельзя сохранить

Дмитрий Москвин говорит слово о нашем бедном конструктивизме

15 ноября, 17:35, 2017г.    Автор: Дмитрий Москвин

Сегодня стало известно, что в Екатеринбурге готовят к сносу шестиэтажный дом по адресу Чапаева, 14/4, относящийся к конструктивистскому комплексу Городок милиции, построенному в 1930–е для высших чинов свердловского НКВД. Не такой известный, как Городок чекистов, комплекс не был признан памятником архитектуры или объектом культурного наследия, а дом для высших милицейских чинов неминуемо разрушался. В связи с этим сотрудник Уральского ГЦСИ Дмитрий Москвин высказался на своей странице в фейсбуке по поводу реального сохранения авангардной архитектуры в Екатеринбурге. С разрешения автора приводим его текст полностью.

Я согласен с Мариной Сахаровой, что за бесконечными воспеваниями «свердловского конструктивизма» на выставках и конференциях мы напрочь вытоптали публичное обсуждение происходящего с «памятниками» советского авангарда в Екатеринбурге.

Сегодня горожане беззащитны перед угрозой ликвидации любого из строений, нет никаких отработанных механизмов повлиять на реконструкцию конструктивистских объектов. Ни разу не было проведено ни одного конкурса на реновацию такого здания. А тем временем здания ветшают, фасады осыпаются, мнение, что это «трущобы и архитектура для бедных» набирает сторонников.

О реальной роли и месте конструктивизма в Екатеринбурге свидетельствует хотя бы тот факт, что в споре о строительстве храма-в-пруду самым слабым аргументом оказывался риск растворения в тени храма стадиона Динамо.

Если бы чиновники, бизнес и горожане действительно знали, понимали и верили в ценность конструктивизма, то вопрос о храме около такого памятника обсуждался бы в иной тональности

Сегодня буквально каждый объект конструктивизма в городе находится в зоне риска. Почти полностью утрачена застройка Втузгородка, чудовищный средовой контекст обрёл Медгородок, серьезная угроза нависла над одним из жилых строений Городка чекистов после пожара, да и судьба одной из жемчужин города - гостиницы «Исеть» после передачи областным чиновникам остается неочевидной. Пустуют и руинируются гостиницы «Мадрид» и «Большой Урал», здание лаборатории у проходной Уралмашзавода, начат разбор кинотеатра «Темп» и следом соседней школы. Не найдены средства и никто не спешит их жертвовать, чтобы сделать Белую башню белой. Список можно продолжать. Сейчас остро встал вопрос об утрате целостности архитектурного ансамбля Городка милиции.

Конечно, мы обязаны понимать, что многие дома строились из очень плохих материалов, а отнюдь не из желаемого архитекторами железобетона. И сейчас эти материалы изношены настолько, что проще иногда разобрать строение. Но кто и когда обсуждал, как пересобрать такое здание, реальность возведения нового строения по чертежам старого? Точно ли в Екатеринбурге есть только одна дорога - выкорчевать, выжечь и нагромоздить 30-этажную фавелу?

Медийные байки о «самом-самом» Екатеринбурге не помогли городу решить очевидную проблему, о которой специалисты говорили и кричали последние 15 лет. Самоуверенность и снобизм - не те качества, которые необходимы в деле сохранения культурного наследия.

А свердловский конструктивизм - это не просто наше наследие, это один из немногих мостиков, который связывает нас с мировым культурным контекстом и делает город интересным и заметным

PS. Давно говорю, что 300-летие города - последний шанс сохранить этот пласт истории Екатеринбурга. Еще есть пять лет, чтобы разработать и начать реализацию стратегического проекта по ревитализации конструктивистской архитектуры в городе, нахождении новых приемов и технологий. Дорого? Конечно. Но и денег в регионе пока предостаточно, глядя на амбиции местных предпринимателей.

Главное фото: сайт Уралнаш

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: