В эти выходные группа «Сансара» отмечает – страшно подумать – свое двадцатилетие. Музыканты, ставшие лицом и голосом екатеринбургской сцены конца 1990–х и 2000–х, никогда не боялись экспериментировать и оставаться собой. О том, как найти в Москве Екатеринбург, обрести счастье в музыке и сделать состояние «здесь и сейчас» своим жизненным кредо, рассказал IMC лидер группы Александр Гагарин.
Сейчас ты помимо всего прочего занят в одном из московских баров. Что это за работа?
- Это скорее не должность, а одно из моих воплощений. Я – концертный директор «Мумий Тролль Music bar» на Тверской. Занимаюсь именно концертами, планирую вечера заведения, не ночи. Чтобы дать какую-то общую канву, я сочинил историю целой серии концертов, а не отдельно разрозненных и друг с другом не связанных событий. Поскольку мне нравится объединять всех и вся, придумалась история концертного сезона «По любви». У Ильи Лагутенко есть такая песня «Это по любви», поэтому все в стилистике бара.
А в концерте принимает участие несколько групп или одна? Группа отрабатывает вечер или там есть несколько отделений с разными выступающими?
- Нет, конечно, одна группа, которая проводит концерт. Захотелось поменять ориентиры с позиции «ресторан + музыка» на «музыка + ресторан». Но в этом большая сложность, поскольку люди не всегда принимают события так, как мы их преподносим.
Какая публика к вам приходит?
- Она очень разная, поскольку музыка различна. И пока все концерты успешны, даже если на сцене так называемые инди-группы. По билетам бар в плюсе.
А есть какая-то постоянная публика, которая ходит на все концерты?
- Нет. Например, одним вечером выступление Елки, а в другой день на сцене группа «Курара». Соответственно, это абсолютно разная аудитория и общепринятый статус групп.
Москва для тебя сейчас открылась как-то по-новому?
- На самом деле все проще. В какой-то момент я понял, что все разговоры, которые об этом городе ведутся, ко мне не применимы. Москва всегда была ко мне благосклонна, никаких часто цитируемых страшилок я за ней не наблюдал. Более того, у меня достаточно романтическое отношение к этому городу, потому что у меня есть возможность и желание по нему гулять, а не бежать от проблемы к проблеме.
Чем тебя притягивает Москва? Что есть в ней, чего нет в Екатеринбурге? И обратный вопрос: чего тебе не хватает из Екатеринбурга в Москве?
- Штука в том, что, на мой взгляд, Москва такой же маленький город, как Екатеринбург. И все, что я люблю в Екатеринбурге, таинственным образом проявляется и в Москве, только, возможно, чуть в больших пропорциях. И эти два города для меня будто смешались.
Сейчас я будто могу выйти с улицы 8 марта, но повернуть не на Ленина, а, например, на Дмитриевскую. И мне нравится это ощущение.
То есть, история о том, что столица условно переезжает к нам в Екатеринбург, с тобой уже произошла?
- Я вообще считаю, что чем меньше мы будем тратить времени на преодолеваемое расстояние, в силу технологического прогресса, чем быстрее мы будем добираться из той же Москвы в Екатеринбург, тем быстрее понятия городов будут стираться.
Разве то, что ты переехал, не связано с тем, что в Москве больше способов для самореализации?
- Ну, во-первых, я никуда не переехал. Я будто живу в одном городе, который связан из двух. Иногда мне говорят, будто я отмахиваюсь и специально придумал так говорить, но нет, я действительно так чувствую.
У тебя это произошло естественным образом или ты сам себя как-то гармонизировал?
- Это произошло естественным образом. С начала существования группы «Сансара» мы стабильно посещали Москву. Просто сейчас мои посещения стали чаще.
А как репетирует группа?
- Сейчас нет проблем с тем, чтобы создавать музыку на расстоянии. Есть психологический момент, когда хочется быть рядом, плечом к плечу, спиной к одной и той же стене и так далее. Это единственное, чего порой не хватает, а все остальное – надуманное.
Думаешь, ребята из группы точно так же чувствуют себя, общаясь с тобой?
- Наверняка иначе. Мы разные люди. Но я тут для себя придумал поговорку — «Жить в одном городе – непозволительная роскошь» и часто её использую в наших беседах.
Тебе чего-то в Москве не хватает из Екатеринбурга?
- В целом, нет. Единственный ощутимый минус Екатеринбурга - это грязь. Здесь ощутимо не чисто. Здесь выпал снег и все, никто ничего не делает. Думаю, что все эти вещи важны, поскольку, что у нас в доме, то и в голове. Такое положение вещей думаю влияет и на жителей. А Москва вообще очень опрятная дама, у которой в статусе традиционно «все сложно», но с ней всегда можно найти общий язык.
А Екатеринбург для тебя - это дама? Или все-таки мужчина?
- Ага, мужчина.
Екатеринбург готовится отметить свое 300-летие. Какие бы культурные и утилитарные проекты ты предложил городу реализовать к этой дате?
- Во-первых, я считаю, что Екатеринбург в этом смысле хорош сам собой. Я действительно видел разницу, так как объездил множество других городов. И Екатеринбург сильно отличается от других.
Я знаю, как к Екатеринбургу относятся в других городах, в том числе в Москве и Питере. Каким-то образом наш город самодостаточен. Если в Перми требуется история сверху, чтобы устраивать какие-то культурные активности, то здесь это всегда история, идущая снизу. По большому счету, львиная доля помощи Екатеринбургу - это сохранение этого баланса, без вмешательства. Потому что город развивается и самостоятельно. Это его достоинство, отличие от других областных центров.
Одна из инициатив - это проект восстановления Храма святой Екатерины, который был заложен в один год с городом и тоже отметит свое 300-летие. Ты считаешь, нам такой храм нужен?
- Я, как сочувствующий буддист, приветствую любую историю, способную принести покой и уют в умах преобладающего количества горожан. Но с другой стороны, часто гуляя по набережной у Ельцин-Центра я наслаждался видом противоположного берега с уже действующим Храмом-На-крови, и мне всегда казалось, что ландшафт вполне определён. От всех прочих споров я воздерживаюсь.
Моя позиция не является позицией верующего человека, я не религиозен, у меня свои размышлений на этот счёт, но они личные, поэтому я их не высказываю
Я знаю историю, и прекрасно понимаю желание восстановить то, что когда-то было утрачено. Но это не часть моего представления о мире, и я не считаю, что должен быть участником в этой полемике.
Как тебе идея открыть музей уральского рока? Многие считают тебя его олицетворением.
- Я спокойно отношусь к музыкальным определениям, но они не имеют ко мне никакого отношения. По факту, я работаю в жанре авторской песни. Авторская песня - это песня автора. И всё. Музыка может быть любой, и никто не вправе ее ограничивать. Есть мой личный музей, он такой… внутренний. Там мои впечатления о людях, прежде всего. Этого достаточно.
А ты бы сдал в музей артефакты «Сансары»?
- В отличие от прекрасного Боуи, я не храню собственные вещи, которые он с 16 лет собирал для собственного музея, вплоть до нижнего белья и билетов на концерт. В его случае я предполагаю, что это был расчет менеджера, но кажется людям в массе свойственно привязываться к вещам. Вопрос, зачем это всё? Полнить своё сожаление об утраченном? У меня лишь радость о «здесь и сейчас» и возможно, в этом и есть счастье.
Поздравить «Сансару» с днем рождения и услышать новые песни можно будет 4 и 5 ноября в «Доме Печати». Начало концертов и в субботу, и в воскресенье – 19 :00, подробности на сайте клуба.
Фото: Анна Ульянова
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.