«Мы захватили территорию и начали строить арт-объекты»

Куратор фестиваля «Архстояние» Антон Кочуркин о создании всемирно известной выставки в глубокой провинции

8 ноября, 21:08, 2017г.    Автор: IMC

Антон Кочуркин, один из создателей и куратор фестиваля «Архстояние», который располагается на территории деревни Никола-Ленивца в Калужской области, в конце октября приехал в Екатеринбург на международный форум «Культура как предприятие». В разговоре с IMC он рассказал о создании и этапах развития масштабного культурного комплекса в условиях абсолютно самобытной негородской среды.

- Антон, говоря о местоположении фестиваля «Архстояние», разговор часто заходит о проблемах организации культурного мероприятия в неприспособленной для этого среде. Но существуют и преимущества, в чем они состоят?

- Никола-Ленивец привлекателен своей абсолютной свободой и отсутствием городского контекста. Этот проект начинался как художественная воля и не встретил никакого запрета. Грубо говоря, мы просто захватили территорию и начали строить на ней арт-объекты. Потом, конечно, пришлось пройти множество процессов согласования, были войны и даже один суд с национальным парком, но мы его выиграли и научились работать совместно. Оттуда к нам часто приходили и спрашивали советов: как лучше работать с этой территорией, зарабатывать на ней деньги, предлагали придумать совместную систему. Собственно, это мы и сделали, создали отработанную и уникальную систему продажи билетов в наш парк, где одна половина из вырученных средств идет в наш фонд, а вторая – парку. Такого принципа работы в России я еще не встречал.

- Как местные жители восприняли то, что их малоизвестная деревня превратилась во всемирно известную выставку?

- Наша работа как и началась с общения: мы пришли в деревню Звизжи, она находится в трех километрах от Никола-Ленивца, так как там действительно сохранилась какая-то сила из молодежи и местных жителей, которых в Никола-Ленивце осталось совсем немного. С ними мы начали выстраивать диалог на тему: зачем нужно искусство, как оно может помочь и чем оно может стать именно для вас? В результате этого диалога мы нашли смельчаков, которые решились помочь нам. Например, приготовить еду для гостей фестиваля, принять участие в строительных работах, обеспечить гостей жильем, сдавая комнаты. Со временем количество активистов увеличивалось, а число неверующих в наш проект - уменьшалось.

- Как вы считаете, что в большей степени повлияло на трансформацию в восприятии Никола-Ленивца от малоизвестного места для художников и архитекторов до всемирно известной выставки?

- На самом деле, Никола-Ленивец не являлся местом паломничества художников. В 1989 году московский архитектор Василий Щетинин гостил неподалеку от Никола-Ленивца и случайно набрел на эту деревню. Ему так понравилась находящаяся на холме церквушка и живописный поворот реки Угра, что он решил построить себе дом и пригласить туда друзей, которые тоже со временем там осели и построили свои участки. Кто-то отдыхал, кто-то вдохновлялся и писал картины.

Появилось дачное сообщество, и в какой-то момент Николай Полисский, будучи живописцем, почувствовал себя художником ленд-арта и в 2000 году создал на территории свой первый ленд-арт проект «Снеговики». Он продолжал экспериментировать с материалами, но Никола-Ленивец по-прежнему оставался неизвестным местом, слишком уж далеко, странно и мало кому нужно. Он стал думать, как привлечь туда людей и позвал нас с Юлей Бычковой на помощь. Так мы придумали фестиваль «Архстояние», куда пригласили не художников, а архитекторов, потому что именно они работают с пространством.

Первый фестиваль 2006 года прошел очень успешно, мы получили грант фонда Потанина, несмотря на его спорность, так как мы не музей и музеефикации не имели в том числе, а располагались под открытым небом. Далее фестиваль захотелось организовать снова, но чтобы понять, где находятся границы влияния художников и архитекторов, границы между объектами и природой, и тогда я предложил тематизм.

- И на чем основывается выбор темы каждого фестиваля? Как происходит процесс ее создания?

- Выбор темы - это достаточно мучительный процесс, потому что ее нужно вытащить из места, контекста, ситуации в мире и воздухе. Она также влияет на подбор авторов или наоборот, назревает тогда, когда мы уже дискутируем с ними - прямыми создателями контента. Иногда темы вызревают из предыдущих лет. В 2006 году все строилось на вдохновении людей, которые решили создать «Архстояние» и на вдохновении тех, кто к нам приехал.

В 2007 году появилась тема «Граница», потому что иначе невозможно контролировать создание такого большого количества арт-объектов, в 2008 году начались проблемы с национальным парком, и нам стало ясно, что мы не можем строить объекты на земле. Тогда мы спустили фестиваль на воду, а его темой стал «Ноев ковчег». В 2009 году нам по-прежнему нельзя было строить объекты на старой территории, и мы прыгнули в новые земли с темой «Вне земли».

В 2010 году я отошел в сторону в качестве куратора. Новым куратором стал Олег Кулик, который на тот момент находился вне нашего контекста, но пришел он со своим внутренним содержанием: была предложена тема «Девять муз лабиринта», вся территория парка была охвачена единым действием на грани мистики и перформанса. В 2011 году я снова вернулся на должность куратора фестиваля и предложил достаточно русскую тему «Протосарай».

У нас был сарай как место для жилья, сарай как выставочное пространство, где мы создавали перформансы, сарай сараев - где хранилось все фестивальное добро, а также сарай как романтическая беседка в парке, которая звенела, когда к ней подходили люди. И это была абсолютно русская архитектурная тема

В 2012 году на фестиваль стекаются люди, энергия и деньги. Максим Ноготков, основатель компании «Связной» покупает территорию в 2010 году и вкладывает средства в ее развитие, создает свою управляющую компанию, которая организовывает свои параллельные проекты. Реализуется моя мечта: когда на территории сосуществуют люди с разными интересами и родом занятий. Появляется фермерское сообщество, детский лагерь, наши ландшафтные школы, кемпинг и другие подпроекты, которые являются большим полотном на площади Никола-Ленивца. Это своеобразный год триумфа, который отразился и на теме «Знаки движения». Движение в сторону города будущего, где все живут на природе и занимаются тем, чем хотят.

В 2013 году мы позвали на помощь Катю Бочавар, чтобы исследовать территорию иными методами, наполнить другой жизнью. Фестиваль «Выход из леса» собрал в огромном перформансе архитекторов, художников, актеров, музыкантов и танцоров. Это была архитектура без архитектуры. 2014 год начался с новых амбиций - мы решили интегрироваться в иностранное сообщество, пригласив в качестве куратора Ричарда Кастеля из Франции. Фестиваль «Здесь и сейчас» был своеобразной коллаборацией Кастеля с русской действительностью. Появились интересные стыковки, о нас писали в европейской прессе, где активно обсуждался вопрос проявления фестиваля в месте, которое находится вне городских вызовов.

2015 год - кризис. У нас больше нет инвесторов. Ноготков ушел, «Связной» обанкротился, структура «Архполис» начала разваливаться. Мы снова остались предоставлены сами себе. И тогда мы вновь пошли к жителям деревни Звизжи, ее название и стало темой фестиваля. Занимаясь полезным искусством, мы обустраивали общественные пространства: создали жителям Звизжей уникальную остановку, музей, колонну, возле которой открылся микро-музей сельского быта и сделали реконструкцию входа в сельский клуб

Вы просто не представляете, как местные жители этому радовались, оттуда ушли местные пьяные тусовки, больше не падал шифер, который ранее грозился убить входящего в клуб насмерть

Население также участвовало в создании фестиваля: мы организовали огромный стол, пригласили местных к диалогу, поговорили с каждым, увидели всю эту самобытность.

В 2016 году мы опять возвращаемся в Никола-Ленивец. Тема «Убежище» помогла нам показать то, какой деревня была в 1989 году, когда еще выполняла роль малоизвестного пристанища для художников, которые находили там покой и умиротворение для создания чего-то нового. В этом году мы до сих пор остаемся на полном самообеспечении. Денег в территорию нужно вкладывать много, природа местности агрессивная, кругом болота, дороги то есть, то их нет. Мы поднимаем утилитарные проблемы в художественном смысле и создаем тему «Как жить?», где каждый автор предложил собственное решение этого вопроса.

- Антон, вы также являетесь главным куратором фестиваля «Арт-Овраг» в городе Выкса. Как вы считаете, с какой главной проблемой вам удалось справиться в ходе фестиваля на этой территории?

Важно то, что нам удалось добиться лояльности жителей с помощью целого комплекса: мы построили плоты, которые стали интерактивным аттракционом, организовали образовательные программы, и все наши внедрения в город несли огромную пользу для горожан. Со временем в Выксе были созданы инициативные группы, которые хотели принимать участие в создании фестиваля, жители проявляли осознанную активную позицию.

- Когда-то вы являлись Участником русского павильона Венецианской биеннале 2004 г. Что вы можете сказать об Уральской биеннале и ее заявленной теме?

- Я считаю, что тема «Новая грамотность» очень актуальна. Мне понравилась программа Арт-резиденции, которая на мой взгляд, даже сильнее основной экспозиции. Именно там я увидел качественные работы, плотно связанные с контекстом, а я очень ценю это в искусстве. Также хороша программа, которая охватила промышленные города вокруг. Например, выставка в Нижнем Тагиле на музей-заводе, взглянув на которую я подумал: «Вот так нужно делать! Так нужно показывать искусство людям!». Так что Уральскую индустриальную биеннале в некотором роде можно назвать образцовой.

В форуме, прошедшем 23-24 октября на площадке конгресс-холла БЦ «Президент» приняло участие 32 спикера из России, Голландии, Польши, Франции и Великобритании. За два дня работы его посетило свыше 400 человек; поделиться опытом, получить новые компетенции, обсудить регионализацию музеев, опасность риторики «креативных индустрий» и новые принципы менеджмента в сфере культуры — приехали слушатели из Норильска, Тобольска, Челябинска, Перми, Тюмени, Москвы, Санкт-Петербурга и даже Баку.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: