Как закалялась сталь

Рассказываем об «Огнях Урала», главном театральном событии 4-й Уральской биеннале

5 октября, 22:00, 2017г.    Автор: Ксения Николаева

Под симфонический индастриал, напоминающий вступления с фестиваля Burning Man, актеры соединяются в перекатывающийся по сцене механизм, периодически распадаясь и снова собираясь. Так начинается оратория «Огни Урала» - главная перфоманс-премьера IV-ой Уральское биеннале современного искусства. Мы отправились в Центр культуры и искусства «Верх- Исетский», где актеры играют на расстоянии вытянутой руки от зрителя, чтобы понять, что это за site-specific.

В центре зала в окружении пористых камней, металлических ограждений и фонарей застыли танцовщики «Провинциальных танцев», облаченные в черное. Внезапный удар по металлу, и человеческая конструкция на сцене приведена в движение – завод начал работу. Хотя здесь есть неточность, ведь начало всего действа поджидает зрителях уже на ступенях Центра культуры и искусств «Верх-Исетский». Это пролог истории о том, как зажигались огни первых индустриальных производств на карте России, деформированный светом и звуком, во главе с Лениным в розовой неоновой дымке.

Специальная перфоманс-платформа Уральской биеннале уже на прошлой выставке стала одной из значимых площадок, где показывали яркие неоднозначные постановки. Причислить спектакль к какому-то определенному жанру нельзя: здесь есть современная хореография от «Провинциальных танцев», музыка от композиторов Дмитрия Ремезова и Карло Чичери, хоровые партии от выпускников консерватории и солистов Музкомедии, перфомансы и современное искусство.

«Огни Урала» создавались на основе либретто, которое уральский писатель и журналист Николай Харитонов написал в 1932 году, к 15-летию Октябрьской революции. Тогда оратория была исполнена в Оперном театре и забыта на 85 лет, когда в архивах на нее наткнулись кураторы биеннале. «Когда мы обратились в театр, то там даже не смогли найти никаких документов – как это было», – рассказала куратор перфоманс-платформы Уральской биеннале современного искусства Ольга Комлева.

«Мы заказали переработать либретто драматургу Ирине Васьковской. В итоге родился новый язык, основанный на индустриальной лексике. Если главную партию герой исполняет на русском языке, то все остальные изъясняются при помощи набора индустриальных терминов и латыни». Такой сюрреалистический диалог между актерами в спектакле напоминает путешествие в прошлое на очень современной машине времени, в результате зритель видит мир, которого уже нет, но на фоне – новый промышленный арт, саунд-дизайн и современный танец.

Люди на сцене двигаются словно роботы, переставляют невидимые предметы, становятся частью биомеханического конвейера, иногда превращаясь в капли олово на раскаленной сковороде. «Встать! Стать сталью!» — гласят в рупор, и в голове проносятся слова: индустриализация, коллективизация, пятилетки, светлое будущее, строим, строим, строим – уже не понять: машина для человека или человек для машины? Настоящий минималистичный стим-панк с эстетикой паровых машин. Изящество ломаных, рваных движений под тяжелый ударный ритм — все это очень далеко от классического понимания танца. Это скорее выплеск энергии и отождествление себя с музыкой. Даже имитация шума здесь является именно музыкой. Оркестр играет эту часть по нотам, у каждого инструмента - своя партия, а вместе они создают ощущение оживленного цеха. Рассказывают историю с помощью звука.

Специально для постановки в зале демонтировали кресла, потому что артисты задействуют как сцену, так и пространство зал. Это одна из главных особенностей формата site-specific, который пришел к нам из Европы, где с публикой не церемонятся и выводят ее из «зоны комфорта», не давая «уснуть в кресле». В России это расценивается как «провокация», хотя зритель уже начинает привыкать, что с ним обращаются смелее, пытаются растормошить.

Купив билет на site-specific, человек может оказаться где угодно: в заброшенном цехе, на железнодорожной развязке или в пустом бассейне. В поисках других «правил игры» режиссеры часто выходят на улицу и присматривают новые пространства. В нашем случае – в бывшем ДК металлургов Верх-Исетского завода. Пол застелен угольной пленкой, по которой и глиссируют танцовщики, а некоторые вокалисты поют прямо с балконов. Действие здесь повсюду. Весь спектакль оформлен в черно-кумачовом цвете, отсылая зрителя в Страну Советов. Металл, трубы, камни – заводской дух объединяет все пространство от декораций до костюмов.

Увидеть «Огни Урала» можно 11, 12, 18, 31 октября, 7, 8, 9 ноября. Начало в 21.00 в ЦКиИ «Верх-Исетский».

Фото: сайт Уральской биеннале и сообщество ГЦСИ Урал в фейсбуке

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: