Не платить налог временем

На Уральской биеннале современного искусства обсудили, как продуктивно ничего не делать

20 сентября, 23:17, 2017г.    Автор: Евгения Пешкова

Философ Аристотель определил время как меру движения. Прошлое, настоящее, будущее, часы как средство измерения этих категорий –это придумал человек, чтоб упорядочить жизнь. Но быстротечность времени только прибавляет хаоса, а не увеличивает порядок. Тратишь больше нервов из-за того, что куда-то опаздываешь, не высыпаешься в отведенные стандартом 8 часов, не успеваешь выйти замуж до 30 и так далее. В современном обществе «жизнь одним днем» порицается, и прокрастинировать с чистой совестью не получается. IMC на симпозиуме 4-й биеннале в Екатеринбурге выяснил, имеем ли мы власть над временем.

О том, куда постоянно уходит время, почему общество порицает прокрастинацию и можно ли жить медленней, рассуждали философы Йоэль Регев и Пётр Сафронов и искусствовед Борис Клюшников. На симпозиуме Уральской индустриальной биеннале они рассказали, как современные художники деполитизируют и обезвреживают саму идею времени.

«Сейчас у нас отнято время, как воздух отнят кондиционерами. Нам оставили иллюзию владения временем, как подачку для того, чтобы мы еще чувствовали себя людьми», – заявил Петр Сафронов. Ученый объяснил, что капитализм делает нас рабами времени. Эпоха принятия решений превратилась в эру прокрастинации.

Мы говорим «когда-нибудь», что в бешеном ритме жизни по сути означает «никогда»

В попытке поймать время Петр вырабатывает собственную концепцию продуктивного стояния, взяв для сравнения обычное дерево. Так, корни дерева – это жизнь, ствол, листва – спектакль. Суть в том, чтобы нащупать место между жизнью и спектаклем.

«Дерево никуда не спешит, оно стоит, но при этом движется», – говорит он. Философ осмысляет эту идею продуктивного стояния уже год. Кажется, оксюморон продуктивного стояния наглядно выражен в занятиях йогой, но проблему времени это все равно не решает. Пока Петр пришел к выводу, что именно фигура ребенка способна найти способ эффективного «ничегонеделания», так как взрослые ошибочно предполагают, что понимают время.

Философ и преподаватель Европейского университета в Санкт-Петербурге Йоэль Регев пытался решить проблему времени с помощью фигуры диджея, который сводит, микширует, режет треки, соединяя несоединимое. По мнению спикера, мы постоянно этим занимаемся, но неосознанно. Когда ловим себя на мысли, что что-то забыли секунду назад, мы совершаем скачок из одной реальности в другую.

«Мы постоянно вытаскиваем себя из одной реальности в другую, пытаясь понять, например, как получилось, что в эту минуту я занимаюсь с кем-то сексом»

«Наша жизнь, как поезд, мы переходим из вагона в вагон, забывая, что можем переходить из одного поезда в другой. Но из множества реальностей, человек выбирает только одну», – добавил профессор.

Мучительная проблема выбора мастерски показана в фильме «Господин никто». Там человечество изобретает бессмертие, которое открывает перед людьми безграничное множество реальностей, которые можно попробовать в своей вечности. Вопрос – не потеряет ли жизнь и время при этом своей ценности?

Есть другой способ помимо бессмертия. Проблему «диджеинга» во времени в некотором смысле решает техника и современное искусство.

«Психоделический экстаз поездки возникает благодаря технике. Поездка не происходит во времени, а техника не расширяет человеческое тело, но они вместе производят новое время», – предположил далее философ и историк искусства Борис Клюшников.

Иначе говоря, нет необходимости пить, употреблять запрещенные вещества, чтобы почувствовать себя в другом измерении, техника стала альтернативной психоделической реальностью. Планшеты, смартфоны дают новое ощущение времени.

Вы садитесь поиграть в игру летом, вам кажется, что проходит несколько часов, но смотрите – на улице уже сентябрь

Техника служит и современному искусству. Здесь преодолевается временной раскол, происходит синтез реальностей. Современное искусство – это уже не искусство, а объекты, которые фиксируют современность. Мы все чувствуем время по-разному, но как раз биеннале позволяет синхронизировать разные длительности. Как правило, это относится к видео. Ты не можешь посмотреть весь проект разом. Объект может заключать тысячи часов видео, тем не менее, ты включен в процесс, вместе с тем, ты можешь в любой момент отойти, обсудить какой-то заинтересовавший тебя момент.

«Мы идем на выставку не чтобы узнать новое, а потому что на выставке мы станем субъектами общего времен»

Так или иначе, категория времени всегда будет волновать людей. Вариантов осмысления много, каждый волен выбирать подходящий именно ему. Но, как верно подметил гость симпозиума, время нужно прожить, а не пытаться его понять.

Фото: Zoom Zoom Family

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: