Четвертая индустриальная осень

Большой гид по 4-ой Уральской индустриальной биеннале современного искусства

14 сентября, 23:18, 2017г.    Автор: IMC

В четверг, 14 сентября, открывается Четвертая Уральская индустриальная биеннале современного искусства. До 12 ноября самый крупный на Урале смотр актуального искусства приглашает искушенных и не очень зрителей знакомиться с «Новой грамотностью». Именно так звучит тема новой биеннале: она посвящена труду и досугу нашего недалекого будущего и показывает, какие изменения ждут нас в ближайшее время практически во всех сферах жизни. IMC рассказывает, что можно будет увидеть в пространстве основного проекта и выставках арт–резиденций, которые разместились в помещениях бывшего Приборостроительного завода на Горького, 17.

По словам куратора биеннале Жоана Рибаса, «новые формы грамотности нужны, чтобы приспособиться к тому, как индустриальная революция соединяет цифровой, физический и биологический миры».

Такая масштабная тема требует широкого охвата –в этом году проекты биеннале включают в 27 городов, привлекают свыше 70 художников из 23 стран и задействуют 20 площадок по всему Уралу в параллельной программе. Как отметила комиссар биеннале Алиса Прудникова, протяженность маршрутов программы арт-резиденций составит более 19 000 километров, образовательная и интеллектуальная программа Университета биеннале рассчитана на 100 с лишним часов.

Основной проект

Основной проект «Новой грамотности», расположенный на первом (там, кстати, уже работает книжный магазин, лавка сувениров и небольшой бар), втором и тртьем этажах Приборостроительного завода, задуман как инструмент визуального и экспериментального исследования, который отталкивается от трех основных метафор: «Изображение как свидетель», «Капиталистическая хореография», «Сопротивляющееся слово».

Зрителя встретит старая кинохроника с кадрами, на которых рабочие уходят с фабрики. И «Работа» нижнетагильских стрит–артистов ЖКП – так куратор подчеркивает промышленный дух здания, буквально пропитанный трудом.

ЖКП, кстати, сделали отдельную комнату в духе своей галереи «Кубива», где каждый предмет, если присмотреться – объект искусства. Сергей Потеряев в духе свой выставки «(Пост)индустриальный Урал» в «Доме Метенкова» представил коллажи из Старой Утки. А художник Павел Отдельнов – графические портреты ударников производства и рабочих, увиденных в городских многотиражках.

Еще вы увидите, как Баби Бадалов представит свою работу RainCarNation; как Уго Канойлас в монументальной росписи «Кошка играет с серпом» предложит считать время идущим от будущего к прошлому; как фотограф Мойзес Саман расскажет об истории конфликтов конца ХХ и начала XXI века; как Александра Паперно построит лирическую инсталляцию трехкомнатной хрущевской квартиры, рассуждая о стандартизированном досуге на стандартной жилплощади.

Обратите внимание на «Комнату желаний» Людмилы Калиниченко, посмотрите, как теплица с растениями, созданная художниками «Лаборатории городской фауны», обогревается за счет охлаждения процессора, который «майнит» криптовалюту. Еще вас ждут картины, вдохновленные переработкой ядерного топлива, интерьеры станций метро, названных в честь революции 1917 года, а также загадочное слово «transatlanсуха».

И это только малая часть произведений основного проекта, которые раскиданы по всему зданию бывшего завода. Искать их в глубине коридоров и десятках кабинетов – особенное приключение биеннале

Программа арт-резиденций

На 2 этаже завода разместились работы, вдохновленные Уралом и его индустрией. Художники со всего мира знакомились с промышленным наследием региона, осмысляя его в своих произведениях. В 2017 году программа Арт-резиденций получила новое измерение — маршруты по Уралу, объединяющие поездки выходного дня, современное искусство и промышленный туризм.

«Точка сборки – это место, где представлены все элементы в своем чистом и/или преобразованном виде. Так, минералы и соединения металлов снова превращаются в краски и служат живописи, уголь и графит покидают лаборатории агломератчиков и возвращаются к рисунку, медь, дерево и серебро приходят на службу искусству графики» - рассказала куратор программы арт-резиденций Женя Чайка.

В программе арт-резиденций принимают участие художники из Финляндии, Мексики, Швейцарии и России. Их работы можно будет увидеть на Сысертском фарфоровом заводе, Белоярской атомной станции и других индустриальных центрах, многие из которых впервые открывают двери для посетителей.

Швейцарский художник Руди Дессельер уже 15 лет исследует металл как источник звука. Специально для биеннале он создал пространственную инсталляцию совместно с Кыштымским медеэлектролитным заводом. Прикрепленные к потолку медные провода резонируют через медные же пластины - и так рождается звук. Говорят, он даже лечит.

Мексиканец Гектор Самора совместно со Свердловской железной дорогой и заводом «Уральские локомотивы» представит саунд-перформанс с участием работников РЖД: они будут излекать звуки, использую колесную пару.

Ханналеена Хейска из Финляндии сделала объектно-графическую инсталляцию с использованием древесного угля и предметов, найденных в помещениях Приборостроительного и Сысертского заводов.

Мультипликатор Нина Бисярина построит тотальную инсталляцию с плавающими островами, основанную на её детских воспоминаниях, дополненную анимационным фильмом. Если смотрели третий сезон «Твин Пикса» – впечатлитесь.

Художница Женя Мачнева с помощью техники шпалерного ткачества представила текстильную копию Каслинского павильона – единственного в мире архитектурного сооружения из чугуна.

Выставка «ТАБУ» и исследовательский проект

На третьем этаже здания любители архивных экспозиций смогут окунуться в историю здания приборостроительного завода, историю (в том числе и очень личную) авангардной архитектуры, а также историю Человека на Заводе – через людей, которые строили завод на Горького, 17.

Весь найденный материал там разделен на четыре секции: «История места», «История завода», «История людей», «История жизни». Эта часть экспозиции не так ярка и захватывающа, как инсталляции, росписи и видео этажами ниже, но собранные здесь материалы способны занять немало времени.

Университет биеннале

В этом году очень важной частью проекта стал Университет биеннале — платформа, включающая образовательную программу, медиацию, симпозиум, форум, программу для детей и подростков.

Университет начинает работу с симпозиума, проходящего в лекционном зале Приборостроительного завода 13-16 сентября. Его цель – познакомить аудиторию с новинками технологического мира и тем, как они трансформируют повседневность; в фокусе будут новые технологии, промышленный дизайн, цифровое гуманитарное знание, спекулятивная архитектура и философия техники.

Среди спикеров: Герт Ловинк (Амстердам) – профессор медиа-теории Европейской высшей школы, создатель концепции «тактических медиа», Ирина Аристархова (Мичиган) – старший преподаватель школы Искусства и Дизайна STAMPS, специалист по гендерным исследованиям, Лев Манович (Нью-Йорк) – профессор Городского университета Нью-Йорка, директор Cultural Analytics Lab, один из ведущих мировых теоретиков цифровой культуры, включенный в список «50 людей, создающих будущее» по версии журнала The Verge.

Записи лекций и архивы с презентациями участников будут доступны для широкой публики на сайте симпозиума.

Кроме этого, молодежная программа биеннале «Центральная заводская лаборатория» даст возможность молодым людеям от 13 до 17 лет почувствовать себя начинающими профессионалами в сфере современного искусства. А детская программа «Цех 9 3/4» станет пространством исследования и творчества с научно-популярными занятиями для детей от 5 до 12 лет.

Основной проект Уральской индустриальной биеннале работает на Горького, 17 с 14 сентября. О параллельной программе, Университете биеннале, спецпроектах и перформанс платформе можно узнать на сайте.

Фото, текст: Мария Трапезникова, Вячеслав Солдатов

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: