Коридоры конструктивизма

В Екатеринбурге стартовали экскурсии в конструктивистскую квартиру–ячейку типа F

7 сентября, 19:17, 2017г.    Автор: Екатерина Щирова

В 2016 году проект Никиты Сучкова «Музеефикация ячейки типа F» выиграл грант в конкурсе Благотворительного фонда Владимира Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире». Сейчас создание музея на финишной прямой — с 3 сентября тут начались еженедельные воскресные экскурсии. Пока что просто обзорные — в квартире ещё ремонт, но ориентировочно в октябре посетителей уже будет ожидать полная экспозиция. IMC побывал на первой экскурсии и узнал, чем примечателен дом с квартирами–ячейками, построенный по проекту автора Дома Наркомфина в Москве.

В пять часов вечера возле калитки, отделяющей тихий двор Дома Уралоблсовета от оживлённой улицы Малышева, нас встречает Никита Сучков. Сегодня он сам проводит экскурсию для первых 14 посетителей.

Путь начинается во дворе жилого комплекса, который был спроектирован Моисеем Гинзбургом в 1928 году. Четыре корпуса с ячейками типа А — привычными нам квартирами, но с кухней меньше обычного, и первый корпус — тот самый, с ячейками типа F. Здесь уже были реализованы и популярные в то время идеи появления элементов социального обслуживания: на одном из последних этажей первого корпуса по проекту была столовая, а в корпусе номер два на шестом этаже некоторое время был детский сад. Кстати, эти два дома для удобного перемещения сообщались надземным переходом по крыше.

Никита ведёт нас между корпусов, рассказывая историю самих построений и их обитателей. Здесь жили военные, инженеры и руководители разных снабженческих организаций региона. Большим семьям давали отдельные квартиры, а в остальном было покомнатное коммунальное поселение.

Эти дома всегда существовали обособлено: двор, как и сейчас, был ограждён воротами, поэтому дети, не ходившие в садик, могли бегать там целый день. В центре площадки была даже сцена, на которой ребята ставили костюмированные самодеятельные спектакли

Корпус с квартирными ячейками типа F предполагался как малосемейный, но когда в проекте отказались от санузлов в каждой квартире, он стал «молодежным». И некоторое время служил общежитием для студентов Горного института. У них был и красный уголок — место с диванчиками, специально выписываемыми журналами и газетами, где можно было отдохнуть, пообщаться с товарищами, провести праздник.

Минуя лестничные пролёты, оказываемся на шестом этаже. Никита пропускает нас в длинный коридор. На стенах висят работы Андрея Баландина — екатеринбургского художника. Нам в 38 квартиру.

Заходя в дверной проём, видим непривычную картину: небольшая площадка и лестница вниз. Это и есть особенность ячейки F — в такой квартире два яруса.

Квартира в процессе ремонта, но пылью или строительными материалами здесь не пахнет. Это потому, что окна расположены друг напротив друга, что позволяет быстро проветривать помещение. Вообще из-за такой планировки комната выглядит просторно и открыто. «Как будто современную идею опенспейса реализовали в 1929 году», — отмечает Никита.

Из экспонатов здесь пока блоки, из которых построены корпуса, материал, которым эти блоки прокладывались, макет дома и старый телефон, найденный при уборке квартиры. Никита рассказывает о том, как жили здесь студенты: несколько панцирных кроватей, рабочий стол и пара стульев.

Этот корпус был объектом переходного типа: были и индивидуальные помещения — ячейки, но в тоже время общий коридор, предполагающий общение с соседями и социальную активность.

Показав нам квартиру, наш проводник предлагает подняться на последний этаж, где была столовая. Нас встречает художник Руслан Саржанов. Говорит, сейчас здесь мастерские, и всё, что после седьмого этажа, принадлежит теперь Союзу художников России. Он проводит нас к надземному переходу между корпусами. Сейчас уже никто не ходит по нему в соседний дом, и он служит, скорее, местом отдыха. Этакий открытый балкон между зданиями, с которого открывается красивый вид на город и на двор комплекса.

Нам везёт, и, попросив не фотографировать, Руслан показывает нам свою мастерскую. В ней очень атмосферно и уютно, можно увидеть колонны, на которых частично стоял корпус. Из-за этого его называли «дом на сваях». Руслан шутит, что, если бы и сейчас строили такие дома, в городе совсем не было бы пробок. Наверное, как в Свердловске.

После экскурсии создается ощущение, будто сейчас выйдешь во двор, а там — шумные весёлые студенты-горняки, на которых опять жалуется комендант. Ощущение, будто выйдешь не в Екатеринбург, а в тот самый Свердловск.

Сейчас для проекта музея–ячейки запущена краудфандинговая кампания, где собирают средства на ремонт площадки. Помочь можно на сайте Planeta.ru. А следить за новостями музея – на его странице в Фейсбуке

Фото автора

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: